Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. «Детство - важный период чело-веческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, са-мореализующаяся, уникальная жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детстве, что вошло в его разум и сердце из внешнего мира, в решающей степени зависит, каким человеком является сегодняш-ний ребенок».
Рисование - самый важный инструмент в формировании личности ребенка. Образовательная деятельность дает детям радость познания творчества. Испытав однажды это чувство, ребенок попытается передать в своих рисунках то, что он узнал, увидел и пережил.
Образная деятельность ребенка, которую он только начинает осваи-вать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но для развития творческих способностей каждого ученика, заложенных природой, педаго-гу необходимо понимать изобразительное искусство, творчество самих де-тей, знать особенности техники использования изобразительных приемов на уроках рисования, владеть визуальными навыками и умениями.
Изобразительная деятельность старших дошкольников должна быть эмоциональной и творческой. И педагог создает для этого все условия: он обеспечивает прежде всего эмоциональное и образное восприятие действи-тельности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей создавать образы, средства их выразительного решения.
Не каждый ребенок становится художником, но у каждого ребенка есть определенный потенциал для художественного развития, и этот по-тенциал необходимо раскрыть. Одаренные дети найдут свой путь, а другие получат ценный опыт в творческом воплощении своих собственных идей. Старший дошкольный возраст - это период, когда образовательная дея-тельность становится устойчивым увлечением многих детей. Необходимо использовать это хобби, чтобы заинтересовать ребенка миром искусства, развить его фантазию, воображение и способности.
Даже на начальном этапе обучения важно развивать не только спо-собность понимать красоту, но и стремиться создавать красоту вокруг се-бя. Именно на занятиях художественно-эстетической направленности раз-виваются творческие способности к созданию конкретных образов, прояв-лению своего отношения к окружающей среде. Дети знакомятся с жанрами живописи, отрабатывают технические навыки обращения с карандашом и бумагой.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия формирования техниче-ских навыков у детей старшего дошкольного возраста в тематическом ри-совании.
Объектом исследования является процесс формирования техниче-ских навыков у детей старшего дошкольного возраста в тематическом ри-совании.
Предметом исследования являются основы и принципы формиро-вания технических навыков у детей старшего дошкольного возраста в те-матическом рисовании.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление эффективных условий для формирования технических навыков у детей старшего дошкольного возраста в тематическом рисова-нии.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть сущность понятия «рисование»;
- изучить понятие «тематическое рисование»;
- детально проанализировать психолого-педагогические аспекты овладения изобразительными умениями;
- проанализировать педагогические условия, направленные на фор-мирование технических навыков в процессе тематического рисования у старших дошкольников;
- изучить методику формирования технических навыков у детей старшего дошкольного возраста в тематическом рисовании.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ
1.1 Сущность понятия «рисование»
В формировании личности ребенка неоценимую роль играют раз-личные виды художественной и творческой деятельности: рисование, леп-ка, аппликация, создание различных рисунков из натуральных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость обучения и творчества. Если ре-бенок испытал это чувство, он попытается рассказать в своих произведе-ниях о том, что он узнал, увидел и пережил.
Детское изобразительное искусство может успешно развиваться только в том случае, если им целенаправленно руководит педагог. Испол-нительская деятельность старших дошкольников как вид художественной деятельности должна быть эмоциональной и творческой. И учитель созда-ет для этого все условия: он обеспечивает, прежде всего, эмоциональное и образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение [12].
Если раньше считалось, что необходимо обучать детей готовым вы-кройкам и показывать способы рисования, то сейчас воспитание творче-ской самостоятельности детей стало одной из важнейших образовательных задач. В своем исследовании Н.П. Сакулина отмечала, что рисование, ко-торому ребенок учится так рано, влияет на формирование различных сто-рон личности. Поскольку суть рисования заключается в изображении предметов и явлений реального мира, его значение для духовного разви-тия велико.
Образная форма отражения характерна для рисования, что позволя-ет ребенку развивать художественные и творческие способности, которые можно применять в различных сферах жизни. Очевидно, что при обучении детей рисованию задача развития у детей творческой самостоятельности и активности стоит на первом месте. Обучение детей рисованию должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоя-тельности и активности. Для этого необходимо воспитывать у детей спо-собность видеть окружающие их предметы и явления, которые служат со-держанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отноше-ние к общественным событиям и природе, развивать у детей эмоциональ-ную отзывчивость и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Березина Н.О. Успех. Примерная общеобразовательная про-грамма дошкольного образования / Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова и др. - М.: Просвещение, 2010. - 255 с.
2. Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / М.А. Васи-льева, Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАЙ-КА-СИНТЕЗ, 2012. - 336 с.
3. Венгер Л.А. Психология: Учеб. Пособие для учащихся пед. Уч-щ по спец. №2002 «Дошк. воспитание» и №2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду / Л.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1974. - 175 с.
5. Винникова, Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: развитие речи, ху-дожественная литература, изобразительная деятельность / Г. И. Виннико-ва. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. - (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
6. Волков Б.С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Вол-кова. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2007. - 287 с.
7. Волчкова В.Н. Конспекты занятий Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. — 394 с.
8. Горячева, Н.А. Первые шаги в мире искусства [Текст]: про-грамма для дошкольных общеобразовательных учреждений / Н. А. Горя-чева; под ред.Б.М. Неменского. - М. : Просвещение, 2011. - 207 с.
9. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 рисованию, лепке, аппли-кации в игре/ Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон.- М.:Просвещение,1992 .-143с.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обу-чения: допущено УМО в качестве учебника / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - 2-е изд. перераб. и доп. - СПб: Питер, 2015. - 464с.
11. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателя дет. Сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1985. - 192 с.
12. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобрази-тельного творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Т. Г. Казакова. - М.: Владос, 2006. - 255 с. : 16 с.ил. - (Педагогика и воспитание.)
13. Киплик Д.И. Техника живописи / Д.И. Киплик. - М.: «СВАРОГ и К», 1998. - 500 с.
14. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В.И. Киреенко. - М., 1959. - 299 с.
15. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет Издатель-ство, год, страницы (уточню).
16. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методиче-ское пособие для воспитателей и педагогов для работы с детьми 2-7 лет. - М., 2005.
17. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
18. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятель-ности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 256 с.
19. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Кома-рова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994. - 152 с.
20. Комарова Т.С. Педагогическая диагностика развития детей пе-ред поступлением в школу. - М., 2004.
21. Корчинова О.В. Декоративно - прикладное творчество в дет-ских дошкольных учреждениях / О.В. Корчинова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 320 с.
22. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. Для учащихся пед. уч-щ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.
23. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для сту-дентов пед. ин-тов и учащихся пед. Училищ / В.С. Мухина. - М.: Просве-щение, 1975. - 240 с.
24. Ожегов С.И. Словарь Русского Языка / С.И. Ожегов.; Под ре-дакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю. Шведовой. - Москва «Рус-ский язык», 1985. - 796 с.
25. Парафеева С.В. Обучение детей рисованию: Пособие для вос-питателей детских садов / С.В. Парафеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1972. - 85 с.
26. Петрошевский А.В. Психология. Словарь / А.В. Петрошевский, М.Г. Ярошевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
27. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобрази-тельного творчества: Учеб. пособие ля студ. сред. проф. учеб. заведений / С.В. Погодина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 352 с.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубин-штейн. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
29. Русскова Л.В. Методические рекомендации к «Программе вос-питания и обучения в детском саду» / Л.В. Русскова. - М.: Просвещение, 1986. - 400 с.
30. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 336 с.