Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экологические проблемы в современном мире возрастают. Люди несут все большую ответственность за эту проблему, разрушая окружающую среду. Менять свой образ жизни, мировоззрение и экологическое сознание необходимо с самого детства. Детей следует учить беречь, сохранять и восстанавливать природу, не разрушать природу и правильно вести себя на природе.
Дошкольный возраст – период в жизни человека, когда у детей развиваются первые навыки и умения, формируются психологические основы, основы нравственного и эстетического поведения в обществе и окружающей среде. Детям необходимо задуматься о том, что такое экосистема, как она связана с природой и как природа связана с экосистемами.
Приоритетным направлением системы дошкольного образования является обучение экологической культуре, то есть поиск образовательных средств для формирования у детей осознанного отношения к природе. На занятиях по экологии дошкольники учатся не только рационально использовать природные ресурсы, восхищаться окружающим миром, но и обращать внимание на все живое и неживое.
Проблема экологического воспитания ребенка дошкольного возраста разработана в психологии и педагогике.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить проблему формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о свойствах объектов неживой природы.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы курсовой работы «Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста».
Цель курсовой работы: выявить и экспериментально проверить условия, способствующие формированию представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе будет эффективен, если:
- будет проведена диагностика уровня сформированности представлений о неживой природе у детей;
- разработаны и апробированы условия формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявить уровень сформированности представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста;
3. Экспериментально обосновать педагогические условия формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.
Представленные задачи решаются с использования комплекса методов:
- теоретический анализ;
- наблюдение;
- беседа;
- опытная работа;
- педагогический эксперимент.
Исследование проводилось в три этапа:
I этап (октябрь-декабрь 2024 гг.) – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, разработка методологического аппарата исследования.
II этап (январь – февраль 2025 гг.) – проведение диагностики, разработка и апробация перспективного плана работы по формированию представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста.
III этап (май-июнь 2025 гг.) – анализ и обобщение результатов проведенного исследования, интерпретация результатов исследования, оформление материалом курсовой работы.
База исследования. Исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад №150» г. Челябинск. В исследовании приняли участие 40 дошкольников старшей группы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание - это формирование у дошкольников бережного и уважительного отношения к природе и всему живому на земле, понимания вечной ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, участию в охране природных богатств и жизни.
Экологические представления формируются в процессе экологического представления. В соответствии с С.Н. Николаевой, экологические представления должны представлять собой обобщенное представление о природных явлениях и объектах, сложных связях между ними, характеризующих экосистемы и общества [11].
Д.Н. Кавтарадзе, под экологическими идеями следует понимать знания по экологической тематике, которым следует обучать каждого ребенка [7].
Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях в первую очередь определяется возрастом детей. Дошкольников отличает наглядно-образное мышление. Поэтому воспитателю следует сделать процесс обучения таким, чтобы дети усвоили основную информацию и информацию наглядным методом. Исходя из этого, при организации процесса экологического воспитания дошкольников основной акцент должен делаться на наблюдениях, экспериментах и продуктивной деятельности на природе [22].
В течение учебного года после детского сада дошкольники должны приобрести следующие знания:
- знать о мире животных, их видах и средах обитания, уметь выражать свое отношение к животным;
- знакомство с миром растений, их видами и местами произрастания, представлением об уходе за комнатными растениями;
- узнать о неживой природе, свойствах воды, песка, камня и о том, как их использовать. персона;
- знать времена года, их особенности и сезонность (зима, весна, лето, осень), что происходит в разное время года, как это влияет на природу, животных и людей;
- влияние человека на окружающую среду, как человек наносит вред природе и окружающей среде, на что это влияет и каковы результаты позволяют задуматься о том, как и что можно сделать, чтобы сделать мир природы лучше, красочнее и богаче [13].
Таким образом, можно сделать вывод, что представления о неживой природе у детей дошкольного возраста формируются на основе представлений об объектах природы, временах года. Формирование подобных представлений является первоочередной задачей в процессе экологического воспитания в ДОО.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, Г.П. Познавательная деятельность детей шести и семи лет (Монография) / Г.П. Антонова, И.П. Антонова. – М. : Педагогика, 2015. – 125 с.
2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т.М. Бондаренко, Ч. П. Лакоценин. - Воронеж, 2007.¬ 666с.
3. Вакуленко, Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. Экологические праздники, викторины, занятия, игры / Ю.А. Вакуленко – Волгоград: Учитель, 2016. – 157 с.
4. Веракса Н. Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. — М., 2012.
5. Вересов, Н.Н. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания (на материале экспериментальной программы для детей 6 лет). Диссертация кандидата психологических наук / Н.Н. Вересов. – М. :2012. – 121 с.
6. Згурская Л. П. Дошкольное образование.- Знакомим с окружающим миром // 2004. - № 1. - С. 52-58
7. Кавтарадзе, Д.Н. Основы экологического мировоззрения как задача образования для устойчивого развития: Д. Н. Кавтарадзе, А. А. Брудный ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральный ин-т развития образования. - Москва : ФИРО, 2012. - 63 с.
8. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет. сада / Л.А. Каменева, А.К. Матвеева [и др.], под ред. П. Г. Саморуковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 207 с.
9. Куприянова, Л. Работа по ознакомлению дошкольников с природой / Л. Куприянова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 5 – С. 32-36.
10. Молодова, Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитании: пособие для воспитателей дошк. учреждений и учителей нач.шк. /Л.П. Молодова .- М.: ООО «Современная школа», 2005.
11. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
12. Николаева С.Н. Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников. / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез», 2002.-128с.
13. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.-368с.
14. Пичаевская, Я.Л. Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытноэкспериментальной деятельности / Я.Л. Пичаевская, Е.Н. Удина // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 1011-1016.
15. Рыжова Н.А. Я и природа: учеб-метод. комплекс по эколог. Образованию дошкольников / Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1996. -56 с.
16. Серебрякова, Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / Т. А. Серебрякова. – М. : Академия, 2013. – 224 с.
17. Серебрякова, Т.А., Семенова Л. Э. Роль семьи в становлении основ ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста // Психология, социология и педагогика. – 2018. – № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2018/04/8542 (дата обращения: 02.12.2018).
18. Серебрякова, Т. А., Семенова Л.Э. Психологические основы решения проблемы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста // Психология, социология и педагогика. – 2017. – №11. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/11/8417 (дата обращения: 02.12.2018).
19. Рыжова, Н. А. Диагностика экологического образования дошкольников: новые подходы / Н. А. Рыжова // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2007 . – № 3 . – С. 15-26.
20. Шемаханова, О. А. Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром / Шемаханова, О. А. // Дошкольная педагогика, 2011.- № 4(69).-С.25-29
21. Чехонина, О. Эксперименты как основной вид поисковой деятельности / О. Чехонина. // Дошкольное воспитание. – 2017 – № 6. – с. 13-16.
22. Юркевич, В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей / В. С. Юркевич. // Вопросы психологии. – 2018, №2. – С. 13-19