Фрагмент для ознакомления
2
Современное образование в настоящее время рассматривается как процесс становления личностью, приобретения определенных навыков и компетенций, которые она может использовать в повседневной жизни. Поэтому в обучении существует необходимость использования таких систем, методов и технологий обучения, которые улучшат познавательные, коммуникативные и многие другие способности учащихся.
Степень разработанности проблемы исследования. В педагогической литературе описано множество способов организации обучения (исходя из уровня активности учащихся, уровня участия в продуктивной деятельности, дидактических целей, организационных методов и т.д.). Используя компетентностного подхода, они фокусируются на развитие когнитивных способностей учащихся и их вовлеченности в обучение. Источник учебной деятельности можно определить как качество личности, приобретаемое и развивающееся в процессе организованного познания.
Концептуальные основы целостности процесса обучения представлены А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкогом. В 1920-1950-е годы именно эти педагоги на практике открыли суть единства и взаимозависимости процессов преподавания и обучения учащихся. Они отошли от концептуальной позиции необходимости универсальных знаний о личности. «Человек не воспитывается по частям, а создается суммой синтетически сформированных впечатлений» (А. С. Макаренко) [9].
Поиск новых форм и методов обучения является предпосылкой успешного современного образования, направленного на создание всесторонне развитой личности, способной жить и работать в меняющемся мире.
В настоящее время упор делается на универсальную образовательную деятельность и развитие творческих качеств личности.
Эффективным способом повышения уровня развития способностей и творческого потенциала учащихся является интеграция урочной и внеклассной деятельности. Интеграция способствует созданию содержательных дисциплинарных связей и формирует представление о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, а также помогает классифицировать полученную информацию по разным образовательным направлениям.
В 2011 году в связи с реализацией ФГОС в начальной школе учителя столкнулись с рядом проблем: непонимание важности внеурочной деятельности, ее связи с урочной деятельностью, отсутствие опыта организации этой деятельности.
Изучая исторический опыт и опыт современный, мы пришли к выводу, что урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга
Актуальность исследования определяется необходимостью поиска эффективных форм организации деятельности обучающихся, поиск путей интеграции урочной и внеурочной деятельности.
Можно констатировать наличие в современной образовательной системе обучения противоречий:
― между потребностью в развитии знаний и творческого потенциала школьников как приоритетной задачи социальной политики государства и их реальным уровнем их развития;
― направленностью педагогических исследований на интегрирующий подход к образованию и его недостаточным использованием на практике;
― объективной необходимостью расширения интегрирующей функции урочной и внеурочной деятельности для успешного развития школьника и реальным уровнем разработанности интегрирующего подходов к организации деятельности школьников.
Проблема: каковы особенности интеграции групповых и индивидуальных форм работы с учащимися в урочной (внеурочной) деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать и предложить методические рекомендации по интеграции групповых и индивидуальных форм работы с учащимися в урочной (внеурочной) деятельности.
Объект исследования – интеграция групповых и индивидуальных форм работы с учащимися в урочной (внеурочной) деятельности.
Предмет исследования – особенности интеграции групповых и индивидуальных форм работы с учащимися в урочной (внеурочной) деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности урочной и внеурочной деятельности;
2. Выделить особенности интеграции урочной и внеурочной деятельности;
3. Описать формы интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
4. Предложить рекомендации по интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды в области:
- изучения особенностей организации урочной деятельности (А. Д. Гафурова, Т. А. Куксина, В. М. Петруленков и др.).
- изучения особенностей внеурочной деятельности (Е. Н. Барышников, И. Н. Попова, А. В. Есин и др .).
- сущности и подходов к использованию интеграционного подхода в обучении (Е. В. Востокова, С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова, Т. В. Машарова и др.).
Методы: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической и периодической литературы по теме исследования.
База исследования:
Практическая значимость. В настоящем исследовании были представлены примеры организации интеграции групповых и индивидуальных форм работы с учащимися в урочной (внеурочной) деятельности, которые могут быть использованы педагогами.
Структура работы: курсовая работа объемом 38 страницах состоит из введения, двух глав и выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников, из которых 30 работ; одного приложения, изложенных на 2 страницах. В работе представлено 2 таблицы, 2 рисунка, 1 диаграмма.
ГЛАВА 1. Теоретический анализ литературных источников по проблеме интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся
1.1 Анализ понятий об урочной и внеурочной деятельности
Для того чтобы определить особенности интеграции урочной и внеурочной деятельности, рассмотрим особенности каждого понятия.
Уроки представляют собой время, отведенное учителями, и считаются специальной организационной деятельностью для учащихся под руководством учителя. Эти уроки включены в школьное и классное расписание.
Урочное обучение оставалось единственным образовательным учреждением до 1960-х годов. Современная теория урока XX века подробно изучается советской педагогикой. Глубоко и всесторонне изучались его психолого-педагогические аспекты, структура, типы и формы организации, подробно разрабатывались системы работы педагогических классов [4].
Уроку посвящены многочисленные труды современных дидактов, среди которых — Л.В. Занков, Ю.Б. Зотов, С.В. Иванов, И.Н. Казанцев, Г.Д. Кириллова, И.Я. Лернер, Х.Й. Лийметс, К.Н. Москаленко, М.И. Махмутов, И.Т. Огородников, В.А. Онищук, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, В.Т. Фоменко и др. [3].
Структурная единица урочной деятельности – урок считается основной формой воспитательной работы в современной школе. Систематическое наблюдение за планированием уроков и организацией учебной работы, а также за процессом и результатами учебно-познавательной деятельности учащихся.
Урок связан с учебной нагрузкой, учебным планом и учебной программой. Возраст и индивидуальные особенности обучающихся учитываются при составлении расписаний и планов работы.
В середине 20 в. широкое распространение получила классификация постановки целей, выделяющая четыре типа уроков:
1) урок объяснения нового учебного материала;
2) урок повторения и упражнения;
3) урок по проверке и оценке знаний;
4) комбинированный урок [8].
Во второй половине 20 в. типология, основанная на определении дидактической цели, находит немало сторонников. Среди них Н.И. Болдырев, Б.П. Есипов, Г.И. Щукина и др.
В.А. Онищук предполагает, что такая классификация особенно удобна для практического использования, особенно при планировании долгосрочной работы учителя, типология и предложила шестичленную типологию уроков:
1) урок усвоения новых знаний;
2) урок усвоения навыков и умений;
3) урок применения знаний;
4) урок обобщения и систематизации знаний;
5) урок контроля и коррекции знаний, навыков и умений;
6) комбинированный урок [25].
В связи со сменой парадигмы образования от знаю на компетентностную (умею) меняется цель образовательной деятельности. В новых условиях также меняются подходы к организации уроков и требования к профессиональной компетентности учителя:
1. Измените цель урока с «дать образование» на «образование как самореализация».
2. Изменение принципа воспроизводственного усвоения материала на принцип производства (системно-деятельностный подход к образованию).
3. Реализация индивидуальной траектории обучения для каждого ученика программы - «образование для всех».
4. Компетентностный переход от ЗУН по подготовке и проведению уроков (продвижение инновационных образовательных технологий в аудиторную практику).
5. Создание информационно-коммуникационной образовательной среды.
6. Внедрение системы индивидуальной и коллективной рефлексии – осознание выполненной деятельности.
7. Введение ученического портфолио [23].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахмедбекова Р. Р. Интеграция предметов -одно из условий формирования познавательной активности школьников // Начальная школа. - 2015. -№ 8. - С. 14-16.
2. Барышников Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся : основные подходы и условия осуществления / Е. Н. Барышников // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 415 с.
3. Большие идеи для содержания образования / М.В. Гасинец, Н.А. Авдеенко, А. М. Михайлова, О.Д. Федоров, Т.В. Пащенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 60 с.
4. Борытко Н. М. Педагогические технологии: учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков – Москва : Академия, 2007 – 60 с.
5. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / сост. Енин, А.В.– 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. -288с.- (Современная школа: управление и воспитание).
6. Востокова Е. В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения // ИТС. - 2004. - №2. [Электронный ресурс] -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-urochnyh-i-vneurochnyh-form-obucheniya [Дата обращения: 17.01.2024].
7. Галич Т. Н. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся [Электронный ресурс] / Т. Н. Галич, Ф. С. Газизова, П. И. Мухаметшина// Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 373-376. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85613/ [Дата обращения: 17.01.2024].
8. Гафурова А. Д. Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума // Молодой ученый. – 2022. – № 1 (396). – С. 237-239. – [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/396/87608/ [Дата обращения: 16.01.2024]
9. Данилюк А.Я. Исторические этапы развития интегративных процессов [Электронный ресурс] // Современные проблемы становления профессионально-педагогической культуры (преподавателя вуза, колледжа, лицея, школы): материалы Межвузовской науч.-практ. конф. – Режим доступа: http:// rspu.edu.ru/science/cjnferences/01_03_22/daniiuk. html [Дата обращения: 15.01.2024].
10. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов // Гуманитарные науки и образование. - 2016. -№ 4 (8). - С. 13-17.
11. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. -2008. - № 5. - С. 14-19.
12. Игнатов С.Б., Игнатова В.А. Интегративный подход в моделировании современного образования // Социально-экологические технологии. – 2016. – № 3. – С. 20–23.
13. Кристинина Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) / Е. И. Кристинина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 100-104. [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8132/ [Дата обращения: 17.01.2024].
14. Куксина Т.А., Горелов В.И., Карелова О.Л. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №4 (13) том 4. С. 21 - 26. 2019 г. ISSN 2712-8849 // [Электронный ресурс]. - URL: https://www.вестник-науки.рф/article/1155 [Дата обращения: 18.01.2024].
15. Куксина Т. А. Моделирование развития школьной системы образования в России / Т. А. Куксина // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 499-502. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65427/ [Дата обращения: 18.01.2024].
16. Машарова Т. В., Радачинская Э. С. Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности младшего школьника // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - №3. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-urochnoy-i-vneurochnoy-deyatelnosti-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshego-shkolnika [Дата обращения: 17.01.2024].
17. Машарова Т.В., Малова Т.В., Пивоваров А.А. Метапредметность: возможности ее реализации в образовательной деятельности. – М.: КНОРУС, 2017. – 182 с.
18. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Минобрнауки России от 12 Мая 2011 г. N 03-296. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2011/05/12/ 68126/textpage/2/ [Дата обращения 16.01.2024].
19. Петруленков В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1–11 классы/ В. М. Петруленков. — М.: ВАКО, 2015.-112 с.
20. Попова И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / И.Н. Попова // Народное образование. 2013. №1. - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-realizatsii-fgos (дата обращения: 18.01.2024].
21. Сапожникова Н. Е.УРОЧНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО // Magister. 2023. №1. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urochnaya-i-vneurochnaya-deyatelnost-po-matematike-v-usloviyah-vvedeniya-fgos-ooo [Дата обращения: 18.01.2024].
22. Станкевич О.В. Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС / О.В. Станкевич, С.В. Шевченко, Е.Ю. Баркалова // Молодой ученый. – 2017. – №50(184). – С. 271–274. – URL: https:// moluch.ru/archive/184/47158/ [Дата обращения: 17.01.2024].
23. Степанова Л.А. Взгляды отечественных ученых-педагогов ХХ века на проблему развития общеметодических основ обучения и их реализации в школьной практике. – М.: Перспектива, 2018. – 156 с.
24. Тенищева В.Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: Дис. ... д-ра пед. наук / В.Ф. Тенищева. - М., 2008. - 399 с.
25. Уваева Э. В. Классно-урочная система в педагогических теориях Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, К. Д. Ушинского и отечественной дидактике с 1917 по 1990-е гг. : учеб. пособие / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Бийс. пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина". — Изд. 2-е, испр. — Бийск : БГПУ, 2008. — 78 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: Приказ Мин. образования и науки РФ от 31.12.2015 г. №1577. - [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/8034.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
28. Шалова С. Ю. Интеграция педагогической науки и профессионально- педагогического образования как научная проблема/ С. Ю. Шалова// Интеграция образования Тез. докл. межв. научн. конф. — Краснодар, 2016. — С. 12–14.
29. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2009. - 240 с.
30. Янушевский, В. Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5- 9 классы. Методическое пособие / В. Н. Янушевский — «ВЛАДОС», 2015.