Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В последние десятилетия наблюдается неуклонный рост числа детей с речевыми патологиями. Данный факт предопределяет развитие и совершенствование коррекции различных психических, физических, когнитивных процессов развития ребенка.
Речевое развитие в дошкольном возрасте определяется уровнем развития активного и пассивного словаря, звукопроизносительной стороны и фразовой речи.
Существует ряд исследований, расширяющих ранее полученные представления об особенностях формирования лексической стороны детской речи. Анализ этих исследований показывает, что специфика его формирования характеризуется общими чертами дошкольников и младших школьников [1], [7]. Существующие методические рекомендации по формированию лексической стороны детской речи указывают на необходимость специальных исследований, направленных на накопление словарного запаса, уточнение значения слов, расстановку лексических единиц в структуре индивидуального словаря параллельно с развитием познавательной сферы.
Проблеме изучения закономерностей, последовательности и этапов развития словаря возможностей при онтогенетическом развитии речи посвящены труды ученых-лингвистов, психологов, педагогов, психолингвистов (А.Н. Гвоздев [8], Ф А. Сохин [30], О.С. Ушакова [35], А.М. Шахнарович [39], С.Н. Цейтлин [40] и др.).
Учитывая, что исследования, проводимые в рассматриваемой проблемной области, как правило, затрагивают ее отдельные аспекты, до сих пор не существует достаточно четко разработанной методологической системы для формирования лексической стороны речи у детей с речевыми патологиями.
ОНР занимает одну из ведущих речевых патологий среди всех существующих.
Речь детей с ОНР характеризуется наличием низкого словарного запаса, несовершенством фонетико-фонематических процессов, дети не понимают значение бытовых слов. Все это отрицательно сказывается не только на развитии речи ребенка, но и на общем состоянии организма ребенка.
Поскольку основой речевой организации человека является лексика, различные недостатки в ее функционировании значительно усложняют процесс общения и социальной адаптации. Особенности речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) ограничивают способность этих детей понимать речь других, адекватно выражать свои собственные мысли и приводят к отсутствию социальной и повседневной ориентации.
Для детей с этой речевой патологией навыки словообразования существительных развиваются значительно дольше, чем у нормотипичных детей. Это значительно ограничивает возможности детей в самостоятельном познании окружающего мира, самих себя и в развитии человеческих отношений (Л.Н. Ефименкова, Р.И. Лалаева [22], Р.Е. Левина [23], З.Н. Смирнова [28], Т.В. Туманова [33], Т.Б. Филичева [37] и др.).
Таким образом, актуальность темы исследования определяется противоречием между необходимостью подробного изучения формирования номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как нарушения развития речи, но, в то же время, недостаточностью разработок по коррекции формирования номинативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Проблема исследования: определить наиболее эффективные пути коррекции формирования номинативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: изучить особенности формирования номинативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования номинативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности номинативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. рассмотреть особенности формирования номинативного словаря в онтогенезе и у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе;
2. описать возможности работы учителя-логопеда по формированию номинативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3. определить уровень сформированности номинативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи;
4. разработать комплекс логопедических занятий по формированию номинативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретической базой исследования: являются труды Г.А. Волковой [4], Р.И. Лалаевой [22], И.А. Смирновой [28], О.С. Ушаковой [36], Т.Б. Филичевой [37; 38] и др., посвященные специфике логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по про-блеме исследования;
- эмпирические: констатирующий эксперимент;
- количественная и качественная обработка полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад №205». В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе описаны особенности формирования номинативного словаря в онтогенезе, выделены особенности формирования номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; описаны возможности и методы работы учителя-логопеда по формированию номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в работе были представлены результаты диагностики уровня сформированности номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, приведены ошибки детей в процессе употребления номинативного словаря. Разработан и описан комплекс логопедических занятий по формированию номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, который может быть использован учителем-логопедом.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические вопросы изучения проблемы формирования номинативного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1 Проблема формирования номинативного словаря в онтогенезе
Научные исследования психологов и педагогов показали, что дошкольный возраст особенно чувствителен к усвоению речи. В результате лингвистическое обучение ребенка должно начинаться рано и проводиться только на их родном языке [8], [9].
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного обучения (далее ФОП ДО). Задачами работы педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста согласно ФОП является:
1 формирование словаря;
2 развитие звуковой культуры речи;
3 формирование грамматического строя речи;
4 развитие связной речи;
5 Подготовка детей к обучению грамоте;
6 развитие интереса к художественной литературе [6].
Как можно свидетельствовать из анализа первостепенных нормативных источников в области речевого развития ребенка-дошкольника, то развитие словаря выступает «фундаментом» в дальнейшем развитии речи. Важное значение в данном вопросе отводится словарной работе.
Прежде чем рассматривать особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, необходимо охарактеризовать понятие «словарь», кратко представить характеристику патологии развития и привести особенности развития словаря в дошкольном возрасте.
Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное обращение с речью ребенка. Без хорошо развитой речи нет реального общения, нет реального успеха в обучении. Одной из задач развития речи является обогащение и активизация словарного запаса.
Г.С. Абрамова рассматривает словарный запас как общий объем слов, которые знает и понимает человек (пассивный словарный запас), использует в письменной и устной речи (активный словарный запас) [2].
В структуру лексического строя речи входит: номинативный, предикативный и атрибутивный словарь.
Номинативный словарь – это словарь, служащий для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий.
Предикативный (глагольный) словарь — это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета в данном языке.
Атрибутивный словарь – это определительный, относящийся к определению, употребляющийся в качестве определения [3].
В классическом варианте в педагогической литературе, посвященной развитию словарного запаса детей дошкольного возраста, выделяются две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие.
Различают словарь пассивный и активный. Пассивный словарь - это возможность ребёнком осмысливания слов, а активным – это вероятность потребления их в речи. Степень развития словаря в целом определяется количественными и качественными показателями. Формирование словаря ребёнка тесно связано с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя, с развитием мышления, восприятия и остальных психических процессов [11].
Если рассматривать структуру номинативного словаря, то в нем можно выделить следующие лексические группы:
1. Бытовой словарь — названия посуды, игрушек, предметов обихода и гигиены.
2. Природоведческий словарь — названия растений, животных, птиц, явлений природы.
3. Социологический словарь — слова, обозначающие труд людей, праздники, традиции, человеческие ценности.
4. Эмоционально-оценочная лексика — слова, обозначающие чувства, эмоции, переживания, черты характера.
5. Лексика, обозначающая пространство, время и количество.
Все названия предметов (номинативные слова, т. е. имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что?) подразделяются на группу по смыслу. Например, названия одежды, посуды, мебели, овощей, фруктов, деревьев, цветов, птиц.
По словам Д.В. Эльконина, различия в лексике «больше, чем в других областях интеллектуального развития» [40, c. 54]. Развитие словаря зависит от множества причин: наличия патологий в развитии, индивидуального развития ребенка, социального окружения, наличия в семье ребёнка родителей, говорящих на нескольких языках (билингвизм), стиля воспитания.
Если рассматриваться особенности развития отдельных сторон словаря, то количество существительных и глаголов быстро увеличивается, а количество используемых прилагательных увеличивается медленнее. Это связано, во-первых, с условиями обучения (взрослые уделяют мало внимания распознаванию детьми признаков и качеств предметов), а во-вторых, с характером прилагательного как самой абстрактной части речи. Как показывает большинство исследователей, специфика развития словаря прилагательных определяется характером дефекта речи, возрастом ребенка, социокультурными факторами [24].
Номинативная функция речи - это функция сообщения, наименования служащая при назывании предметов, действий и явлений. Сингнификативная функция речи служит для называния обозначений предметов, объектов окружающей действительности. Определение названия каждому предмету даёт возможность взаимопонимания в общении между людьми, так как они пользуются в речи одними и теми же значениями [25].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2017. – 400 с. – Текст : непосредственный.
2. Бардышева, Т.Ю. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 240 с. – Текст : непосредственный.
3. Бородин, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. М.: Просвещение, 2013. - 225 с. – Текст : непосредственный.
4. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. – СПб : Речь, 2011. – 144 с. – Текст : непосредственный.
5. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель, 2018. – 158 с. – Текст : непосредственный.
6. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Ю.Ф. Гаркуша, В.Ю. Секачев. – М., 2019. – 231 с. – Текст : непосредственный.
7. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада / В.В. Гербова. М.: Просвещение, 1983. - 174 с. – Текст : непосредственный.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /А. Н. Гвоздев.– СПб.: Изд-во «Творческий центр Сфера», 2007. - 470 с. – Текст : непосредственный.
9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 168 с. – Текст : непосредственный.
10. Григорьева, Ю.В. Сравнительный анализ состояния компонентов речевого общения у старших дошкольников в норме и при общем недоразвитии речи i уровня / Ю.В. Григорьева, Н.Е. Попова, В.А. Дубовская // Вестник Курганского государственного университета. – 2018. – №4 (51). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-sostoyaniya-komponentov-rechevogo-obscheniya-u-starshih-doshkolnikov-v-norme-i-pri-obschem-nedorazvitii-rechi-i (дата обращения: 10.01.2024). – Текст : электронный.
11. Гущина, Ю.Р. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи / Ю.Р. Гущина, Т.В, Туманова, Т.Б. Филичева // Современные проблемы науки и образования. – 2014 – № 6 – С. 12-13. – Текст : непосредственный.
12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи: Книга для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с. – Текст : непосредственный.
13. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей : Учеб- метод. пособие / Н.С. Жукова. – М., 2011 – 96 с. – Текст : непосредственный.
14. Жукова, Н.С. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Феникс, 2019. – 316 с. – Текст : непосредственный.
15. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А Земская. М.: Просвещение 2005 – 460 с. – Текст : непосредственный.
16. Зотеева, О.С. Особенности формирования словообразования существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О.С. Зотеева, А.В. Пауесова //Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей / научный редактор О.Г. Нугаева. – 2013 – 143-146. – Текст : непосредственный.
17. Зотова, И. В. Особенности развития словаря дошкольников / И. В. Зотова, Л. Р. Куртлуша // Наука, техника и образование. 2017. №8 (38). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-slovarya-doshkolnikov (дата обращения: 10.01.2024). – Текст : электронный.
18. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи: Книга для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с. – Текст : непосредственный.
19. Козлова, А.Ю. Формирование у детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи навыков словообразования средствами информационно- коммуникационных технологий / А.Ю. Козлова //Научное отражения. – 2016 – № 1(1). – С.20-23. – Текст : непосредственный.
20. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Сфера, 2017. – 128 с. – Текст : непосредственный.
21. Кубрякова, Е.С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования / Е.С, Кубрякова. – М.: Знак, 2012 – 208 с. – Текст : непосредственный.
22. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схема: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия» / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова // Университетская библиотека онлайн. М., 2019. – Режим доступа : http :// biblioclub. ru/ (дата обращения 11.01.2024). – Текст : непосредственный.
23. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. – 173 с. – Текст : непосредственный.
24. Лисина, М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / М.И. Лисина // под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2019. – С. 143-151. – Текст : непосредственный.
25. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. – СПб: Детство-Пресс, 2016. – 128 c. – Текст : непосредственный.
26. Методы обследования речи у детей / под ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2020. – 240 с. – Текст : непосредственный.
27. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада / [В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др.]; Под ред. Ф. А. Сохина. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Просвещение, 1984. - 223 с. – Текст : непосредственный.
28. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи, Наглядно-методическое пособие / И.А. Смирнова. - СПб. - М.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006 - 56с. – Текст : непосредственный.
29. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / сост. Л.П. Казанская, Р.А. Кан. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012 – 238с. – Текст : непосредственный.
30. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2015. 223 с. – Текст : непосредственный.
31. Тамбовцева, А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: автореф. дис. ... канд. пед. наук - Режим доступа: http://www.bankreferatov.ru/referats/ (дата обращения: 09.01.2024). – Текст : электронный.
32. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет : Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». – 2017. – 112 с. – Текст : непосредственный.
33. Туманова, Т.В. Нарушения процессов словообразования в устной и письменной речи / Т.В. Туманова. – М., 2005 – 144 с. – Текст : непосредственный.
34. Туманова, Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: дис. ... д-ра пед. наук / Т.В. Туманова. – М., 2005 – 397 с. – Текст : непосредственный.
35. Ушакова, О.С. Программа развития речи дошкольников. – 4-е изд., перераб / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2017. – 96 с. – Текст : непосредственный.
36. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е. М. Струнина, О. С. Ушакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 288 с. – Текст : непосредственный.
37. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М.: 2020. – 314 с. – Текст : непосредственный.
38. Филичева, Т.Б. Основные направления коррекционной работы. Логопедия. Методическое наследие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; под ред Л.С. Волковой, 5 книга. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 480 с. – Текст : непосредственный.
39. Шахнарович, А.М. К проблеме языковой способности (механизма)/ А.М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи – Режим доступа : http://www.twirpx.com/file/533680/ (дата обращения: 09.01.2024). – Текст : электронный.
40. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. – М: Владос, 2000 – 240 с. – Текст : непосредственный.