Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономической структурой страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства в отношении детей с ограниченными возможностями развития, законодательством в области образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегрирующей области знания на стыке медицины, психологии и педагогики, мирового историко-педагогического процесса.
В современный переходный период социально-экономического и культурного развития России, характеризующийся усилением центробежных процессов и регионализацией социальной жизни, особую значимость приобретают вопросы истории, теории и организации коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями развития.
Это связано с тем, что в 90-е гг. под влиянием социально-политических изменений в стране произошла резкая смена ценностных ориентаций государства: стали переосмысливаться права человека, права ребенка, права людей с ограниченными возможностями; началось формирование в обществе новой философии - признания неделимости всех прав в "полном" и "неполном", признание единого сообщества, состоящего из разных людей с разными проблемами.
Государство провозглашает политику борьбы с дискриминацией в отношении инвалидов. На этом фоне резко изменилась оценка обществом и состоянием системы специального образования и перспектив ее развития. Изменения коснулись не отдельных направлений обучения отдельных категорий особенных детей, а системы в целом.
Цель исследования – выявление истории развития специальной педагогики в России.
Объект исследования – специальная педагогика.
Предмет исследования – история развития специальной педагогики в России.
Задачи:
1. Описать культурно - исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России.
2. Выявить становление специальной педагогики в России.
3. Провести анализ современного состояния социальной педагогики.
4. Определить актуальные проблемы специальной педагогики на современном этапе.
Методы исследования: теоретические – анализ литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ
1.1 Исторические предпосылки возникновения специальной педагогики в России
Специальная педагогика (также называемая в нашей стране дефектологией, коррекционной педагогикой) является неотъемлемой частью педагогики, одной из ее отраслей
Специальная педагогика - это теория и практика специального (специального) образования лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями, для которых обучение в нормальных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, с помощью общепедагогических методов и средств затруднено или невозможно.
В международной педагогической теории и практике общеприняты понятия "специальная педагогика" и "специальное образование". Совокупность знаний специальной педагогики была сформирована и накоплена в ходе длительного процесса развития практики обучения и воспитания детей с различными физическими или умственными недостатками.
Последнее десятилетие в развитии специальной педагогики проходит под знаком пересмотра названия этой педагогической отрасли. В течение семидесяти лет в нашей стране термин "дефектология" использовался для этого в качестве основного названия теоретической и практической области специального образования людей с нарушениями развития.
Параллельно с термином " дефектология "и в большей степени по отношению к науке использовались также два тесно связанных термина: "специальная педагогика" и "коррекционная педагогика".
Появление и закрепление термина "дефектология" в СССР было связано с определенными событиями в истории педагогики. Становление и научная разработка отечественной дефектологии пришлись на тот исторический период, когда общая педагогика переживала бурное развитие педологии. Входя в структуру педагогического знания и педагогической практики, советская дефектология не могла не находиться под влиянием этого процесса.
На сегодняшний день заслуга педологии заключается в том, что она обогатила педагогику системным взглядом на развивающуюся личность ребенка, который предусматривал необходимость всестороннего изучения растущей личности в физиологическом, психологическом и социальном аспектах и учет этих характеристик в процессе развития.
Эти концептуальные основы легли в основу зарождающейся научно-практической отрасли-дефектологии. Педологию и дефектологию связывала не только концептуальная общность, но и возникающая образовательная практика, общее внимание к ним выдающихся ученых того времени, внесших значительный вклад в развитие психологии, педологии и дефектологии (Л. С. Выготский).
В СССР с 1936 года, после известного постановления "О педологических извещениях в системе комиссариатов", педология и все, что с ней связано, было уничтожено (педологическая специальность, учебники и научные работы), выдающиеся ученые были репрессированы. Произведения Л. С. Выготского, например, были запрещены почти на 30 лет.
Дефектология отделилась от педологии, но в отличие от нее проблемная область дефектологии осталась почти нетронутой репрессиями. Более полувека в структуре дефектологии, практически закрытой по идеологическим соображениям отрасли педагогического знания, продолжали развиваться те самостоятельные области психологического знания (специальная психология, психодиагностика), социальная педагогика, профориентация и др., развитие которых было приостановлено в соответствующих научных отраслях.
Дефектология, как своего рода зонтик, защищала и сохраняла, как сопутствующие, эти и другие тенденции, которые начали развиваться в педагогике и психологии в 20-е годы.
На рубеже 80-х и 90-х годов, с изменениями в общественно-политической жизни страны, основное значение термина "дефектология" было утрачено. Из "науки о дефектах" дефектология, по сути, превратилась в самостоятельную отрасль педагогического знания, которая опирается на ряд смежных научных дисциплин, и в первую очередь на медицину и специальную психологию. Нет необходимости защищать, сохранять и развивать вышеупомянутые научные направления в рамках одной структуры. Возникла необходимость четко определить место дефектологии в системе наук, то есть в структуре педагогики.
Развитие контактов с мировым научным сообществом и зарубежной педагогической практикой с начала 90-х годов наглядно продемонстрировало "диагностическую" сущность в контексте гуманистической парадигмы образования термина "дефектология", абсолютную неприемлемость и негативное отношение к нему за рубежом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина - 2-е изд., перераб. - М.: Акдемия, 2002.
2. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., Педагогика, - 2014. – 256
3. Дефектология: Словарь- справочник. / Под ред. Б. П. Пузанова. – М., 2016 – 101 с.
4. «Коррекционная педагогика» / Зайцев И. А., Кукушин В. С., Ларин Г. Г. и др. — Ростов н/Д.: Март, 2002.
5. «Коррекционная педагогика» / Поваляев М. А. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
6. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2013. – 314 с.
7. Кумарина Г. Ф., Назарова Н. М. Коррекционная педагогика и специальная педагогика: концептуальные основания дескрипторов // Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. М. А. Галагузовой. М.. 2001. Вып. 3.
8. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Часть 1: Западная Европа . – М.: Печатный двор, 2006. - 182с.
9. «Основы коррекционной педагогики» / А. Д. Гонеев и др. — Москва: Академия, 2001.
10. «Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия» — СПб., 2000.
11. «Специальная педагогика. Хрестоматия» / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин — Москва, 2008.
12. Специальная педагогика / Под. ред. Н.М.Назаровой. – М.: Academia, 2010. – 400 с.
13. «Сурдопедагогика» / Е. Г. Речинская — Москва, 2005.
14. Шерстобитова, С.Ю. Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми нарушениями. Диагностика, планирование, конспекты / С.Ю. Шерстобитова. - М.: Учитель, 2009. - 101 c