Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………….... 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………….. 5
1.2 Условия развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста …………………………….…………………………….. 8
1.3 Роль семьи в развитии изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста ………………………….……………………………… 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………….. 14
2.1 Педагогические условия творческого развития детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности …………………… 14
2.2 Методические рекомендации для родителей для успешного формирования изобразительного творчества у старших дошкольников …... 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 21
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ……………………………………… 22
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Проблема творческого развития детей важна как для общества, так и для личности каждого ребенка, а также для системы дошкольного образования. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования говорится о необходимости раскрытия творческого потенциала детей. Одна из целей заключается в том, чтобы: развивать способности и творческие способности каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и с миром.
В нормативных документах Министерства образования и науки Российской Федерации указывается на важность художественно-эстетического направления в развитии детей дошкольного возраста. Многие научные и педагогические исследования отечественных и зарубежных ученых посвящены творческому развитию в детском возрасте. В этих исследованиях творческое развитие детей в первую очередь рассматривается как развитие творческих ресурсов личности, творческого воображения и творческих способностей.
В нашем исследовании под творческим развитием дошкольников мы понимаем способность детей выражать свое личное отношение к явлениям действительности и искусства в изобразительной деятельности. У каждого ребенка способность к самовыражению связана с развитием субъективности, которая является основой механизмов социальной адаптации и самореализации.
Изучение деятельности дошкольных образовательных учреждений показало, что большое внимание в них уделяется и изобразительной деятельности. Однако научно-методическое обеспечение, обеспечивающее творческое развитие детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности, ограничено, в значительной степени основано на возможностях образовательной среды прошлого, не учитывает новые возможности.
Цель исследования – влияние семьи на развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс творческого развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия изобразительной деятельности старших дошкольников, обеспечивающие их творческое развитие.
Задачи:
1. Охарактеризовать детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить условия развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать влияние семьи на развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить педагогические условия творческого развития детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
5. Разработать методические рекомендации для родителей для успешного формирования изобразительного творчества у старших дошкольников.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, информационных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5,5-7 лет) происходит бурное развитие и регенерация функций всех физиологических систем детского организма: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной. Ребенок стремительно набирает рост и вес, меняются пропорции тела. Основные изменения происходят на более высоких уровнях нервной активности. Характерно, что мозг шестилетнего ребенка близок к мозгу взрослого. Тело ребенка в возрасте от 5,5 до 7 лет показывает, что оно готово к развитию в более старшем возрасте, что включает в себя более серьезные умственные и физические проблемы, связанные с формальным школьным обучением [4].
Старший дошкольник играет важную роль в психологическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется комплекс устойчивых мотивов; Появляются новые социальные потребности (уважение и признание со стороны старших, стремление внести значительный вклад в жизнь других, «взрослый», «взрослый»; потребность в признании со стороны сверстников).
Старшие дошкольники активно проявляют интерес к коллективной деятельности, но при этом демонстрируют стремление быть первыми и лучшими в спортивной и другой деятельности и установленные нормы поведения следует действовать соответственно. Возникает новая (косвенная) форма мотивации — основа произвольного действия. Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей. Моральные нормы и правила поведения общества дали ему возможность в некоторых ситуациях контролировать свои сиюминутные желания, и в данном случае он не может вести себя так, как ему хочется, а вести себя так, как ему «нужно» [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. - М.: Владос, 2004. - 357 с
2. Брушлинский, А. В Мышление и прогнозирование/А.В. Брушлинский - М.; Мысль, 2003. - 209 с.
3. Бычков, Ю.А. Творчество как философско-этический принцип/Ю.А. Бычков. - М.; Мысль, 2003. - 124 с.
4. Выготский, Л.С. "Воображение и творчество в детском возрасте". М: Педагогика 2000.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский/Психологический очерк - М.: Просвещение, 2000. - 92 с.
6. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2006. - 344 с.
7. Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. О.Л. Соболевой. - М.: Дрофа, 2013. - 864 с.
8. Евсикова, Т.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - Уфа: Изд-во Башкирии, 2009. - 541 с.
9. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. - СПб.: Речь, 2007. - 336 с.
10. Козырева, Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры / Е.И. Козырева // Козырева, Е.И. Методология и методика естественных наук. - Вып. 4. - Сб. науч. тр. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. - 24 с.
11. Комарова Т.C. Диагностика изодеятельности детей 5-6 лет [Текст]/ Т.С. Комарова // Обруч. - 2007. - №1. - С. 24-27-50.
12. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 2005. - 160 с.
13. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Обучение и творчество/ Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 2006. - 144 с.
14. Коршунов, А.М. Теория отражения и творчество/А.М. Коршунов. - М.: Наука, 2004. -255 с.
15. Лейтес, Н.С. Способности, труд, талант/ Н.С. Лейтес. - М.: Знание, 2001. – 32 с.
16. Леонтьев, А.Н. "Деятельность. Сознание. Личность". М: 1975. - .302 с. 17. Метелева Е.Г. Детское творчество в изостудии // Дополнительное образование. - 2010. - № 10. - С. 15-27.
18. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд; лекции/Б.М. Неменский, И.Б. Полякова, Т.Б. Сапожникова - М.; Педагогический университет "Первое сентября", 2007. - 124 с.