Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Своевременное овладение ребенком правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности, а усвоение слоговой структуры слова – одна из предпосылок для дальнейших успехов в школе.
Понятие "слоговая структура" относится к взаимному положению и соотношению слогов в слове. Формирование слоговой структуры влияет на овладение грамматической системой речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.
Проблема формирования и нарушения слоговой структуры слова приобретает особое значение в условиях детского сада для детей с общим недоразвитием речи, поскольку именно там дошкольников готовят к грамотности.
Нарушение слоговой структуры слова – одна из важнейших задач работы логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Искажения слогового состава слова признаются наиболее стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.
Основы коррекционного воспитания детей с общим речевым недоразвитием разработаны в психолого-педагогических исследованиях таких авторов, как: Р. Е. Левин, Л. Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, А. В. Ястребова. Произведения Л. Б. Есечко, В. А. Ковшикова, А. К. Марковой, Н. Н. Трауготта, О. Н. Усановой, и др.
С каждым годом увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. У большинства наблюдается нарушение слоговой структуры слова различной степени. Если это нарушение своевременно не исправить, то в дальнейшем оно может привести к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как замкнутость и сложность, что помешает ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми. Таким образом, актуальность исследования подтверждается.
Целью исследования является выявление нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: логопедическая работа по коррекции нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: слоговая структура слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: теоретические (анализ общей научной и психолого-педагогической литературы).
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с ОНР.
2. Выявить особенности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР.
3. Раскрыть специфику нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Описать методику обследования слоговой структуры.
5. Разработать методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования комплекса дидактических игр.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ОНР
Одной из наиболее распространенных проблем у детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи. Это понятие используется для обозначения детей с нормальным и сохранным слухом и интеллектом, в то время как в лексике, грамматике и фонетике наблюдаются нарушения, задержки или отклонения.
Это влияет не только на развитие фонетики, лексики и грамматики, но и на интеллектуальную, волевую и познавательную сферы ребенка. Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют более слабое развитие зрительного восприятия, пространственного представления, памяти, внимания и мышления, чем их годовалые дети. Эти дети могут быть неактивными, застенчивыми, застенчивыми и неуверенными в себе.
Общее недоразвитие речи влияет на развитие интеллектуальной, познавательной и волевой сфер личности у детей. У детей с общим недоразвитием речи заметно хуже, чем у ровесников с нормальной речью, формируется зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Эти дети малоактивны и не инициативны в общении. Ю. Ф. Гаркуши показал, что у детей с ОНР может отсутствовать мотивационная потребность в общении со сверстниками, они испытывают трудности в общении.
Категория детей с общим недоразвитием речи неоднородна по составу, поэтому по клиническим проявлениям делится на три группы: неосложненные формы общего недоразвития речи. У таких детей нет локальных поражений центральной нервной системы, наблюдается минимальная дисфункция головного мозга, эмоционально-личностная незрелость, регуляция мышечного тонуса и произвольной активности –слабая. Первичные зоны сохраняются. Речедвигательный анализатор изначально сохраняется, но нарушается регуляция мышечного тонуса. Наблюдаются изменения состояния зрительных и двигательных функций (слабость точных движений пальцев, недостаточная сформированность динамической и кинестетической практики).
Осложненными формами общего недоразвития речи являются дети с неврологическими и психопатическими синдромами: церебростеническим, гипертонически-гидроцефальным, судорожным, гипердинамическим и др.
Для детей этой категории характерны ярко выраженные неврологические симптомы:
1. Изменения в согласованном функционировании аналитических систем.
2. Нарушение состояния зрительных и двигательных функций (изменения мышечного тонуса, отсутствие формирования общей и оральной практики, слабые нарушения равновесия, координации движений, зрительно-пространственных представлений; нарушения в воспроизведении простых двигательных ритмов).
3. Недостаточный уровень развития внимания, памяти, мышления, нарушение умственной работоспособности.
4.Эмоционально-личностная незрелость (состояния возбудимости, заторможенности, раздражительности, двигательной расторможенности; произвольность в поведении; истощение и переутомление в любой деятельности).
5. Есть владение речью и ее осознание.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М. : МПА, 2004. - 194 c.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь. - М., 2001. - 123 с.
3. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. - М., 2002. - 195 с.
4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2000. – 143с.
5. Гвоздев, А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПб., 2003. - 12 с.
6. Глухов, В. Л. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М., 2003. - 213 с.
7. Гуровец, Г. В. Давидович, Л.Р., Медико-педагогическая характеристика сложных форм патологии речи. - СПб., 2006. - 58с.
8. Гуровец Г. В. Маевская, С. И. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М., 2001. - 78с.
9. Денисова Н. Е. Экспресс-диагностика детей первого года обучения, имеющих проблемы речевого развития. - М., 2004. - 85с.
10. Гвоздев, А. Н. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста. - СПб., 2005. - 89с.
11. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М., 2004. - 216с.
12. Есечко, Л. Б. Особенности овладения звуко-слоговым составом слова учащихся с общим недоразвитием речи. - М., 2001. - 44с.
13. Есечко, Л. Б. Формирование правильного слогового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи в подготовительном классе. - М., 2004. - 3с.
14. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи дошкольников. - М., 2001. - 5с.
15. Жаренкова, Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. - М., 2005. - 123с.
16. Жинкин, Н. И. Нарушение речи у дошкольников. - М., 2005. - 55с.
17. Захаров, В. П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях. - СПб., 2001. - 214с.
18. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте. - М., 2002. - 96с.
19. Зиндер, Л.В. Общая фонетика. - М., 2003. - 79с.
20. Иншакова, О. Б. Пособие для логопеда. - М., 2005. - 8с.
21. Калмыкова, И. Р. Таинственный мир звуков. - М., 2005. - 57с.
22. Карпова, С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М., 2003. - 87с.
23. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М, 2004.
24. Коноваленко, В. В., Коноваленко, С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - М., 2001. - 255-261с.
25. Секачев, В. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи; под ред. Гаркуша, Ю.Ф. -М. : Секачев, В. Ю, 2000. - 91с.
26. Костромина, С. Н., Нагаева, Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении речи. Серия «Практическая психология» - М., 2009. - 31с.
27. Кравченко, И. А. Игры и упражнения со звуками и словами. М., 2005. - 66с.
28. Лалаева, Р. И. Нарушение речи у детей с ЗПР. - СПб., 2001. - 43с.
29. Левина, Р. Е. Недостатки речи и письма у детей. М., 2005. - 15с.
30. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики. - М., 2002. - 61с.