Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Память - это комплекс когнитивных способностей и высших психических функций, используемых для накопления, сохранения и воспроизведения знаний и навыков. Сегодня проблемы развития памяти у школьников взаимосвязаны и имеют социальную значимость.
Человеку нужно многое знать и запоминать, и объем информации увеличивается с каждым годом. Книги, записи и компьютеры помогают человеку запоминать, но главное - это его собственная память, потому что без нее нормальное функционирование личности и ее развитие невозможно.
Память можно определить как ментальные, физические и культурные процессы, которые выполняют функции запоминания, хранения и воспроизведения информации в жизни. Эти функции являются основой памяти. В частности, память включает в себя способность человека запоминать математические объекты, концепции, отношения, рассуждения, действия и воспроизводить их в необходимое время.
В процессе обучения одной из важных задач учителей является систематическая и целенаправленная работа по развитию памяти учащихся. Кроме того, целью этой работы является не только запоминание определенного количества фактов, но и обучение навыкам рациональной памяти с разумной мотивацией. Различные занятия, в том числе, уроки истории, способствуют развитию памяти.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развитие памяти является важной задачей в воспитании школьников, и ее успешное выполнение может происходить на уроках истории.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современное развития российского образования характеризуется формированием личностно-ориентированного направления для развития потенциальных способностей и умений детей.
Степень научной разработанности. Проблемой развития памяти занимались с древних времен: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И.П.Павлов, советский психолог Н.Ф.Добрынина, А.А.Смирнова, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев. Современным проблемам памяти посвящены труды и исследования многих ученых: М.И.Сеченова, Р.Шифрина, Д.Карнеги, А.А.Смирнова и многих других.
Цель исследования: проанализировать существующие к настоящему времени методы развития различных видов памяти на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «память» в психолого-педагогической литературе;
2. Изучить особенности развития памяти у школьников;
3. Раскрыть методы развития памяти школьников на уроках;
4. Привести диагностику исходного уровня развития памяти у школьников на констатирующем этапе эксперимента;
5. Осуществить разработку и внедрение упражнений на уроках истории, которые помогут развить память школьников;
6. Проанализировать динамику уровня развития памяти у школьников .
Объект исследования: память как свойство, заключающееся в способности сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события.
Предмет исследования: методы развития различных видов памяти на уроках истории.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в том, что она может быть применена в курсовых, диссертационных и научных работах.
Структура. Работа включает в себя введение, две главы (теоретическую и аналитическую), заключение, список источников и приложение.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
1.1 Понятие «память» в психолого-педагогической литературе. Вид памяти
Память - это основа умственной деятельности. Без памяти невозможно понять базовые знания о мышлении, сознании и формировании подсознания [20]. Память считается одной из наиболее развитых частей психологии. Однако дальнейшие исследования паттернов памяти в наше время вновь превратили это в одну из главных проблем науки. У ученых нет четкого и единообразного определения памяти.
В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о стимулах после прекращения их действия [13].
Поскольку ни одно из существующих в памяти определений не может считаться достаточным, следует проанализировать и объединить несколько взаимодополняющих формул.
Согласно определению, данному в Словаре психологии, «память - это система мнемонических процессов, используемая для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения этих знаний в форме устных отчетов и моделей поведения, которые были в предыдущем опыте».
Согласно определению А.В.Петровского, «память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуального опыта» [16].
Ж.Пиаже считал, что «память - это набор информации, которую мозг получает и управляет поведением человека» [12].
Согласно определению В.Г.Крысько, «память - это процесс захвата, сохранения и воспроизведения того, что человек отражает, делает или переживает» [11].
Взгляд на определение, природу памяти менялся и эволюционировал на протяжении веков. Психологи восемнадцатого и девятнадцатого веков Г.Эббингауз, Г.Мюллер и А.Пильзекер считали, что память - это не позитивный процесс (активность) людей и объектов или их образов, а механически сформированный узел. Его центральное понятие, «ассоциация», определяет связь, соприкосновение и служит объяснительным принципом всего психологического формирования. В результате была разработана ассоциативная теория памяти (рис. 1).
Рисунок 1 – Структура памяти
Бихевиористы утверждали, что единственной задачей психологии является установление четкой связи между стимуляцией и реакцией, то есть между внешней стимуляцией и реактивным движением организма. Проблемы с навыками (Э. Торндайк, Э. Толман) занимют центральное положение. Память в основном изучалась в непроизвольной форме [8].
Представители теории гештальта (В. Келер, К. Коффка, М. Вертхаймер, К. Левин) считали, что структура материалов является главным условием памяти, но игнорирует саму человеческую деятельность [3].
В результате большого количества экспериментальных психологических исследований была разработана теория личной памяти, раскрывающая множество факторов, влияющих на процесс запоминания, особенно сохранения (активность, интерес, внимание) [20].
В семантической теории памяти (А.Бине, К.У Бюлера) предлагается семантическое содержание материала, а не механическая память.
Теория деятельности (А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов) включает в себя систему теоретических и практических действий, подчиненных решению проблемы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Изучение памяти как деятельности началось французскими учеными, особенно была заложена работа П.Жана. Он был одним из первых, кто интерпретировал память как систему действий, предназначенных для запоминания, обработки и хранения материалов.
В теории происхождения высших психических функций (А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко) определены филло- и онтогенетические стадии памяти, особенно произвольная и непроизвольная, прямая и опосредованная стадии. Согласно теории активности памяти, связь между различными представлениями - образованием ассоциаций, а также запоминанием, хранением и воспроизведением материалов, может быть объяснена тем, что человек делает с этим материалом во время его обработки в памяти.
Было обнаружено, что память является основой умственной деятельности. Без этого невозможно сформировать мышление, сознание и подсознательное поведение. Память - это основа человеческих способностей; это условие для обучения, приобретения знаний и формирования навыков и умений.
Сегодня люди живут в мире, который ежедневно интегрируется с потоком информации. Объем знаний и навыков увеличивался и накапливался год от года, что ложилось все большим бременем на память каждого будущего поколения. Улучшить и развить память довольно сложно, но сейчас для нормальной социальной жизни это только необходимо.
И.П. Подласый считает, что «развитие человека - это сложный процесс, от простого к сложному; от несовершенного к совершенному; вдоль движения от старого качественного состояния к новой восходящей траектории» [17].
Л.И.Божович понимает развитие личности как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие личности происходит во всех ее различных когнитивных процессах. Память - это один из его компонентов. Развитие памяти - это процесс изменения и формирования, обеспечивающий непрерывность важных действий каждого, формирующий план текущего поведения и так далее.
Память - это основа умственной деятельности. Развитие памяти - жизненно важная задача, поскольку она позволяет людям использовать опыт самих себя и предыдущих поколений для решения различных повседневных задач.
«Важнейшей особенностью развития когнитивной сферы школьников, - писал Л.С. Выготский, - является то, что в процессе развития ребенка формируется совершенно новая функциональная система ребенка, которая в основном характеризуется тем, что память становится центром сознания. Памяти школьников принадлежит ведущая роль» [2]. В связи с этим изучение развития памяти детей школьного возраста является наиболее актуальным вопросом.
Память занимает особое место во всех психических функциях, и без ее непосредственного участия не могут выполняться другие функции. Поэтому проявления памяти разнообразны, но их виды можно классифицировать (рис. 2).
Рисунок 2 – Классификация видов памяти
Классификация памяти по времени хранения материала:
1. Генетическая память - это память с самым длительным периодом сохранения информации и наиболее специфический тип памяти. Это связано с функцией и генетическим механизмом генетических устройств. Благодаря этому типу памяти также наследуются основные врожденные психологические явления и формы поведения, включая инстинктивные и безусловные реакции.
2. Мгновенная память - самая короткая память по времени хранения информации, которая работает только тогда, когда человек воспринимает соответствующую информацию с помощью органов чувств.
3. Оперативной памятью называется время хранения информации, в течение которого она предназначена для решения конкретной задачи и определяется характеристиками самой задачи.
4. Долговременную память можно определить как память, предназначенную не только для длительного хранения информации, но и для повторного использования связанной информации без потерь [24].
Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны: сначала работает крат
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2020. – 157 с.
2. Веретенникова Ю.О. Приёмы и методы работы с учащимися на уроках истории // Педагогика: традиции и инновации: материалы X Междунар. науч. конф. (город Казань, декабрь 2020 г.). - Казань: Молодой ученый, 2020. - С. 38-40.
3. Волков, Б.С. Возрастная психология. От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 250 с.
4. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. М. : Владос, 2021. – 365 с.
5 Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головина. Минск: АСТ, 2022. – 452 с.
6. Давыдов, В.В. Психическое развитие школьников: экспериментальное психологическое исследование / В. В. Давывод. – М., Педагогика, 2020. – 250 с.
7. Дубровина, И.В. Об индивидуальных особенностях школьников на школьных уроках / И. В. Дубровина. – М. : Знание, 2020. – 204 с.
8. Дубровинова, И.В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. – М. : Знание, 2020. – 316 с.
9. Джеймс, У. Память и ее психологические особенности / У. Джеймс. – М.: Психология, 2022. – 415 с.
10. Иванов, М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни / М.М. Иванов. М. : АО «МЕНАТЕП – ИНФОРМ», 2022. – 364 с.
11. Истомина, З.М. Развитие памяти на уроках / З. М. Истомина. - М. : Просвещение, 2020. – 194 с.
12. Козаренко В.А. Все о памяти и способах запоминания / В.А. Козаренко. - М.: Вогол, 2019. - 218 с.
13. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии / В. Н. Крысько. М. : Владос - пресс, 2021. – 160 с.
14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М. : ТЦ «Сфера», 2021. – 412 с.
15. Куприянович, Л.И. Резервы улучшения памяти / Л. И. Куприянович. -М. : Наука, 2022. – 415 с.
16. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. – М.: Наука, 2021. – 203 с.
17. Мещерякова, Б.Г. Большой энциклопедический словарь. / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2020. – 266 с.
18. Нартова, С.К. Введение в психологию развития: учеб. пособие / С.К. Нартова, А.В. Потапова. М. : Флинта: МПСИ, 2020. – 365 с.
19. Никитина, Т.Б. Как развить хорошую память / Т. Б. Никитина. М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2020. – 195 с.
20. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. М. : Российское педагогическое агентство, 2022. – 405 с.
21. Петрова, Н.М. Нервная система и органы чувств / Н. М. Петрова. – И.: Изд-во Удм. Ун-та, 2021. – 257 с.
22. Подлиняев О.Л. Эффективная память / О.Л. Подлиняев. − Иркутск: Иркут. гoc. унт, 2020. - 200 с.
23. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения // Основная школа. [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId= 6400
24. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. - М : Просвещение, 2020. – 415 с.
25. Трапакова О.Б. Приемы запоминания слов, хронологии и текстов при изучении истории // Открытый урок. [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/articles/521751
26. Черемошкина Л.В. Как развивать внимание и память ребенка / Л.В. Черемошкина. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 277 с.