Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
В настоящее время насущной потребностью современного общества является духовное развитие. Прежде всего, необходимо сформировать правильное восприятие предметов изобразительного искусства.
Художественное восприятие может быть представлено в виде нескольких компонентов. Во-первых, это взаимодействие человека с предметами, представляющими художественную ценность. Во-вторых, это субъективное отражение человеком произведений искусства через призму восприятия.
Особый интерес представляют особенности художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста. Исследования советских ученых – Венгера Л. А., Запорожца А. В., Зинченко В. П. и других раскрывают психологический механизм восприятия у детей дошкольного возраста. Если обозначить его кратко, ребенок соотносит внешние признаки объекта с накопленным опытом.
Следует отметить, что точность восприятия напрямую зависит от ранее имеющихся знаний, а также от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами предмета. На занятиях в детском саду детей знакомят с основными видами скульптуры. Существуют скульптуры круглой, монументальной, станковой и малой формы. Наибольшее значение придается процессу ознакомления детей со скульптурой малой формы.
При прямом визуальном освещении скульптуры у дошкольников старшего возраста происходит разделение ее компонентов. Под руководством взрослого у дошкольников старшего возраста формируются знания о том, как добиться плавности форм, сглаживая одну форму в другую, разглаживая форму пальцами или постепенно увеличивая объем.
Скульптуры, отражающие реальный внешний вид животного, больше всего нравятся дошкольникам старшего возраста. При организации непосредственной учебной деятельности по ознакомлению со скульптурой малой формы необходимо иметь набор скульптурных предметов, изображающих животных и птиц.
Цель исследования – изучение особенностей ознакомления детей старшего дошкольного возраста со скульптурой.
Объект исследования – занятия детей старшей группы со скульптурой.
Предмет исследования – ознакомление детей старшей группы со скульптурой.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность ознакомления детей старшей группы со скульптурой.
3. Провести анализ современных программ воспитания детей по разделу ознакомления дошкольников с произведениями искусства: скульптура малых форм.
4. Описать методику ознакомления детей старшей группы со скульптурой.
Методы исследования: теоретические – анализ, обобщение, сравнение, синтез.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключение, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей старшей группы со скульптурой
1.1 Характеристика детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5,5-7 лет) происходит бурное развитие и регенерация функций всех физиологических систем детского организма: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, мышечной. Ребенок стремительно набирает рост и вес, меняются пропорции тела. Основные изменения происходят на более высоких уровнях нервной активности. Характерно, что мозг шестилетнего ребенка близок к мозгу взрослого. Тело ребенка в возрасте от 5,5 до 7 лет показывает, что оно готово к развитию в более старшем возрасте, что включает в себя более серьезные умственные и физические проблемы, связанные с формальным школьным обучением.
Старший дошкольник играет важную роль в психологическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется комплекс устойчивых мотивов; Появляются новые социальные потребности (уважение и признание со стороны старших, стремление внести значительный вклад в жизнь других, «взрослый», «взрослый»; потребность в признании со стороны сверстников).
Старшие дошкольники активно проявляют интерес к коллективной деятельности, но при этом демонстрируют стремление быть первыми и лучшими в спортивной и другой деятельности и установленные нормы поведения следует действовать соответственно. Возникает новая (косвенная) форма мотивации — основа произвольного действия. Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей. Моральные нормы и правила поведения общества дали ему возможность в некоторых ситуациях контролировать свои сиюминутные желания, и в данном случае он не может вести себя так, как ему хочется, а вести себя так, как ему «нужно».
Старшие дошкольники уже не так наивны и непосредственны, как раньше, и они непонятны окружающим. Причиной таких изменений является различие (разделение) восприятия ребенком своей внутренней и внешней жизни.
До семи лет ребенок выступает как опыт, связанный с его текущим опытом. Желания и выражение этих желаний в поведении (т. е. внутреннем и внешнем) образуют неразрывное целое. Поведение ребенка в этом возрасте обычно можно объяснить схемой: «Я хочу сделать это». Ребячливость и непосредственность указывают на то, что ребенок снаружи такой же, как и внутри; Его или ее поведение понятно и легко «читается» другими. Утрата непосредственности и ребячливости в поведении старшего дошкольника означает, что в его действиях присутствуют интеллектуальные моменты, которые, по-видимому, застревают между переживаниями и действиями ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть объяснено другой постановкой: «Я этого хочу, я это понимаю, я это делаю». Осознанность задействована во всех сторонах жизни взрослого дошкольника: как к нему относятся окружающие и как он относится к ним и как он относится к самому себе, его личным переживаниям, последствиям его действий и т. д.
Одним из важнейших достижений в старшем дошкольном возрасте является развитие осознания своего социального «Я» и внутренней общности. На ранних этапах развития дети еще не знают, где они окажутся в жизни. Поэтому они не хотят меняться. Если возникающие потребности детей этого возраста не будут удовлетворены в их культуре, это неизбежно приведет к протестам и сопротивлению.
В дошкольном возрасте ребенок впервые ощущает разницу между своим положением среди других и своими истинными способностями и желаниями. Он ясно проявляет стремление достичь нового, более «зрелого» статуса в жизни, внести новый и значительный вклад не только в себя, но и в жизнь других. Ребенок словно «выпал» из своей обычной жизни и актуальной для него системы образования и потерял интерес к дошкольной деятельности. В контексте всеобщего обучения это наиболее очевидно проявляется, прежде всего, в социальных условиях обучения и стремлении детей к обучению как к новому виду социально значимого дела, а также часть взрослых. В готовности выполнять обязанности, брать на себя часть своих обязанностей и помогать семье.
Возникновение таких желаний формируется всем процессом психологического развития ребенка, который является результатом того уровня, на котором он видит себя не только активным субъектом, но и субъектом системы человеческих отношений. Если адаптация к новым социальным ситуациям и видам деятельности не произойдет вовремя, ребенок не будет уверен в своих действиях.
Ребенок начинает понимать свое положение среди других, формируется внутренний социальный статус, появляется стремление к новым социальным ролям, отвечающим его потребностям. Ребенок начинает понимать и нормализовать свой опыт, у него развивается сильное чувство собственного достоинства и соответствующее отношение к успехам и неудачам в деятельности (некоторые люди изо всех сил пытаются достичь высокого уровня успеха и достижений в своих попытках, а для некоторых самое главное – избежать неудач и неприятных переживаний).
Содержательная и оценочная стороны самосознания представляют собой неразрывное целое. В каждом суждении о себе, каждое самоутверждение в той или иной степени несет в себе чувство собственного достоинства. Мысли об их личном характере сразу же имеют к ним определенное отношение, когда они возникают.
В старшем дошкольном возрасте появляется источник рефлексии: способность анализировать собственные действия и соотносить собственные мнения, переживания и действия с мнением и оценками других, отсюда и самооценка старших дошкольников, которая становится реальностью. Улучшает знакомые ситуации и распорядок дня. Будьте ближе к тому, что полезно для вас. Ваша самооценка повышается в незнакомых
Фрагмент для ознакомления
3
1. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников со скульптурой./ А.А.Грибовская. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 96 с.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие / Г.Григорьева. - М.: Просвещение, 2002. - 344 с.
3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 244 с.
4. Комарова Т.С. Теория и црактика обучения изобразительной деятельности в детском саду: Автореферат дис. .докт. пед. наук. -М., 2007. -35 с.
5. Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б.Косминская и др. - М.: Просвещение, 2001. - 149 с.
6. Либман М.Я. О скульптуре. Беседы о скульптуре. -М., 2005, выпуск 3-, -53 с.
7. Ляхов М. Скульптура и самые маленькие. -Дошкольное воспитание, 2007, № 7, с. 45-47.
8. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ / Под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой. - М.: Просвещение, 207. - 272 с.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
10. Пчелинцева Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб.-метод. Пособие / Е.В Пчелинцева - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. - 36 с.
11. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детсада / Т. И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, С. Г.Якобсон; науч. рук. Е.В.Соловьёва. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с.
12. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / Н. Б.Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В.Пантюхина. - М: Просвещение, 2002. - С.3-21.
13. Черейская М.Г. Художественные изделия из новых материалов. -М.: Изобразительное искусство, 2005. -157 с.
14. Шайдурова Н.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Конспект лекций теоретического курса / Н.В.Шайдурова. - Барнаул: БГПУ, 2007. - 295 с.