Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Семья – это первичное социальное окружение ребенка. Семья всегда является наиболее важным фактором, который оказывает решающее влияние на развитие каждого субъекта. В воспитании ребенка семья всегда играет особую роль.
В современной социальной и образовательной среде происходят большие изменения в области воспитания. Усиливается воспитательная функция в образовательных организациях, совершенствуются формы и способы взаимодействия организации и семьи. Очевидно, что от совместной слаженной работы образовательных организаций и семей, в которых растут дети, зависит очень многое. Семья, при этом продолжает оставаться для каждого ребёнка самым ценным, что есть в обществе.
От качества и системы работы образовательных организаций с родителями зависит родительская компетентность и рост уровня педагогической культуры родителей. В современной образовательной среде формирование положительного отношения к семейным ценностям младших школьников является актуальной проблемой. Это одна из главных задач в современной образовательной среде.
ФГОС на каждой образовательной ступени регламентирует внедрение в образовательный процесс новые образовательные технологии и принципы обучения и воспитания детей, где большая роль отводится семье. Это дает педагогам большие возможности для создания различных инновационных педагогических проектов, которые позволяют развивать семейные ценности.
Путём оптимальной организации воспитательно – развивающего процесса, педагог имеет возможность сочетать различные формы и методы воспитательной работы совместно с семьями воспитанников. Очевидно, что семья должна принимать непосредственное участие в воспитании и обучении собственного ребенка. Именно семья должна помогать ребенку осваивать все те социальные ценности, которые существуют в современном обществе. Семья выполняет свою главную функцию - психологической защиты ребёнка, что в дальнейшем ему обеспечит необходимую социализацию. Большую роль в этом процессе играет детско-родительское общение.
В обществе востребована личность, которая в состоянии осознать свою индивидуальность и неповторимость. Это прежде всего личность, которая обладает потенциалом самореализации. Для воспитания и развития такой личности необходимы условия, способствующие её самореализации, и семья в данном случае в первую очередь в этом заинтересована. Воспитанники, в силу особенностей детского и подросткового возраста всегда имеют достаточно большую потребность в самореализации.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость детско-родительского общения как фактора гармоничного воспитания ребёнка в семье.
Объект исследования: воспитательный процесс ребёнка в семье.
Предмет исследования: детско-родительское общение как фактор гармоничного воспитания ребёнка в семье.
Задачи:
1. Провести анализ понятия гармоничное воспитание ребёнка в семье.
2. Изучить особенности детско-родительских отношений как показатель гармоничного семейного воспитания.
3. Описать организационно-педагогические условия детско-родительских отношений.
4. Предложить методические рекомендации по детско-родительскому общению.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, анализ документации, анкетирование, беседа, систематизация данных.
Структура работы. Состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы детско-родительского общения как фактор гармоничного семейного воспитания
1.1. Анализ понятия гармоничное воспитание ребёнка в семье
На современном этапе развития общества семью рассматривают как малую социальную группу. Члены семьи проживают совместно и ведут домашнее хозяйство. В каждой семье присутствует особая эмоциональная связь и обязанности по отношению к каждому члену семьи [9]. По мнению исследователя В.М. Целуйко, семья представляет собой важнейший институт социализации подрастающего поколения. Семья всегда является первым воспитателем и педагогом по отношению ко всем последующим воспитателям и кураторам. В семье подрастающий ребёнок приобщается к семейным ценностям, культурным ценностям и именно в семье ребёнок осваивает различные социальные роли.
Гармоничному воспитанию детей в семье в первую очередь способствуют семейные традиции. Именно они создают неповторимую атмосферу дома. В каждой дружной и любящей семье существует свой уклад жизни, обычаи, распорядок и др. Привычки членов семьи дают ребенку ощущение стабильности и упорядоченности мира. Формирование традиций должно начинаться еще в бессознательном периоде малыша, чтобы более гармонично войти в его жизнь.
К примеру, традиция читать ребенку книгу на ночь – это не просто ритуал укладывания ко сну. Это способ ненавязчиво привить ему любовь к красоте родного языка, литературе, умение представлять и осмысливать прочитанное и др. Традиции семьи могут быть самыми разнообразными. Например, рисование открыток ко дню рождения, отмечание народных или календарных праздников, экскурсионные поездки на каникулах.
Можно печь особенный пирог к определенному празднику, развешивать кормушки зимой, скворечники – весной, навещать бабушку в выходные, отмечать день окончания школьных занятий, обсуждать прошедший день за общим вечерним чаем и многое другое.
Через подход к сформированным семейным традициям создается преемственность поколений. У ребёнка укрепляется чувство причастности к своему роду и его истории. Важность семейных традиций сложно переоценить. Это даёт детям ощущение неповторимости своей семьи, с ее особым укладом и душевным комфортом. С.Н. Бурова называет жизненный цикл семьи закономерной последовательностью стадий развития семьи на протяжении всего периода ее существования. Когда в семье появляется ребёнок – это всегда радует всех членов семьи, но при этом существует также большая ответственность за воспитание детей.
Вопросы детского обучения и развития ребёнка в этом процессе исследовали педагоги и психологи Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т. С. Комарова и др. В своих работах они указывали на необходимость развития каждого ребёнка в воспитательном процессе, и какую роль при этом могут играть родители детей. Проблемой организации взаимодействия педагогов и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова и др. [14].
В своих работах учёные и исследователи предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества образовательной организации и семьи. Сегодня они предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй. Грамотное взаимодействие образовательной организации с семьей всегда положительно влияло на воспитание и развитие детей.
Центральным моментом в индивидуальных способностях человека являются его способности, которые определяют становление личности и обуславливают степень яркости ее индивидуальности. В дошкольном и младшем школьном возрасте у ребёнка наиболее активно формируются все психологические функции. Это внимание, память, мышление, речь, воображение. Наиболее ярко это происходит в творческой деятельности ребёнка, которая позволяет более полно выразить свой внутренний мир. На все эти процессы воспитания и развития ребёнка, прежде всего, влияет его семья. Если при воспитании взрослых школьников эти вопросы не всегда однозначны и единообразны, то при воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста, разночтений быть не может.
Основной путь развития любых способностей у детей заключаются в создании взрослыми доступных детям постановке задач. Любые задания, которые используют взрослые при воспитании и развитии ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, и создавать что-то новое. При этом самым важным для ребёнка является поддержка взрослого.
Продуктивные и творческие задачи, поставленные педагогом перед ребёнком, нацеливают его на самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей. Развитие способностей детей происходит в процессе воспитания установок на развитие и формирование у них способов и приемов учебной деятельности и при возможности самостоятельного творческого поиска. Именно семья может оказать необходимую поддержку ребёнку в процессе его развития. В целом, речь может идти о формировании у детей соответствующих семейных и общечеловеческих ценностей, которые позволят ученику стать успешным и уверенным в себе.
Проблема развития семейных ценностей у подрастающего поколения всегда была актуальна. Под семейными ценностями понимают взаимосвязь моральных, нравственных, культурных, традиционных особенностей в малой социальной группе, основанной на браке и кровном родстве. В браке, два образца ценностей приобретают единый характер в зависимости от их социально-исторического значения для общества.
Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования [22]. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно и основной ее механизм – воспитание.
По мнению исследователей И.В. Гребенникова, З. Матейчик, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухиной и др., семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни ребёнка. С семьёй прямо или косвенно связаны все социальные процессы. Они считают, что процесс социализации детей начинается на этапе раннего детства в семье. В обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в ее функции первоначальной социализации детей [2].
Пути повышения педагогической культуры родителей обстоятельно изучали ученные И.В. Гребенников, О.Л. Зверева, Е.И. Наседкина, Р.К. Сережникова и др. Семья и образовательные организации - два важных института социализации детей. Их воспитательные и образовательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их постоянное взаимодействие. В основе взаимодействия организации и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений [19].
Семейные ценности – это предпочитаемая обществом совокупность представлений о семье и влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия [25]. К семейным ценностям относят:
-верность;
-общие семейные цели;
-уважение друг к другу;
-любовь и доверительные отношения;
-умение прощать и просить прощения;
-поддержка друг друга в любых обстоятельствах;
-забота и взаимопомощь;
-воспитание детей в любви;
-уважение к чужому труду и др.
Сложно конкретно определить, какие семейные ценности самые важные и лучшие. В каждой семье на этот счёт имеются свои приоритеты. Очевидно лишь, что для каждого ребёнка это имеет первостепенное значение. Исследования в области психологии определили самые распространенные и актуальные ценности многих семей. Они все взяты из практики психологов, которые проанализировали многие отношения в семьях, и вышли на некоторую статистику.
На первое место в семье вышли любовь, забота, уважение и взаимопонимание. В первую очередь – это всё то, что называют моральными или нравственными ценностями. К ним можно добавить верность, доброту, и заботу о близких людях. Всё это укрепляет каждую семью. Даже если в семье есть разногласия или проблемы, они решаются быстро и сообща. Когда семья едина, она в состоянии решить любые проблемы. В научной литературе в целом, существуют различные подходы к определению понятия семейных ценностей, но в целом, они не противоречат друг другу. При воспитании детей вопросы ценностей семьи рассматривают, прежде всего, как нравственное воспитание и развитие детей.
Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Вопросы нравственности и ценностей, в том числе, и семейных, рассматривали Ю.Б. Алиев, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, Л.Н. Столович, В.А. Сухомлинский и др.
В настоящее время одной из задач педагогов и иных специалистов образовательных организаций становится отбор и рациональное использование разнообразных средств и методов воспитания нравственных качеств детей, касающихся, в том числе и формирования семейных ценностей. Средств и способов в такой воспитательной системе может быть достаточно много. Прежде всего – это совместная продуктивная работа образовательной организации и семьи. В зависимости от этого педагоги выстраивают индивидуальные траектории взаимодействия и работы с отдельно взятой семьёй каждого воспитанника. Одним из таких средств может быть использование мультфильмов при работе с детьми. Это может быть театрализация, или посещение экскурсий и др. Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, или сестра. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка. Именно семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения у ребёнка [3].
Воспитание детей в семье должно строиться на любви, традициях и семейных ценностях. Какая бы сторона развития ребёнка не рассматривалась, главную роль в становлении его личности играет семья. Проблема возрождения семейных традиций становится сегодня особенно актуальной. Она определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании нравственной культуры ребёнка. Сегодня часто можно слышать о том, что в современном мире произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Нельзя говорить, что это абсолютно не так и некоторые проблемы здесь действительно существуют.
Специалисты, занимающиеся проблемами семьи, говорят о крайне низком уровне нравственной культуры некоторых современных родителей. Они акцентируют внимание на не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка. Как бы ни было, каждый ребёнок с детства должен понимать, что такое семейные ценности и традиции. Семейные ценности неотделимы от семейных традиций. Это общая духовная атмосфера дома, которую составляют [10]:
- распорядок дня;
- уклад жизни семьи;
- обычаи семьи
-привычки обитателей дома.
Традиции семьи должны быть простыми, не наду
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы развития способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с.
2. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст] / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2014. - 315 с.
3. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст] / Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 160 с.
4. Битянова, М.В. Руководство. Компетенции классного руководителя [Текст] / М.В. Битянова // Классное руководство и воспитание. - 2016. - №2. - С. 9.
5. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход [Текст] / М.В. Богуславский. - Классный руководитель. - 2009. - №8. - С.21-28.
6. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 23.01.2024).
7. Взаимодействие с родителями, как основа развития способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 23.01.2024).
8. Веденеева, О.А. Теория и практика работы классного руководителя: учеб. пособие. [Текст] / О.А. Веденеева. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
9. Гайдарова, Л.И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
10. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию с родителями / Т.Н. Дронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
11. Долженко, А.А. Нравственное воспитание школьника в современных условиях ФГОС НОО / А. А. Долженко, Н. В. Чепыжная, Н. В. Родионова. – Текст: электронный // Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС НОО. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf (дата обращения: 23.01.2024).
12. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития школьников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 23.01.2024).
13. Журлова, И.В. Справочные материалы к курсу «Технологии работы классного руководителя» [Текст]/ И.В. Журлова, А.С. Мозырь МГПУ им. И. П. Шамякина, 2017. - 137 с.
14. Жмурина, К.В. Влияние мультфильмов на формирование у детей семейных ценностей / К. В. Жмурина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 545-547. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38414/ (дата обращения: 23.01.2024).
15. Заглада, Л.М. Дети и мультипликация [Текст] / Л.М. Заглада // Мир семьи. – 2005. - No11. – С. 14-17.
16. Ишкова, Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Ишкова, Ю.Е. Красный. - Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение. - 2007. -175 с.
17. Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. [Текст] (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - с. 4-6.
18. Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников / Проект «Инфоурок». - 2018. - Текст: непосредственный: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-metoda-proektov-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-2060795.html (дата обращения: 23.01.2024).
19. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9. - С. 18-20.
20. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
21. Логачева, Н.П. Классный руководитель в современных условиях школы [Электронный ресурс]/ URL: file:///D:/Downloads/s046-011.pdf (дата обращения: 23.01.2024).
22. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
23. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О.М. Потаповская. – Текст: электронный. – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 23.01.2024).
24. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (дата обращения: 23.01.2024).
25. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе. [Текст]/ М.И. Рожков. - М: ВЛАДОС, 2000. - С. 81-89.