Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Одной из наиболее значимых функций классного руководителя является педагогическая диагностика. В условиях реализации ФГОС на каждой образовательной ступени школы, начиная с младшей школы, педагогу необходимо обеспечить личностно ориентированный подход в процессе обучения и воспитания. Традиционные методики подсчёта среднего балла успеваемости и качественные описания в данном случае не удовлетворяют требованиям ФГОС. В связи с чем, для реализации успешной воспитательной работы классный руководитель в своей профессиональной деятельности использует разнообразные средства педагогической диагностики.
Современная школа работает в личностно ориентированном подходе. Это говорит о том, что в современной образовательной среде необходим подход к каждому из учеников, и в связи с этим, функции современного классного руководителя постоянно трансформируются. В современной педагогической теории существует немало исследований, в которых рассматривается деятельность классного руководителя во всём её многообразии. На практике, при этом существует не всегда достаточно методических и контрольно-оценочных материалов, которые бы позволили классному руководителю в полном объёме реализовать все нормативно заявленные функции, включая проблемы развития, воспитания, сбережения здоровья детей и др.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования средств педагогической диагностики в системе работы классного руководителя.
Объект исследования. Процесс контроля и оценивания образовательного результата в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: средства педагогической диагностики в системе работы классного руководителя.
Задачи:
1. Провести анализ понятия педагогическая диагностика классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
2. Изучить особенности педагогической диагностики классного руководителя в общеобразовательной школе.
3. Рассмотреть особенности диагностики развития и воспитанности школьников.
4. Предложить Методические рекомендации по педагогической диагностике в работе классного руководителя.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы педагогической диагностики в системе работы классного руководителя
1.1. Анализ понятия педагогическая диагностика классного руководителя в условиях реализации ФГОС
Деятельность классного руководителя в общеобразовательной школе заключается в учебной, воспитательной и развивающей работе по отношению к каждому ученику своего закреплённого ученического класса. Одной из наиболее важных задач классного руководителя является развитие мотивации детей к учебно-воспитательному процессу и продуктивной учебной деятельности. При этом важно изучать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основано на знании психологии развития отдельно взятого ребенка, несмотря на то, что сегодня практически в каждой школе работают психологические службы [18].
Каким бы квалифицированным специалистом ни был школьный психолог, он не имеет возможности работать индивидуально с каждым ребёнком, который обучается в школе. В связи с этим всё более значимой становится такой вид работы педагога в школе как педагогическая диагностика. В условиях личностно ориентированного обучения этот вид работы становится настолько актуальным, что диагностировать сегодня практически можно результат любого аспекта образовательного процесса, в частности, процесс развития детей, процесс воспитания и процесс обучения. Кто, как не классный руководитель, лучше всех знает запросы и возможности детей своего класса.
Одно из важных направлений деятельности современного классного руководителя – это изучение личности учеников. Это необходимо для того, чтобы контролировать ход и темп психического развития каждого школьника, выявлять его индивидуальные особенности и потенциальные возможности.
Это также необходимо для выявления особенностей учебных классных коллективов детей. Объективная педагогическая диагностика позволяет научно обоснованно управлять учебно-воспитательным процессом в отдельно взятом классе. Чтобы правильно воспитать человека, необходимо знать его хорошо во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива.
При работе с детьми классный руководитель использует как индивидуальные средства работы, так и групповые. Благодаря средствам педагогической диагностики, классный руководитель имеет возможность получать результат воспитательной работы с детьми, путём анализа той динамики результата, который можно получить в процессе контроля, диагностики и мониторинга. При этом педагог создаёт благоприятные условия для развития гражданственности и мировоззренческой культуры школьников, воспитывает их эстетически, прививает детям навыки созидательного труда и др. Деятельность классного руководителя в школе регламентируется специальным положением, где определены все те функции классного руководителя, которые он обязан выполнять, в соответствии с профессиональным стандартом и должностной инструкцией. Именно там определены функции классного руководителя и основные направления его работы.
В каждом классе всегда работают несколько преподавателей-предметников. Все они также проводят педагогическую диагностику для определения уровня воспитанности каждого отдельно взятого ребёнка. Всю полученную информацию учителя-предметники доводят до сведения классного руководителя, в результате чего с течением времени создаётся полная картина образовательного результата каждого ребёнка на основе полученных результатов педагогической диагностики по обучению, воспитанию и развитию детей [12].
.
По мере необходимости и на основе полученных результатов диагностики классный руководитель привлекает к этой работе родителей воспитанников. Сущность диагностической функции классного руководителя заключается в придании воспитательной работе действенного педагогического влияния. В обязанности классного руководителя входит достаточно много функций, и, соответственно, на него много возложено функциональных обязанностей. Педагог обязан, прежде всего, всесторонне изучать личность своих воспитанников. Периодически в классе педагог проводит разнообразные мероприятия, с целью разъяснения и внедрения правил поведения.
Классный руководитель ежедневно ведёт педагогическое наблюдение за всеми воспитанниками класса, и делает выводы о том, какую роль и какое место занимает каждый из детей в классе. Педагогу необходимо регулярно обеспечивать контроль за выполнением домашнего задания детей. При необходимости, он может регулировать объём домашних заданий, если придёт к выводу, что дети сильно перегружены. Классный руководитель проводит с классом собрания и классные часы, вовлекает детей в кружковую работу, организует с ними выполнение общественно полезного труда и др.
Опытные классные руководители делятся со своими коллегами своим педагогическим опытом и вносят предложения руководству школы о поощрениях и наказаниях учащихся. Каждый классный руководитель поддерживает связи с родителями и работает с семьей. Он ведёт все личные дела детей и работает с социальным паспортом класса [10].
Роль классного руководителя в обучении, воспитании и развитии личности каждого из учеников, достаточно велика. В учебном процессе классный руководитель занимает важно место. От его личностных качеств, целесообразности и эффективности его деятельности, которая становится сложнее год от года, зависит результативность учебно-воспитательного процесса комфорт в классе каждого ребёнка.
Сегодня воспитание не может быть организовано посредством только тех традиционных методов, средств, и форм работы, которые были ведущими в традиционной системе обучения. Методическое обеспечение воспитательного процесса сегодня, не успевает за теми переменами, которые происходят в школе в последнее десятилетие. Сегодня школа работает исключительно в соответствии с требованиями ФГОС, на каждой из образовательных ступеней. Современные тенденции в образование все направлены на воспитание личности ребёнка и подростка. При этом никто не говорит о степени снижения обучающей функции. Всё это должно происходить системно и в комплексе.
Современный ФГОС регламентирует личностно ориентированный подход. Прежде всего – это личностно ориентированное образование и реализация триединой образовательной модели. Традиционная образовательная модель регламентировала лишь формирование так называемых ЗУН, то есть, знаний, умений и навыков. Речь не идёт о том, что традиционная школа не занималась воспитанием. Она это делала лучше, чем это делают сейчас. Тем не менее, контроль и мониторинг сводился лишь к проверке усвоенных знаний и сформированных умений. Сегодня ФГОС регламентирует формирование у детей предметных и личностных результатов [11].
Педагоги до сих пор часто разводят образовательные результаты отдельно для процесса обучения и для воспитания. Но здесь нельзя забывать о том, что образовательная цель всегда триедина. Она не разводит процессы обучения, воспитания и развития ребёнка. Этот процесс был и остаётся целостным. Разница сегодня лишь в том, что учитель больше не транслятор знаний. Учитель сегодня консультант и наставник. Но главное, он сегодня воспитатель детей. Если говорить о личностно ориентированном результате, то можно добавить, что педагог несёт сегодня ответственность за каждого, отдельно взятого ребёнка. Можно говорить о том, что тенденции в образовании сегодня таковы, что от коллективного воспитания группы или класса, образовательная модель подошла к индивидуальному образовательному процессу каждого субъекта.
С одной стороны, обучение от воспитания отделять нельзя, поскольку личность формируется именно в процессе учебной деятельности. С другой стороны, каждый педагог работает согласно требованиям образовательной программе и по каждому предмету есть тот обязательный объём предметных знаний, который учитель обязан выдать каждому ученику. Именно эту проблему сейчас пытается решить школа, постоянно развивая и совершенствуя систему классного руководства в школе. За последние годы, в этом направлении сделано очень много полезного. Отдельно в образовательную программу включена программа воспитания школы. Комплекс воспитательных мероприятий органично вплетают в образовательный процесс в целом.
Сегодня в школе одинаково значимы урочная и внеурочная деятельности. И урочная и внеурочная деятельность реализуются, согласно тому содержанию, которое заложено в рабочих программах учителя. Это лишь подтверждает то, что роль классного руководителя в школе неизменно возрастает. Большая роль классного руководителя заключается в помощи родителям при воспитании детей.
Семья до конца не готова, за редким исключением, заниматься воспитанием своих детей в силу многих объективных и субъективных причин. Деятельность педагогов всех уровней, а классных руководителей в особенности осложняется в силу необходимости соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к ним действующая в учебном заведении воспитательная система [4].
Сегодня классному руководителю нужно обладать системным видением целостного образовательного процесса. Классному руководителю также важно уметь анализировать свою деятельность и координировать ее с деятельностью всех остальных коллег. Высокий интеллектуальный уровень многих учеников также выдвигает требования к личности педагога. Классному руководителю нужно быть, сегодня педагогом-интеллектуалом и педагогом проектировщиком.
Каковы сегодня основные составляющие этой многоплановой работы классного руководителя. Систематическое посещение уроков и воспитательных мероприятий формирует у педагога такое важное профессиональное качество, педагогическая наблюдательность. Важно уметь выделять ценное, в опыте каждого члена коллектива, как ученического, так и педагогического. Но надо иметь в виду, что педагогический труд очень своеобразен. Нередко, одни и те же методы и приемы у одного педагога приводят к успеху, а у другого к неудаче. Профессиональному росту педагогов и созданию творческой атмосферы в коллективе способствует следующее [3]:
-разработка объективных диагностических средств:
- качественное выполнение методических разработок;
-разработка авторских и развивающих программ по урочной и внеурочной деятельности;
-участие педагога в педагогических чтениях, конференциях, семинарах и др.;
-ведение исследовательской педагогической деятельности и подготовка статей для печати и др.
Несмотря на то, что сегодня регламентирован индивидуальный подход к ученику, тем не менее, эти процессы происходят всегда в ученическом коллективе. Учителя всегда большое внимание уделяли проведению многочисленных мероприятий. Это уроки мира и уроки мужества и др.
По количеству проведённых мероприятий, оценивалась работа классного руководителя. Однако личные наболевшие проблемы детей, оставались, как правило, в стороне. С кем ученик мог посоветоваться, если у него не складывались отношения с тем, или иным преподавателем. Как ученику поступить, если его не принимают одноклассники. Среди этих функций все большее значение приобретает защита и опека ученика, реализуемая в личностно ориентированном подходе. Личностно ориентированный подход должен быть базой всех ценностных ориентации педагога.
Педагог ежедневно выполняет практические задачи. Это необходимо ему для того, чтобы лучше воспитывать и всесторонне развивать детей своего класса. Также очень важно отношение каждого ученика к общественной работе. У классного руководителя всегда зафиксировано, какие поручения и как выполняет ученик. Насколько он инициативен и прилежен, как развито его чувство долга и др. таким образом, чтобы успешно обеспечивать воспитание и развитие личности каждого ребёнка класса и знать отношения учеников в классе в целом, классному руководителю важно использовать самые разнообразные педагогические диагностические материалы.
1.2. Особенности педагогической диагностики классного руководителя в общеобразовательной школе
Современное общество нуждается в компетентных людях. Большая роль в воспитании компетентных и грамотных людей, отводится сегодня педагогам, и в частности – классным руководителям. В настоящее время вся воспитательная работа в школе ведётся на основе рабочих программ воспитания школы. Данная программа содержит инвариантные и вариативные модули, касающиеся выполнения тех, или иных видов воспитательных направлений.
Модули, которые называют инвариантными, являются обязательным для каждой школы. Те модули, которые называются вариативными, могут быть внесены в программу школой самостоятельно. К инвариантным модулям относятся модули, посвящённые классному руководству, школьным урокам, внеурочной деятельности, работе с родителями детей, работа в области профессиональной ориентации и самоуправление школьников.
К вариативным модулям могут относиться любые воспитательные направления. Чаще всего это направления, которые посвящены школьным медиа, каким-либо общешкольным делам или детским общественным объединениям. Программы воспитания в школьной образовательной практике появились относительно недавно. Преимущество современной программы воспитания заключается в том, что все мероприятия, прописанные в этой программе, полностью встраиваются в расписание школы [19].
Как правило, к этим программам ежегодно прикладываются большие пакеты приложений. К приложениям относится необходимый анализ по воспитательной работе. Такой анализ должен проводиться классным руководителем ежегодно. Так же ежегодно классный руководитель описывает весь класс и даёт ему подробную характеристику. Кроме этого классный руководитель составляет социальный паспорт класса, листы здоровья обучающихся, модель самоуправления в классе и занятость детей в кружках и секциях. В данном случае средства диагностики нужны для того, чтобы выявлять индивидуально тот воспитательный результат, который необходимо получить в ходе выполнения всех направлений воспитательной деятельности, которые заложены в Программе воспитания школы и класса.
К программе воспитания классный руководитель прикладывает календарный план воспитательной работы на следующий учебный год. В самой программе воспитания указаны все те базовые ценности, которые нормативно заявлены в ФГОС. К ценностям относят семью, труд, отечество, природу, мир, культуру, знания. Общей целью воспитания заявлено личностное развитие школьников. Очевидно, что все прописанные ценности чрезвычайно важны для развития каждого школьника. Рассмотрим на примере некоторое содержание инвариантных модулей программ воспитания.
Так в инвариантном модуле «Ключевые общешкольные дела» представлены все те традиционные мероприятия, которые проходят в каждой школе. Речь, к примеру, идёт о Дне знаний, Дне учителя, Дне матери, Смотре песни и строя и др. В этих мероприятиях всегда принимает участие большая часть школьников. К этим мероприятиям долго готовятся, и вся работа ведётся совместно детей со взрослыми. Сюда же, к примеру, входит мероприятие «Бессмертный полк», или День 22 июня – день памяти и скорби. В эти периоды подготовки к мероприятиям школьники совместно с классным руководителем оформляют выставки рисунков, готовят свою команду класса, разрабатывают сценарии, готовят костюмы с декорациями и др. [9].
Задачей классного руководителя по возможности, является необходимость каждого ребёнка включить в эти ключевые дела школы. Только классный руководитель знает о том, что именно больше подходит тому, или иному ребёнку, в силу его характера. Кто-то из детей будет в лидерах, а кто-то в исполнителях. Большое значение в работе классного руководителя отводится сбережению здоровья детей.
Именно учитель должен помочь тому из детей, кто по каким-либо причинам нуждается в помощи классного руководителя. В то же время, при подготовке к мероприятиям и во время самих мероприятий, учитель всегда наблюдает со стороны за всеми детьми. Педагог фиксирует, насколько ответственно тот, или иной ученик относится к своим поручениям и обязанностям. Как он общается со своими сверстниками и многое другое. Для этого ему необходимо использовать разнообразные средства диагностики в виде анкет, психологических тестов, всевозможных опросников и др. Часто случается так, что ребёнку нужна та, или иная коррекция. Именно классный руководитель определяет меру воспитательных воздействий по отношению к детям.
Педагог, на основе проведённой диагностики, и полученных объективных результатов проводит с ребёнком индивидуальные беседы, даёт ему новые задания и фиксирует всё то, с чем ребёнок справился, а с чем – не очень. Модуль в программе, который называется «Классное руководство», регламентирует классному руководителю все те дела и мероприятия, которые входят в обязанности классного руководителя. По плану работы, классный руководитель проводит коллективную работу со всем классом и осуществляет индивидуальную работу с каждым из школьников, после чего проводит соответствующую процедуру индивидуальной диагностики.
При необходимости, педагог организует индивидуальную работу с родителями и может провести с ними консультационную работу. В обязанности классного руководителя входит еженедельное проведение классных часов. Эта форма работы не является новой. Классные часы проводились в школах всегда. Здесь только от учителя будет зависеть то, насколько интересными и полезными будут эти классные часы. Педагог сам решает, как лучше ему сплотить коллектив класса. Он может организовывать всевозможные игры, тренинги, соревнования и др., словом всё то, чем лучше всего сам владеет классный руководитель [13].
В дружных классах дети поздравляют друг друга с днём рождения и устраивают чаепития. Без помощи педагога детям с подобными делами не справиться. Самое главное здесь, чтобы абсолютно каждый школьник ощущал себя комфортно. Опытный педагог всегда заметит то, насколько свободно чувствуют себя дети в коллективе. Тем не менее, учитель должен периодически проводить определённого рода рефлексию, чтобы действительно быть уверенным в том, что дети в школе чувствуют себя комфортно.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст]//З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2011. - 315 с.
2. Алоева, М.А. Классные часы в 5-7 классах [Текст]/М.А. Алоева. - Ростов н/Дону: Феникс, 2015. - 320 с.
3. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]/ М.: Сколково, 2015. - URL: http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf (дата обращения 18.01.2024).
4. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст]/Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 160 с.
5. Битянова, М.В. Руководство. Компетенции классного руководителя [Текст]/ М.В. Битянова. - Классное руководство и воспитание. - 2016. - №2. - С. 9.
6. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход [Текст]/ М.В. Богуславский. - Классный руководитель. - 2009. - №8. - С.21-28.
7. Болонина, В.В. Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога в условиях интегрированного обучения. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей [Текст] / Сост. В.В. Болонина. – Новокуйбышевск: Ресурсный центр, 2018. - 96 с.
8.Всемирная организация здравоохранения о физическом и психическом здоровье школьников [Электронный ресурс] - URL: http://www.who.int/suggеstions/fаq/ru/ (дата обращения 18.01.2024).
9. Веденеева, О.А. Теория и практика работы классного руководителя: учеб. пособие. [Текст]/О.А. Веденеева. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
10. Гайдарова, Л.И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
11. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов [Электронный ресурс] - URL:http://www.twirpx.com/filе/885221/ (дата обращения 18.01.2024).
12. Журлова, И.В. Справочные материалы к курсу «Технологии работы классного руководителя» [Текст]/ И.В. Журлова, А.С. Мозырь МГПУ им. И. П. Шамякина, 2017. - 137 с.
13. Классному руководителю: учебно-методическое пособие[Текст]// Под ред. М.И. Рожкова. – Москва: Просвещение, 2009. – 136 с.
14. Королькова, Л.Г. Опыт образовательного учреждения по созданию здоровьесберегающего пространства [Текст] / Л. Г. Королькова, О. А. Чернова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2016. - Т. 9. - No 1. - С. 272-274.
15. Кофанова, Л.В. Формирование ценностного отношения учащихся к здоровью в здоровьесберегающем образовательном пространстве образовательного учреждения [Текст] / Л.В. Кофанова // Научно-образовательный журнал. Образование. Наука. Инновации. Южное измерение. – 2011. - No3 (18). - С. 126 - 131.
16. Ульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. [Текст]/ С.В. Ульневич. - М. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. - 192 с.
17. Рыбкина, Т.А. Этапы становления института классных руководителей в России [Электронный ресурс]/ Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012. - URL: https://sibac.info/conf/pedagog/xiii/26948 (дата обращения 18.01.2024).
18. Сидоров, С.В. Правила реализации системного подхода в управлении развивающейся школой [Электронный ресурс] / Знание. Понимание. Умение. – 2010. – №2. – URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2010/2/Sidorov_Systematic_Approach/ (дата обращения 18.01.2024).
19. Сергеева, В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ В.П. Сергеева. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. - 120 с.
20. Степанов, П.Р. К чему и стремился педагог (Алгоритм организации воспитательной деятельности) [Текст]/П.Р. Степанов. - Классное руководство и воспитание школьников. - 2016. - № 7-8. - С.4-9.