Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие методики преподавания изобразительного искусства
Методика – это отрасль педагогики, которая изучает законы образования ИЗО, накапливает технологические инструменты, позволяющие использовать лучшие методы и средства для усвоения содержания образования ИЗО, овладения опытом изобразительной деятельности, оценочных отношений.
Структура методики может быть представлена в виде отношения трех компонентов:
1. Общая дидактика (принципы, шаблоны, правила и т. д., Общие для преподавания всех школьных предметов);
2. Частно-дидактический (содержание, специфичное для учебного курса, и методы обучения);
3. Технологический (наборы практических советов, ориентировочные основы деятельности учителя ИЗО). Например, описания принципа наглядности в пособии В. И. Булавко отражают общую дидактическую составляющую методики, описания частного педагогико – дидактического рисунка, рекомендации по реализации отдельных средств наглядности – технологические.
Предмет методики – это школьная дисциплина, ее содержание и структура, а также процесс овладения учащимися содержанием художественного образования с взаимосвязанной деятельностью преподавателя и учащихся. Поэтому цели подробно описаны у Ростовцева, содержанию учения посвящены работы Беды, Шорохова, Шпикаловой, Шешко и других ученых. Процесс проведения занятий, требования к их организации и технологические аспекты проведения художественных занятий описаны в ряде работ: Рожкова, Кургузалова, Глинская и др.
Методика отвечает на вопросы: с какой целью, с чем, чему и как учить изобразительному искусству. Цели, содержание, средства, методы, формы и методы преподавания ИЗО взаимосвязаны друг с другом, образуют своего рода целостность. Поэтому, описывая авторский метод организации и проведения занятий живописного кружка, преподаватель руководствуется целями (развитие творческих способностей или подготовка к поступлению в вуз), соотносит с ними содержание (творческие задания или базовый курс натюрморта), методы обучения (описания вариантов выполнения или анализ ошибок).
Методика – это теоретическая и в то же время нормативная и прикладная наука. Научные исследования в методике делают своим объектом реальные процессы обучения в изобразительном искусстве, раскрывают закономерные связи между его различными сторонами, существенные особенности структурных и содержательных элементов процесса художественного образования. Такова научно-теоретическая функция методики.
Полученные теоретические знания позволяют решить многие проблемы, связанные с преподаванием ИЗО, а именно: согласовать содержание художественного образования с меняющимися целями, установить принципы художественного обучения, определить оптимальные возможности методов и средств, разработать новые образовательные технологии и т.д. это нормативная функция и прикладной (конструктивный) методики.
Методика наиболее тесно связан с историей и теорией ИЗО и смежных наук, основы которых составляют большую часть содержания курса ИЗО. Таким образом, знакомство с произведениями искусства на уроках изобразительного искусства, позволяет учителю организовать процесс восприятия искусства на уроках в школе.
Методика – и частная дидактика, поэтому она тесно связана с педагогикой. В методике реализованы общие закономерности обучения, подбор содержания осуществляется на основе принципов дидактики. Разработка образовательных и учебных задач основана на теории образования.
Связь методики с возрастной психологией укрепляется. В условиях гуманизации содержания образования, уделения внимания психологическим особенностям познавательной деятельности, методика широко опирается на данные педагогической и возрастной психологии о психофизиологических особенностях учащихся разных возрастов.
Боле опосредована связь методики с другими науками: историей, социологией, философией, физиологией, кибернетикой, информатикой, медицинскими науками, этнографией, техническими науками и экономикой. Методика связано с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает представление о формах нравственного становления человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.
Развитие методики как науки происходит параллельно с развитием смежных наук. Успех смежных наук влияет на развитие методологии. Таким образом, успехи в развитии педагогики за последние 10 лет привели к появлению множества новых исследований в области образования.
Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который заключается в представлении информации детям различными способами: визуальным, слуховым, вербальным и т. д. возможными формами этого метода являются передача информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию, чтобы в дальнейшем оперировать ею.
Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, то есть многократное воспроизведение действий. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания визуального образа объекта, повторное чтение и запоминание текстов, повторение истории события по заранее заданной схеме и т.д. Репродуктивный метод допускает использование тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слова, средств иллюстрации, практической работы.
Объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих способностей и способностей детей. Метод обучения, направленный на самостоятельное решение творческих задач обучающихся, называется исследовательским. В ходе решения каждой задачи оно предполагает проявление одного или нескольких аспектов творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить наличие творческих заданий, их дифференциацию в зависимости от подготовленности ребенка.
Метод исследования имеет определенные формы: текстовые задачи, эксперименты и т. д. задачи могут быть индуктивными или дедуктивными, в зависимости от характера деятельности. Суть этого метода – творческое получение знаний и поиск форм деятельности. Еще раз хочу подчеркнуть, что этот метод полностью основан на самостоятельной работе.
Особое внимание следует уделять важности проблемного обучения для развития детей. Он организован с помощью методов: исследования, эвристики, постановки проблем. Мы уже ознакомились с результатами расследования.
Другим методом, помогающим творческому развитию, является эвристический метод: дети решают задачу с помощью педагога, их вопрос содержит частичное решение задачи или ее этапов. Он может подсказать, как сделать первый шаг. Этот метод лучше всего реализовать с помощью эвристического разговора, к сожалению, он редко применяется в обучении. При использовании этого метода также важны слова, текст, практика, наглядность и т.д.
В настоящее время метод постановки задач получил широкое распространение, педагог ставит задачи, выявляя всю противоречивость решения, его логику и систему имеющихся доказательств. Дети следуют логике изложения, контролируют ее, участвуя в процессе принятия решения. В ходе изложения проблемы используются изображение и практическая демонстрация действия.
Методы исследования, эвристика и постановка проблем – методы изучения проблем. Их внедрение в образовательный процесс стимулирует дошкольников к получению и творческому применению знаний и умений, помогает овладеть методами научного познания. 3 современное обучение обязательно должно включать в себя рассмотренные общие дидактические методы. Их использование на занятиях изобразительным искусством осуществляется с учетом их особенностей, задач, содержания. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.
На всех этапах занятия, по возможности, следует вводить творческие, импровизационные и проблемные задания. Одним из основных требований в этом случае является предоставление детям максимальной педагогически приемлемой самостоятельности, что не исключает оказания педагогической помощи по мере необходимости. Так, например, в начальных классах, особенно в первом, учитель, предлагая тот или иной сюжет, во многих случаях может обратить внимание дошкольников на главное, что необходимо и, в первую очередь, изобразить, может показать на листе примерное расположение объектов композиции. Эта помощь естественна и необходима и не приводит к пассивности детей в изобразительном творчестве. От ограничений в выборе темы и сюжета ребенок постепенно переходит к своему самостоятельному выбору.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. - М.: Просвещение, 2010. - 564с.
2. Аксенов К.Н. Рисунок - М.: Панорама, 2010. - 192с.
3. Алпатов М.В. Композиция в живописи. - М.: 2009.- 140с.
4. Артоболевский И.И. и др. Детская энциклопедия в 12т., Искусство - М.: Педагогика, 2014. - Т.12. - 576с.
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. - М.: Просвещение, - 2012.- 94с.
6. Байрамбеков М.М., Гаджимурадов С.М. Уроки народного искусства в начальной школе. - Махачкала, 2000.
7. Беда Г.В. Изобразительные средства. – М.: Просвещение, 2003. – 195с.
8. Вибер Ж. Рисунок и его средства - М.: Сварог и К, 2001. – 232с.
9. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве - М.; 2012. – 245с.
10. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Искусство, - 2007. - 98с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Переизд. – М.: Просвещение, 2010.- 204с.
12. Зернова Е.С. Будущему художнику об искусстве рисунка: заметки преподавателя. – М.: Просвещение, 2006. – 258с.
13. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования - М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 144с. 21.
14. Гомбрих Эрнст История искусства - М.: АСТ, 2005. – 688с.
15. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования - М.: ЭКСМО – Пресс, 2010. – 144с.
16. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства - М.: Просвещение, 2011. – 160с.
17. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств - М.: Искусство, 2006. – 446с.
18. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования - М.: Просвещение, 2006. – 158с.
19. Королев В.А. Материалы и техника рисунка – М.: Изобразительное искусство, 2013 – 193с.
20. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник – М.: Дрофа, 2009.
21. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2009.
22. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2009.
23. Лебедева М.Б. Искусство художественного мастерства. – М.: Россия, 2002. – 354с.
24. Неменский Б.М. Мудрость красоты - М.: Просвещение, 2007. – 254с.