Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день возрастает интерес к изучению родного края. Определенное значение придается обучению детей о месте, где они живут, поскольку это помогает им стать истинными гражданами своей страны. Школа играет важную роль в воспитании нашей молодежи, обучая их о родном крае, а также развивая бережное отношение к окружающей среде, истории и культуре своего народа с раннего детства. Некоторые представления о родном крае дети получают уже в детском саду, а продолжение формирования этих представлений происходит в начальной школе. Именно на этом этапе образования закладываются основы развития познавательного интереса к исследованию природы своего родного края.
Основная работа производится во внеурочное время, поскольку мало часов выделяется на изучение родного края. Чтобы поддержать развитие и закрепить интересы детей, младшие школьники вовлекаются во внеурочную деятельность, позволяющую им шире и глубже изучать окружающую природу родного края, наглядно видеть влияние человека на природу, а также обогащать свои знания о природе, выдающихся людях, литературе и истории своего края на занятиях внеурочной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования также выделяет развитие личности как основную цель современного образования. Младшие школьники должны быть готовы к взаимодействию с внешним миром, самообразованию и саморазвитию. Под саморазвитием понимается знание прошлого и настоящего многонационального народа России, осознание своей этнической и культурной принадлежности, знание языка и истории своего народа и своей малой родины, а также овладение основами культурного наследия народов России и человечества. Однако это требует воспитания чувства собственного долга и ответственности перед своей страной.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы и экспериментально проверить формирование у младших школьников знаний о природе родного края.
Объектом исследования является процесс формирования у младших школьников знаний о природе родного края
Предмет исследования: формирование у младших школьников знаний о природе родного края
Задачи исследования
1) Изучить сущность и основные направления краеведческой работы в начальной школе
2) Изучить особенности формирования знаний о родном крае у младших школьников.
3) Определить уровень сформированности знаний о родном крае у младших школьников.
4) Разработать программу внеурочной деятельности по формированию знаний о родном крае у младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) теоретические – анализ педагогической, психологической и методологической литературы; обобщение, систематизация, сравнение;
2) эмпирические – анкетирование, тестирование;
3) статистические – качественный и количественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологической основой данного исследования послужили работы Л. Д. Бобылевой, А. В. Миронова, А. А. Плешакова, рассматривающих особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе родного края, а работы Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, А. П. Сидельковского создали психолого-педагогическое обоснование нашей проблемы.
База исследования: МБОУ «Гимназия № 123.
Этапы исследования:
На первом этапе исследования (ноябрь 2023 г. – декабрь 2023 г.) изучалась степень исследования проблемы в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, подбирался методический инструментарий.
На втором этапе исследования (январь 2024 г. – февраль 2024 г.) проводилось предпроектное исследование: поиск, обоснование и выбор проектной идеи; определение выборки и диагностического материала, описание критериев и показателей; констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент.
Структура работы: состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава I. Теоретические аспекты формирования у младших школьников знаний о природе родного края
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования знаний о родном крае у младших школьников
Взгляды педагогов на понятие "формирование" были исследованы такими учеными, как Б.Т. Лихачев, А.И. Кочетов, И.В. Гликман, Г.Н. Филонов и другими. В основе их трактовки данного термина лежит идея о том, что яркая индивидуальность ребенка непосредственно зависит от целенаправленного воспитательного влияния со стороны педагога - через слово, дело и пример. И.П. Подласый описывает "формирование" как еще не установившуюся категорию, которая, тем не менее, получила широкое применение. Л.С. Выготский предлагал использовать термин "формирование" только для описания стихийного воспитания, "воздействия различных условий на людей независимо от сознательной деятельности". В педагогической практике "формированием" можно назвать применение методов и средств воздействия на личность обучающегося с целью создания у него системы определенных ценностей и отношений, знаний и умений, структуры мышления.
В. М. Полонский [30] выделил шесть факторов, которые определяют качество знаний.
1. Полнота и глубина знаний измеряются количеством программных единиц, относящихся к изучаемой теме. Глубина знаний выражается в связях между ними, которые создают осмысленную структуру. Полнота и глубина знаний тесно связаны между собой.[20]
2. Систематичность знаний. Хорошее понимание конкретной последовательности и иерархии знаний делает их систематичными. Если нет связей между элементами знаний, то сами знания являются неглубокими.
3. Оперативность и гибкость знаний. Оперативность означает, что знания используются во многих ситуациях. Гибкость знаний проявляется в умении находить новые способы их применения.[3]
4. Свёрнутость и развёрнутость знаний. Свёрнутость знания означает, что оно может быть выражено компактно, но с сохранением логической структуры. Неспособность раскрыть свёрнутое знание указывает на низкое качество понимания. Свёрнутость знания связана с его обобщенностью, а развёрнутость – с конкретностью.
5. Конкретность и обобщенность знаний. Обобщенность знаний предполагает переход от частного к общему. Конкретность знаний означает представление конкретных проявлений обобщенного.
6. Осознанность и прочность знаний. Осознанность знаний выражается в понимании связей между ними, умении объяснить их появление. Прочность знаний связана с умением применять их и сохранять в памяти. Прочность знаний зависит от всех вышеуказанных качеств и от степени увлеченности изучаемым предметом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Aлиевa Л. В. Туристскo-крaеведческaя деятельнoсть кaк средствo рaзвития личнoсти ребенкa / Л. В. Aлиевa. – Липецк : Пoдрaзделение oперaтивнoй печaти, 1993. – 128 с.
2. Алмазова И. Г. WIKI-площадка как средство развития цифровой грамотности и умений самостоятельной работы младших школьников / И. Г. Алмазова, Е. В. Долгошеева, Е. В. Игонина, Г. А. Корякина, С. Н. Числова. // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 3. – С. 127–134.
3. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. – Казань : Изд-во КГУ, 1988. – 238 с.
4. Баранова А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / А. В. Баранова, А.В. Кисляков. – Москва : Просвещение, 2013. – 96 с. – ISBN 978-5-09-028329-8.
5. Богданова О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах / О. С. Богданова, В. И. Петрова. – Нукус : Каракалпакстан, 1989. – 239 с. – ISBN 5-8272-0397-1.
6. Василенко Л. И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму / Л. И. Василенко // Вопросы философии. – 1995. – № 3. – С. 37–48.
7. Верховых И. В. Современные подходы к воспитанию в начальной школе / И. В. Верховых. – Монография. – Челябинск : Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера, 2021. – 204 с. – ISBN 978-5-93162-575-1.
8. Волков Б. С. Психология младшего школьника / Б. С. Волков. ‒ Москва : Педагогическое общество России, 2012. – 128 с. – ISBN 5-8291- 0561-6.
9. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор / Д. В. Григорьев. – Москва : Просвещение, 2010. – 223 с. – ISBN 978-5-09-020549-8.
10. Григорьева Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебник для вузов / Е. Г. Григорьева – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 194 с. – ISBN 978-5-534- 12025-7.
11. Григорьева Е. В. Природа Южного Урала : метод. реком. к регион. уч. компл. для нач. шк./ Е. В. Григорьева. – Челябинск : Абрис, 2017. – 52 с. – ISBN 978-5-91744-071-2.
12. Григорьева Е. В. Природа Южного Урала : учеб. пособие – приложение к учеб. «Окружающий мир» для уч-ся 3-4 кл. / Е. В.
Григорьева. – Челябинск : Абрис, 2019. – 144 с. – ISBN 978-5-91744-139-9.
13. Григорьева Е. В. Природа Южного Урала: Учебное пособие для учащихся / Е.В. Григорьева. – Челябинск, 2012. – 178 с. – ISBN 978-5- 917444-132-0.
14. Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения / П. В. Иванов. – Петрозаводск : [б. и.], 2016. – 78 с. – ISBN 978-5-6045838- 3-8.
15. Ковалько В. И. Младшие школьники после уроков / В. И. Ковалько. – Москва : Эксмо, 2017. – 334 с. – ISBN 5-699-18543-7.
16. Кошелева В. Экология и нравственность / В. Кошелева // Общественные науки и современность. – 1993. – № 1. – С. 153–162.
17. Кулагина И. Ю. Младшие школьники : особенности развития / И. Ю. Кулагина. – Москва : Эксмо, 2019. – 176 с. – ISBN 978-5-699-33611-
1.
18. Кшнясева Л. Л. Чувство природы. Экологическое образование
детей младшего школьного возраста / Л. Л. Кшнясева. – Екатеринбург, 2011.– 64 с.
19. Леонтьев Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2019.
– 584с. – ISBN. 978-5-89357-385-5.
20. Лярский П. А. Пособие по краеведению / П. А. Лярский. – Минск : Высшая школа, 2016. – 76 с. – ISBN: 978-985-531-195-0.
21. Ляшенко Е. А. Школа юного краеведа / Е. А. Ляшенко. – Волгоград : Учитель, 2013. – 158 с. – ISBN 978-570-571-291-5.
22. Маханева М. Д. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России / М. Д. Маханева. – Москва : АРКТИ, 2015.
– 75 с. – ISBN 5-8941-5421-9.
23. Миронов А. В. Методика изучения окружающего мира / А. В. Миронов. – Москва : Педагогическое общество России, 2012. – 360 с.
– ISBN 5-93134-173-0.
24. Мясцова В. И. Краеведческий материал как средство художественно-творческого развития школьников / В. И. Мясцова. – Москва : Просвещение, 2014. – 29 с. – ISBN 978-5-905736-08-7.
25. Пикулина Т. В. Внеурочная деятельность младших
школьников / Т. В. Пикулина // Молодой ученый. – 2015. – № 2.1 (82.1). – С. 24–25.
26. Пирогланов Ш. Ш. Цифровизация в образовании: проблемный аспект в контексте глобальной трансформации / Ш. Ш. Пирогланов, Г. Н. Пашков // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-3. – С. 156–159.
27. Слесик К. М. Формирование умений общения младших школьников во внеклассной учебно-воспитательной работе: дис. канд. пед.наук: 13.00.09 / Слесик Константин . Москва : Херсон, 2012. – 256 с.
28. Толковый словарь русского языка. Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / сост. С. И. Ожегов. – Москва : Мир и образование, 2017. – 1376 с. – ISBN 978-5-94666-657-2.
29. Циулина М. В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное по-собие / М. В. Циулина. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 239 с. – ISBN 978-5-906777-27-0.
30. Шебеко В. Н. Методология научного исследования : электронный научно-методический комплекс / В. Н. Шебеко. – Минск : БГПУ, 2019. – 50 с. – ISBN 978-985-500-587-3.
31. Шитякова Н. П. Исследование духовно-нравственной сферы младших школьников : учебно-методическое пособие / Н. П. Шитякова, И. В. Верховых. – Челябинск: Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2020. – 141 с.