Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что каждый студент еще в процессе обучения должен постепенно формировать у себя мотивацию к будущей профессиональной деятельности. Однако зачастую возникает множество факторов, которые замедляют процесс формирования мотивации. Одним из них является низкий уровень самоорганизации деятельности у студентов.
Степень изученности проблемы. Проблема профессиональной мотивации студентов широко освещена в научной литературе. Существует большое количество исследований на эту тему. Однако при написании курсовой работы не было выявлено исследований, посвященных особенностям мотивации профессиональной карьеры у студентов с разным уровнем самоорганизации, что подтверждает актуальность, теоретическую и практическую значимость данной курсовой работы.
Цель исследования – провести анализ особенностей мотивации профессиональной карьеры у студентов с разным уровнем самоорганизации.
Объект исследования – мотивация профессиональной карьеры.
Предмет исследования – особенности мотивации профессиональной карьеры у студентов с разным уровнем самоорганизации.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие мотивации и ее основные факторы.
2. Определить проблемы самоорганизации у студентов.
3. Провести эмпирическое исследование особенностей мотивации профессиональной карьеры у студентов с разным уровнем самоорганизации.
Эмпирическая база исследования: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова.
Гипотеза исследования: уровень самоорганизации деятельности студентов оказывает влияние на характер их профессиональной мотивации, подтверждена результатами эмпирического исследования.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, тестирование, наблюдение, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения особенностей мотивации профессиональной карьеры у студентов с разным уровнем самоорганизации. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением сравнительного анализа выраженности компонентов профессиональной мотивации у студентов с высоким и низким уровнем самоорганизации деятельности. Полученные данные могут стать основой для разработки практических рекомендаций по повышению профессиональной мотивации у студентов.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие мотивации и ее основные факторы
Мотивация является сложным социально-психологическим явлением, которое достаточно широко рассматривается в научной литературы в виде различных теорий и концепций, направленных на выявление основных видов и факторов мотивации .
Под мотивацией понимается некая динамически развивающаяся система факторов, которые тесно взаимодействуют между собой и стимулируют определенные типы поведения, наиболее эффективные для достижения конкретных целей .
Относительно субъектно-объектных отношений можно выделить также такое понятие как мотивационный процесс, который подразумевает под собой намеренные действия субъекта, сформированные в систему, по выработке у объекта определенного типа поведения, которое необходимо для достижения цели, в которой субъект заинтересован .
В научной литературе выделяется три основных группы факторов, которые оказывают влияние на мотивацию в профессиональной деятельности, в частности, внешние, внутренние и социально-страховые .
Если говорить о внешних факторах профессиональной мотивации, то нужно отметить, что каждый работник выступает в качестве продавца продукта своей трудовой деятельности. При этом личные интересы каждого работника ни коим образом не связаны с профессиональной деятельностью .
Задача каждого работника при минимальных затратах времени и сил получать максимальные блага от компании, однако такой ситуации достичь очень сложно, а потому каждый работодатель формирует в компании систему стимулирования, которая вынуждает работника для удовлетворения своих потребностей стараться на благо организации .
Исследователями выделяется 7 внешних факторов мотивации, которыми пользуются работодатели для стимулирования своих сотрудников. Они представлены на рисунке 1.1 .
Рисунок 1.1. – Внешние факторы профессиональной мотивации
При этом также существуют и внутренние факторы профессиональной мотивации, которые связаны, прежде всего, с чувствами и эмоциями каждого работника. Важным моментом здесь является то, что каждый сотрудник является частью трудового коллектива и ощущает его поддержку. Для работодателя важно, чтобы сотрудник приходил на работу настроенным позитивно, был доволен психологической атмосферой на работе .
Исследователями выделяется 7 внутренних факторов мотивации, которыми также пользуются работодатели для стимулирования своих сотрудников. Они представлены на рисунке 1.2 .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьева, Н.А. Самоорганизация – фактор успешности учебной деятельности / Н.А. Афанасьева // Фундаментальные исследования. – 2008. – №2. – С. 60–61.
2. Афонин, А.Ю. Понятие и значение мотивации и мотивационного процесса / А.Ю. Афонин // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-znachenie-motivatsii-i-motivatsionnogo-protsessa (дата обращения: 15.01.2024).
3. Буркецова, А.Н. Мотивация труда персонала / А.Н. Буркецова // Молодой ученый. – 2016. – № 12 (116). – URL: https://moluch.ru/archive/116/31257/ (дата обращения: 15.01.2024).
4. Дрожалкин, В.А. Понимание мотивации как побудителя человеческой активности / В.А. Дрожалкин // Молодой ученый. – 2015. – № 8 (88). – URL: https://moluch.ru/archive/88/17411/ (дата обращения: 15.01.2024).
5. Иванова, Г.А. Математические методы в психологии / Г.А. Иванова. – Тамбов: Сфера, 2016. – 420 с.
6. Ишков, А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография / А.Д. Ишков. – М.: Издательство АСВ, 2004. – 224 с.
7. Костромина, С.Н. Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности С.Н. Костромина // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. – 2010. – Сер. 12. Вып. 4. – С. 153–160.
8. Опросник самоорганизации деятельности // Психологические тесты. – 2012. – URL: https://psytests.org/work/osd.html?ysclid=lreckxbkck387715054 (дата обращения: 15.01.2024).
9. Скворцов, В.Н., Маклакова, Е.А. Трудовая мотивация работников в современных условиях / В.Н. Скворцов, Е.А. Маклакова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-motivatsiya-rabotnikov-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 15.01.2024).
10. Фалеева, Л.В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий / Л.В. Фалеева // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. – С. 266–274.
11. Яновская, Т.Э. К вопросу о понятии «самоорганизация» в психолого-педагогических исследованиях / Т.Э. Яновская // Естественно-гуманитарные исследования. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-samoorganizatsiya-v-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniyah?ysclid=lrek38lrcd742075597 (дата обращения: 15.01.2024).