Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Анализ литературы, УМК по формированию знаний обучающихся о животных
Первое базовое представление об окружающем мире, включая живые организмы, человек получает в детстве. Повсеместное разнообразие природных форм жизни составляет непосредственную среду, в которой рождаются дети. Это влияет на их чувства, мысли и воображение.
Непосредственное наблюдение за природой, общение со взрослыми, чтение книг и просмотр телепередач очень важны для детей в первые восемь лет их жизни и являются важными условиями для накопления различных представлений о животном мире [11].
Знакомя детей с животным миром, решаются следующие три задачи:
- формирование представлений о животных;
- развитие положительного эмоционального отношения к животным;
- воспитание нравственного поведения на природе.
В планах воспитания и воспитательной работы воспитанников детского сада М.А. Васильевой особое внимание уделялось содержанию представлений детей о разнообразии животного мира, которое представлено в таблице 1 [5].
Таблица 1 - Содержание работ на тему животного мира по программе М.А. Васильевой
Возрастная группа Содержание работы
4-5 лет Знакомство детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учим узнавать по внешнему виду. Знакомство с основными потребностями животных, для существования жизни (тепло, свет, вода, пища).
6-7 лет Обучение детей узнавать и называть 1–2 представителей класса пресмыкающихся (например, ящерица и черепаха), показывать особенности среды обитания животных в природе (звери — на земле, червяки — в земле и т. д.), закреплять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка), формируем желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними.
7-8 лет Знакомство с некоторыми особенностями жизни диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу. Обучение детей сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха летают, кузнечик прыгает).
Особенности формирования знаний детей о животных следующие:
- накапливаются специфические и децентрализованные знания об определенных видах животных, наиболее отличительных особенностях их строения и поведения;
- происходит формирование обобщенных представлений о животных, усваиваются слова-термины, накапливаются знания о новых животных;
- осуществляется формирование общие мысли в практических занятиях, в ходе которых дети учатся группироваться на основе сходства;
- общее представление основано на законах мышления школьников, где основную роль играет зрительный образ животного, отражающий его морфологию и функциональные признаки (поведение) [1].
Поэтому работа по ознакомлению школьников с животным миром ведется по трем направлениям:
- внешний вид животных, их важные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения и т.д.);
- среда обитания животных и характер их адаптации к условиям жизни.
Ученые приходят к выводу, что дети уделяют больше внимания ярким и привлекающим внимание характеристикам отдельных животных. Дети часто неправильно понимают причинно-следственную связь в животном мире и адаптацию организмов к условиям жизни.
В возрасте 6-8 лет у детей развивается понимание взаимосвязи между биологическими организмами и средой обитания. На конкретных примерах младшие школьники пытаются связать поведение животных с наличием у них соответствующих органов и характеристиками среды обитания.
В системе экологического воспитания младших школьников особое место и важность занимают дидактические игры, такие как:
1. Предметные игры, в которых используются различные природные элементы (листья, шишки, семечки, камешки и т.д.). Рекомендуется использовать предметные игры для уточнения и конкретизации знаний детей о качестве и свойствах природных объектов. Предметные игры учат детей контролировать и развивать детские чувства. Примеры данных игр: «Чудесный мешочек», «Вершина и корень». Предметные игры могут использоваться во всех возрастных группах, как в коллективных, так и в индивидуальных занятиях, в зависимости от возраста и личных способностей детей, что усложняет содержание игры [8].
2. Настольные игры. Такие игры, как домино, вырезание картинок («Лото», «Северные животные» и т.д.) дают возможность детям систематизировать свои знания о животных и явлениях природы. Они оказывают большое влияние на развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста и развивают способность быстро использовать имеющиеся знания в новых ситуациях. Печатные настольные игры лучше всего использовать с небольшой группой детей на работе.
3. Словесные игры не требуют никаких наглядных материалов. Их содержание - устные вопросы о существующих представлениях детей о мире природы. Примером могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Кто живет в воде, кто летает по воздуху, а кто живет на суше?». Словесные игры проводятся для закрепления, обобщения и систематизации представлений детей о мире природы. Они являются эффективным средством внимания, памяти и интеллектуального развития детей дошкольного возраста, а также хорошо развивают речь детей. Этот вид игр не требует особых условий, его можно организовать как в помещении, так и пешком.
3. Развивающие игры используются на курсах экологического просвещения, начиная с самых младших классов. В этом возрасте дидактические игры в основном используются для закрепления знаний, полученных детьми при наблюдении за явлениями сезона прогулок, а также организованные курсы для ознакомления с миром природы [4]. В данном случае педагог может провести мозговой штурм, в ходе которого дети должны найти ответ на вопрос: «За что вы любите животных?», «Это домашнее животное или дикое?». В данном случае следует использовать большое количество наглядных пособий, включая изображения животных и художественный текст, мультимедийные презентации.
Со временем представления младших школьников о животном мире становятся более систематичными и конкретными, а объем знаний и представлений детей о животном мире увеличивается. Поэтому на начальном школьном этапе формируется предварительное ощущение окружающего мира: эмоциональное впечатление ребенка о природе накапливает представления о разных образах жизни. Однако взрослые, воспитывающие детей, должны обладать экологической культурой, понимать общие проблемы всех людей и заботиться об их решении. Только так у ребенка могут быть сформированы основы экологического мышления, экологического сознания и культуры, и ему будет показан прекрасный мир природы.
Е.И.Золотовой, С.Н.Николаевой, А.М.Гавриловой, А.Ф.Говорковой и другими исследователями были предложены различные методы формирования знаний о животных. К ним относятся наблюдение, организация рабочих заданий в уголке природы, чтение энциклопедий и т.д.
В исследовании А.П.Усовой отмечается, что основным из методов является организация занятий (организованных образовательных мероприятий), поскольку они сочетают в себе преимущества использования различных средств. Поэтому организованные образовательные мероприятия могут включать наблюдение, дидактические игры, методические пособия, видеофильмы, продуктивную деятельность, то есть комплекс мероприятий, позволяющих сформировать глубокие обобщенные знания о животных [7].
Знания школьников о животных - это предоставленная им объективная информация о животных, включая определение их внешних характеристик и внутренних связей (внешний вид, привычки, рацион питания и среда обитания).
В младшем школьном возрасте формируется общее представление о группах животных, относящихся к одной и той же классификационной единице зоологической систематики. Это проявляется в понимании детьми терминов, характеризующих класс животных: птицы, рыбы, насекомые, хищники, грызуны.
Еще одна важная особенность, обнаруженная исследователями, заключается в том, что даже понятия, которые часто используют дети, наполнены совершенно другим содержанием. Дети слишком часто используют широкие термины или слишком узкие, неправильно определяют отдельные виды животных и сосредотачиваются на конкретных примерах [19].
Широкие понятия, обозначаемые словами-терминами, дети часто слышат от взрослых. Использование биологически неправильных или искаженных повседневных понятий в повседневном языке формирует неправильные обобщения у детей младшего школьного возраста. Поэтому наиболее типичными ошибками являются такие, как сокращение понятия «животное», которое распознается вместе с понятиями «млекопитающие» и «звери».
Среди родителей и воспитателей наблюдается непрерывное смешение понятий, что отражается на представлениях школьников, которые формируются в результате спонтанных переживаний.
Группируя животных по разным причинам, школьники полагаются на знание зрительных образов или общих терминов. Обычно эта ассоциация основана на сходстве внешнего строения (наличие бород, ног, хвостов и т.д.) или среды обитания (лес, водоем и т.д.). Это приводит к тому, что животные со сходными характеристиками, но далеко не отличающиеся друг от друга, принадлежат к одной группе.
Обобщая результаты исследований многих авторов, С.Н.Николаева пришла к следующим выводам:
- в младшем школьном возрасте дети в основном накапливают специфические и разнообразные знания об определенных видах животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения;
- положительное влияние на этот процесс оказывает речь, когда дети усваивают слова и термины в повседневной жизни, общаясь со взрослыми и другими детьми, они накапливают знания о новых видах животных;
- общие представления формируются также в практической деятельности, в ходе которой дети учатся группировать предметы по их сходству;
- формирование общих представлений основано на законах мышления дошкольников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Будникова, Т. А. Формирование знаний о животных у детей младшего школьного возраста // Инновационные педагогические технологии : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). - Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 6-10.
2. Воронова Н.В., Зубова О.А. Использование современных образовательных технологий в преподавании животного мира //Современные тенденции развития науки и технологий. - 2020. - № 1. - С. 27-30.
3. Демьянова С.Н. Интерактивные формы лекций в преподавании животного мира // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2021. - Т. 32. - С. 241-242.
4. Золотова Е. И. Знакомим школьников с миром животных / Е.И. Золотова. - М.: Просвещение, 2020. – 415 с.
5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры / Н.В. Коломина. - М.: ТЦ Сфера, 2021. – 502 с.
6. Лысенко Л.М. Межпредметные связи в преподавании курса окружающего мира // Психодидактика образования. – Барнаул, 2022. - С. 164-167.
7. Мальцева Г.Г. Использование метода проектов в преподавании окружающего мира как средства развития участников образовательного процесса // Эксперимент и инновации в школе. - 2020. - № 1. - С. 20-23.
8. Молоканова Л.В., Попова Н.А. Непрерывное экологическое образование //Современные технологии непрерывного обучения. – Воронеж, 2020. - С. 56-68.
9. Мягкова Ю.Я., Иванова Д.А. Обучающие игры при преподавании экологии //Новая наука: проблемы и перспективы. - 2022. - № 121-2. - С. 103-106.
10. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства / С. Н. Николаева. - Пермь: Вита, 2020. – 192 с.
11. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания школьников / С.Н. Николаева. - М: «Академия», 2020. – 426 с.
12. Оказова З.П. Социальные аспекты готовности школьников к исследовательской деятельности // Известия Чеченского государственного педагогического университета. - 2022. - № 4. - С. 143-148.
13. Рышкель О.С., Бученков И.Э., Рышкель И.В. Использование информационных технологий ля реализации принципа реализации в преподавании окружающего мира // Сахаровские чтения 2020 года. - Минск, 2022. - С. 83-84.
14. Садыхова Ж.И. Животный мир и его роль // Труды международного симпозиума Надежность и качество. – Пенза, 2021. - С. 372-373.
15. Ткаченко А.В., Литвинова В.В., Дробышева О.М. Интерактивные формы обучения // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2021. - № 4. - С. 216-219.
16. Турбина Е.С. Роль регионального компонента при реализации деятельностного подхода в преподавании животного мира // Вестник Приамурского государственного университета. - 2020. - № 3. - С. 86-91.
17. Ушакова О. Д. Загадки, считалки и скороговорки: Словарик школьника / О.Д. Ушакова. - СПб.: Литера, 2020. – 384 с.
18. Федотова А. М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей младшего школьного возраста // Воспитание общественной направленности личности ребенка школьного возраста: Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь: ПГПИ, 2020. – С. 15-77.
19. Цагараева Е.Ф. Использование инновационных технологий в экологическом образовании // Известия Чеченского государственного педагогического университета. - 2022. - № 1. - С. 136-141.
20. Широких А.А. Микологические экскурсии в преподавании курса окружающего мира // Теоретическая и прикладная экология. - 2022. - № 3. - С. 82-85.