Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развивающиеся направления психолингвистики и когнитивного развития сходятся в изучении овладения чтением у детей дошкольного возраста, особенно у тех, кто страдает общим недоразвитием речи (ОНР). Данное исследование направлено на изучение и прояснение сложных процессов, лежащих в основе формирования функциональной основы чтения у старших дошкольников с ОНР, что имеет важное научное и практическое значение.
Исследование затрагивает проблемную, недостаточно изученную область: нюансы взаимодействия между когнитивным развитием и дефицитом усвоения языка, а также их коллективное влияние на формирование навыков грамотности у данной демографической группы. В центре внимания данного исследования находится тезис о том, что проблемы в овладении чтением, возникающие у детей с ОНР, являются не просто производной языковых трудностей, а скорее сложной смесью когнитивных, лингвистических и педагогических факторов.
В данном контексте под «функциональной основой чтения» подразумеваются основополагающие когнитивные и лингвистические компетенции, которые способствуют переходу от рудиментарного распознавания символов к умелому пониманию и интерпретации письменного текста. Изучение этой основы крайне важно, так как она представляет собой инструмент, через который можно тщательно изучить многогранные аспекты развития чтения.
Актуальность данного исследования заключается не только в его вкладе в академический дискурс, но и в том, что оно может стать источником информации для эффективной педагогической практики. Анализируя специфические потребности и проблемы старших дошкольников с ОНР в освоении чтения, это исследование стремится проложить путь для более тонких и эффективных образовательных стратегий, что в конечном итоге будет способствовать созданию инклюзивной и справедливой среды обучения для всех детей.
Противоречия в образовательной сфере часто возникают из-за несоответствия теоретических основ и практической реализации, в частности, в контексте развития грамотности у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) – это несоответствие и определяет основную проблему исследования.
Устраняя этот пробел, цель исследования – выяснить многообразие механизмов, лежащих в основе процесса овладения чтением у старших дошкольников с ОНР, и оценить эффективность целенаправленных педагогических вмешательств.
Для достижения этой цели задачи исследования методически разделены таким образом, чтобы соединить теоретические знания с практическими результатами:
Теоретические задачи:
Препарировать когнитивные и лингвистические структуры, способствующие развитию чтения; в частности, проследить онтогенетические траектории развития этих структур у детей с диагнозом ЗПР (с использованием психолингвистических показателей и когнитивных критериев).
Оценить влияние существующих теоретических моделей на практические подходы к обучению грамоте в этой демографической группе; это включает в себя тщательную критику эпистемологических основ и применимости Выготских социокультурных теорий и диагностических рамок Левиной.
Практические задачи:
Эмпирически проверить эффективность инновационных логопедических методик, адаптированных для дошкольников с ЗПР; эффективность будет оцениваться через серию адаптивных интервенций по чтению (с фокусом на фонематическое понимание, лексический доступ и понимание повествования).
Создать целостную образовательную схему, объединяющую экологические и социокультурные факторы с индивидуальными педагогическими стратегиями; эта задача предполагает построение инклюзивной образовательной модели, способствующей развитию навыков грамотности с учетом уникальных когнитивных особенностей детей с ГСД.
Каждая из задач направлена не только на углубление академического понимания, но и на практическое применение этих знаний в образовательных учреждениях, что способствует созданию более инклюзивной и эффективной среды обучения для детей, сталкивающихся с проблемами ГСД. Синтез этих задач обещает двойной спектр вклада: углубленное теоретическое понимание и набор эмпирически подтвержденных, педагогически обоснованных вмешательств.
Объектом данного исследования является многогранный процесс овладения чтением у детей старшего дошкольного возраста, особенно у тех, кто страдает общим недоразвитием речи. Этот феномен, изобилующий сложностями, представляет собой благодатную почву для изучения сложного взаимодействия между когнитивным развитием, лингвистическим мастерством и педагогическими методиками. Предмет исследования углубляется в нюансы, рассматривая формирование функциональной основы чтения у этой демографической группы, что подразумевает основополагающие когнитивные и лингвистические компетенции, необходимые для эволюции от базового распознавания символов до продвинутого понимания и интерпретации текста.
Исследование стремится объединить теоретические знания с эмпирическими результатами, чтобы сформировать целостное понимание процесса овладения чтением у старших дошкольников с ОНР. Благодаря данному исследованию результаты стремятся внести вклад в более широкий дискурс об инклюзивном образовании и развитии грамотности, предлагая новые идеи и стратегии для лучшей поддержки этой уникальной когорты учащихся на их образовательном пути.
Теоретические основы исследования построены на богатом многообразии теоретических и эмпирических источников, синтезирующих фундаментальные и современные идеи в целостную аналитическую структуру. Эпистемологические основы исследования глубоко укоренены в парадигме развития и психолингвистической парадигме, в значительной степени опираясь на работы Л. С. Выготского, чьи трактаты о когнитивном развитии и социокультурной теории предлагают бесценные перспективы в отношении языка и овладения чтением. Собрание сочинений Выготского, в частности его трактат о когнитивном развитии, предлагает ключевой фундамент для понимания тонкостей овладения чтением в онтогенетическом ландшафте.
Еще больше обогащает этот фундамент исследование Р.Е. Левиной недостатков чтения и письма у детей, которое дает тонкое понимание специфических проблем, с которыми сталкиваются люди с ГСУ. Это дополняется работой Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, чьи исследования дошкольной подготовки детей с ГСУ в специализированных учреждениях предлагают прагматическое понимание индивидуальных образовательных подходов.
На педагогический аспект данного исследования большое влияние оказал комплексный трактат Т.В. Вареновой по коррекционной педагогике, который представляет собой методологическую схему для удовлетворения уникальных образовательных потребностей детей с проблемами в развитии. Это дополняется исследованиями С.Н. Каштановой и М.С. Скоробогатовой о речевых и неречевых психологических функциях у младших школьников с дисграфией, которые предлагают сравнительную линзу для понимания специфических образовательных потребностей нашей целевой демографической группы.
Прозрения А.В. Лагутиной об использовании начальных навыков чтения в коррекционных целях добавляют критическое измерение к методологическому подходу, особенно в контексте детей со специфическими языковыми нарушениями. Дополнением к этому служит учебное пособие А.Н. Корнева о нарушениях чтения и письма у детей, которое служит практическим ресурсом для понимания и решения этих проблем. Работа С.Н. Каштановой и А.С. Кузнецовой, посвященная оптимизации психолого-педагогических условий обучения чтению дошкольников с особенностями речи.
Работы Л.Н. Ефименковой, В.В. Коноваленко, А.Н. Корнева, А.В. Лагутиной, М.М. Безруких, Т.Г. Егорова, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Д.Ю. Скрябиной дополняют методологическую базу разнообразными взглядами на формирование речи, произношения, овладение навыками чтения и коррекцию нарушений чтения у детей.
Эклектическое сочетание теоретических взглядов и эмпирических исследований составляет основу методологического подхода данного исследования, обеспечивая комплексный и многогранный анализ формирования функциональной основы чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования многогранны и строги: количественные оценки (использование стандартных психометрических тестов для определения когнитивных и лингвистических компетенций); качественные наблюдения – подробные исследования конкретных случаев, диахронический анализ индивидуального прогресса в навыках чтения; экспериментальные схемы – сравнение контрольной и экспериментальной групп (где последняя получает специализированные вмешательства); мета-аналитические методы (синтез данных разрозненных исследований для получения всеобъемлющих выводов).
Теоретическая и практическая значимость этого исследования многогранна, оно предлагает глубокий вклад в области психолингвистики, психологии развития и педагогики специального образования. С теоретической точки зрения, это исследование дополняет существующий массив знаний, проясняя сложную взаимосвязь между когнитивным развитием и овладением языком в контексте общего недоразвития речи у старших дошкольников. В ней представлен нюансированный взгляд на роль исполнительных функций в овладении чтением – область, которая редко изучалась с такой конкретикой в предыдущих исследованиях. Изучая симбиотические отношения между такими когнитивными процессами, как рабочая память, контроль внимания и лингвистические навыки, это исследование обогащает теоретическое понимание развития чтения у детей с общим недоразвитием речи.
В области практического применения это исследование способно произвести революцию в педагогической практике в рамках специального образования. Исследование подчеркивает необходимость разработки специальных мультисенсорных обучающих стратегий, учитывающих уникальные когнитивные и лингвистические особенности детей с ОНР. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости смены парадигмы в методиках преподавания, перехода от традиционных подходов к более индивидуализированным и стимулирующим познавательную деятельность педагогическим стратегиям. Это имеет значение не только для разработки учебных программ, но и для программ подготовки учителей, которые должны вооружить педагогов навыками и знаниями, чтобы эффективно удовлетворять разнообразные потребности своих учеников.
Теоретическая и практическая значимость этого исследования заключается в его комплексном подходе к пониманию и решению проблем овладения чтением у старших дошкольников с ОНР. Исследование предлагает новаторское сочетание теоретических знаний и практических рекомендаций, способное оказать существенное влияние как в научных кругах, так и в образовательной практике.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литетературы.
Глава 1. Теоретические особенности проблемы формирования функционального базиса чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе
1.1. Проблема формирования функционального базиса чтения в онтогенезе
Генезис чтения как когнитивного процесса в онтогенезе, особенно в контексте детей с общим недоразвитием речи, представляет собой многомерную загадку, охватывающую различные аспекты психологии развития и коррекционной педагогики. Онтогенетическая прогрессия чтения, как утверждал Л.С. Выготский, – это не линейное приобретение набора навыков, а сложная интеграция различных когнитивных и языковых способностей. В сфере ГСУ эта интеграция становится особенно сложной. Перспективы когнитивного развития подчеркивают значимость социального взаимодействия и языка как фундаментальных основ в эволюции навыков чтения [12, с. 300].
Проясняя этот аспект, Р.И. Лалаева рассматривает нарушения в процессе овладения чтением у школьников, предлагая взглянуть на специфические трудности, с которыми сталкиваются дети с ОНР [25, с. 80]. Эту точку зрения дополняет исследование А.В. Лагутиной об использовании начальных навыков чтения в коррекционных целях, подчеркивающее важность раннего вмешательства в контексте ГСУ [24, с. 198].
Исследования Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной проливают свет на подготовку детей с ОНР к школе, особенно фокусируясь на развитии навыков предварительного чтения и чтения. Их работа подчеркивает необходимость специализированных педагогических подходов, учитывающих уникальные потребности этих детей в обучении [363, с. 45]. В рассмотрении когнитивных основ чтения ключевое значение имеет работа С.Н. Каштановой и М.С. Скоробогатовой. Они исследуют речевые и неречевые психологические функции у младших школьников с дисграфией – состоянием, часто сопутствующим ОНР, тем самым давая более широкое представление о когнитивных механизмах, влияющих на овладение чтением [17, с. 157].
Анализ эволюции чтения как когнитивного процесса в онтогенезе, особенно у детей с общим недоразвитием речи, требует междисциплинарного подхода. Синтез взглядов из психологии развития, коррекционной педагогики и психолингвистики формирует целостное понимание многогранной природы развития чтения у этой уникальной демографической группы. Теоретические знания закладывают основу для разработки эффективных педагогических стратегий, учитывающих потребности детей с ОНР, и тем самым способствуют их успешному освоению сложного мира грамотности.
Роль раннего языкового развития в формировании навыков чтения представляет собой важнейшую область исследования, особенно если речь идет о детях с общим недоразвитием речи. Траектория от раннего овладения языком до умелого чтения сложна и многогранна, в ней переплетаются когнитивные, лингвистические и нейроразвивающие звенья. Исследование Р.Е. Левиной недостатков чтения и письма у детей показывает критичность раннего языкового развития как предшественника успешной грамотности [28, с. 150]. Эту точку зрения разделяет и Т.А. Алтухова, которая подчеркивает коррекционно-пропедевтический аспект формирования навыка чтения у учащихся с ОНР, ратуя за стратегии раннего вмешательства [1, с. 55].
Проницательность Д.Б. Эльконина в вопросах обучения детей чтению еще больше подчеркивает значимость ранних лингвистических навыков, утверждая, что основы, заложенные в первые годы развития языка, играют важную роль в формировании последующих способностей к чтению [40, с. 30]. В этом контексте работа Л.С. Волковой в области логопедии предлагает ценные перспективы в отношении методик формирования ранних языковых навыков, которые, в свою очередь, способствуют развитию навыка чтения [11, с. 240].
Исследование Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной о подготовке детей с ОНР к школе в специализированных условиях вносит свой вклад в этот дискурс, подчеркивая важность целенаправленного языкового развития в условиях раннего обучения [36, с. 70].
Данная литература убедительно доказывает критическую роль раннего развития речи в создании фундамента для навыков чтения. Это особенно актуально в случае с детьми с ОНР, когда целенаправленное лингвистическое вмешательство в раннем возрасте может существенно повлиять на траекторию их развития на пути к овладению навыками чтения. Исследование подчеркивает необходимость интегрированного обучения лингвистике и чтению в рамках ранних образовательных мероприятий для детей с ОНР, чтобы заложить прочный фундамент для их будущих академических успехов.
Взаимосвязь между функциональной основой чтения и другими когнитивными функциями у детей – сложный и многогранный аспект психологии развития. Данная взаимосвязь имеет решающее значение для понимания того, как навыки чтения развиваются и подвергаются влиянию различных когнитивных процессов на ранних этапах онтогенеза. Такие когнитивные функции, как внимание, память и исполнительное функционирование, являются неотъемлемой частью развития навыков чтения. Когнитивные способности работают согласованно, чтобы облегчить декодирование, понимание и интеграцию письменного языка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алтухова Т.А. Формирование навыка чтения у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования: коррекционно-пропедевтический аспект. – Белгород: БелГУ, 2020.
2. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. [Текст]/Г.Б. Ананьев – М.: Просвещение, 2000. – 223с.
3. Безруких М. М. Обучение письму [Текст] / М.М. Безруких – М., 1997. – С. 11-12
4. Безруких М. М. Прикладная психофизиология [Текст] / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М. М. Безруких – М., 2000 -С.125-144
5. Брехунова, Г.Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5–7 лет с нарушениями речи / Г.Н. Брехунова. – Логопед, 2007. – 131с.
6. Ванюхина, Г.А. Природосообразные подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста как профилактика дислексий/ Г.А. Ванюхина. – Логопед. – No3. – 2007. – С. 15-19.
7. Варенова Т. В. Коррекционная педагогика: учеб.-метод. комплекс для студентов специальности «социальная работа». Минск: ГИУСТБГУ, 2007. 112 с.
8. Варенова Т. В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности «социальная работа». Минск: ГИУСТБГУ, 2007. 112 с.
9. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе/Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковская. – М., 1994. – 97с.
10. Воеводина, Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте/ Е.С. Воеводина. – Школьный логопед. -No 6. – 2015. – С. 10-13
11. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Владос, 2013. – 680 с.
12. Выготский Л. С. Собрание сочинений. М.: Просвещение, 2003. Т. 1. 463 с.
13. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. [Текст] /Т.Г. Егоров-СПб.: Литера, 2006. – 263с.
14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 2015. – 112 с.
15. Каше Г.А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей с недостатками произношения. [Текст] / Г.А. Каше – М.: Просвещение, 2005. – 207с.
16. Каштанова С. Н., Кузнецова А. С. Оптимизация психолого-педагогических условий подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования, – 2018. № 61-4. – С. 141-144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36809658 (дата обращения: 18.11.2019).
17. Каштанова С. Н., Скоробогатова М. С. Особенности речевых и неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. № 56-4. – С. 155-162. 1^1.: ИКрв:// е!1Ьгагу.ги/11ет.азр?1С=30010595 (дата обращения: 20.11.2019).
18. Коноваленко В.В. Правильное произношение и чтение. Популярное пособие для родителей и воспитателей. Серия Дошкольное образование // В.В. Коноваленко, С В. Коноваленко. – М.: Гном и Д, 2000. – 144 с.
19. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб.-метод. пособие. СПб.: МиМ, – 1997. – 286 с.
20. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. М.: Эксмо, – 2012. – 128 с.
21. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. – М.: Экс-мо, 2014. – 128 с.
22. Костромина, С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению/ С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М., 2006. – 127с.
23. Лагутина А.В. Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. – Москва, 2007. – 192 с.
24. Лагутина А.В. Формирование функционального базиса чтения у детей 4-х лет с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2006. – №6. – С. 48-59.
25. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: учеб. пособие для студентов дефектол. факультетов пед. ин-тов. М.: Просвещение, – 1983. – 136 с.
26. Лалаева Р.И. Логопедия в таблицах и схемах. Учебное пособие / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. – М.: Парадигма, 2016. – 216 с.
27. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников : учебное пособие / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург : КАРО, 2019. – 256 с.;
28. Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей. М.: ВЛАДОС, – 2000. – 219 с.
29. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Эксмо, – 2014. – 367 с.
30. Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография/ М.Н. Русецкая. – СПб.:КАРО, – 2007. – 192с.
31. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256 с.
32. сборник по материалам международного симпозиума 23-26 августа 2018 года. М.: ЛОГОМАГ. С. 197-200. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=37140010 (дата обращения: 20.11.2019).
33. Сергеева Е.В. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР – это обучение и воспитание в логопедической группе / Е.В. Сергеева. – Логопедия. – 2007. – 64 с.
34. Скрябина, Д. Ю. Логопедия : хрестоматия / Д. Ю. Скрябина. – Глазов : ГГПИ им. Короленко, 2020 – Том 2 – 2020. – 368 с.
35. Трошин А.Я. Психологические основы процесса чтения. [Текст] /А.Я. Трошин – М.: Сфера, 2005. – 256с. 26.
36. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.
37. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей [Текст]/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова – М.: Гном-Пресс, 2001. – 80 с.
38. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. – М.: Юристъ, 2000. – 253 с.
39. Чиркина, Г. В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей / Г.В. Чиркина. Дефектология. – 2005. – 157с.
40. Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. М.: Знание, – 1991. – 64 с.