Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Современные экономические и социальные условия жизни предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ новые требования: они должны быть быстрыми, гибкими учениками, обладать коммуникативными навыками, уметь принимать нестандартные решения, творчески мыслить и ориентироваться в информационном пространстве. Очевидно, что учитель должен адаптироваться к современности и освоить новые технологии обучения.
Современное образование требует от учителя профессиональных навыков. На уроках технологии учитель может применять различные современные образовательные технологии: метод коллективного обучения, информационно-коммуникационные технологии, проектный метод обучения, проблемное и модульное обучение, игровые технологии, технологии сохранения здоровья. Применение этих технологий сделает урок интересным, развивающим и совместимым с требованиями ФГОС НОО.
Одним из результатов воспитания и обучения в школе должна быть готовность учащихся овладевать современными компьютерными технологиями для дальнейшего самообразования. Использование этих технологий на уроках позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, освоить практические способы работы с информацией, проводить уроки на высоком уровне.
Анализ педагогической практики и психолого-педагогических исследований рассматриваемой проблемы показывает, что для повышения интереса учащихся к работе необходимо применять различные методы и приемы. Кроме того, психические (умственные), сенсорные, двигательные (психомоторные) и волевые процессы учащегося должны быть задействованы одновременно. Мы считаем, что для эффективного повышения интереса к работе необходимо создавать условия, которые вызывают у детей чувство удовлетворения, радости, способствуют формированию основ их личной культуры, развитию индивидуальных интересов, предпочтений и способностей.
Освещение проблем, связанных с использованием современных образовательных технологий в личностном развитии обучающихся, начато и развито в фундаментальных трудах ученых: К.А. Абульханова, К.Р. Агаронян, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Бульгина, А.В. Мудрика, Н.М. Платоновой, М.И. Рожкова, Д.И. Фельдштейн и т.д.
В ФГОС НОО обозначено, что основной целью является развитие личности учащегося, то есть формулировка стандарта указывает на реальные виды деятельности, которые учащийся должен освоить к концу начального образования, главное – это способность обновлять и совершенствовать. совершенствовать свое образование самостоятельно в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.
Учителя начальных классов умело используют педагогические возможности различных видов деятельности учащихся, стараются на каждом уроке формировать у обучающихся начальных классов усидчивость, волю, порядок, дисциплину, культуру труда и коллективизм. Таким образом, формируются и закрепляются качества личности, необходимые для любой трудовой деятельности и являющиеся предпосылкой позитивного отношения к работе.
Проблема исследования: каковы педагогические условия использования современных образовательных технологий обеспечивающих личностное развитие учащихся начальных классов на уроках технологии?
Цель исследования – выявить условия использования современных образовательных технологий обеспечивающих личностное развитие учащихся начальных классов на уроках технологии.
Объект исследования – процесс личностного развития учащихся начальных классов на уроках технологии.
Предмет исследования – условия использования современных образовательных технологий обеспечивающих личностное развитие учащихся начальных классов на уроках технологии.
Гипотеза исследования основывается на том, что использование разработанных методических рекомендаций по реализации современных образовательных технологий будет обеспечивать более продуктивное личностное развитие учащихся начальных классов на уроках технологии.
Задачи:
1. Выявить сущность и содержание понятия «личностное развитие обучающихся».
2. Изучить особенности образовательных технологий направленных на личностное развитие обучающихся.
3. Рассмотреть формы и методы использования образовательных технологий обеспечивающих личностное развитие учащихся начальных классов на уроках технологии
4. Обобщить опыта работы учителя начальных классов по использованию условий реализации современных технологий в личностном развитии учащихся начальных классов на уроках технологии
5. Разработать методические рекомендации по реализации современных образовательных технологий обеспечивающих личностное развитие учащихся на уроках технологии в начальных классах.
База исследования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 65» г. Чебоксары муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики.
Теоретическая значимость исследования отражает сущность и содержание личностного развития обучающихся начальных классов, анализ современных образовательных технологий в личностном развитии обучающихся.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по реализации современных образовательных технологий обеспечивающих личностное развитие учащихся на уроках технологии в начальных классах.
Методы исследования: теоретические – анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников.
1 Теоретические основы использования современных образовательных технологий в личностном развитии обучающихся
1.1 Сущность и содержание личностного развития обучающихся
Понятие «личностное развитие» подразумевает качественное изменение, трансформацию из одного состояния в другое. Личностное развитие – наиболее общее понятие, описывающее все положительные изменения личности в результате внутренних процессов и внешних воздействий.
Результат личностного развития: у обучающегося появляется больше интересов и, следовательно, стимулов жить, больше смыслового содержания жизни, больше возможностей анализировать и синтезировать, понимать себя и людей, больше внутренней свободы и независимости, ответственности, любви к миру и людям. Синонимами этих качеств могут быть понятия «духовный», «нравственный». Как отмечал В. И. Андреев, без духовной составляющей личностное развитие невозможно [¬3, с. 92].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абасов, З. Дифференциация обучения: формы З. Абасов // Директор школы. – 2018 – № 8. – С. 61.
2. Алексеев, Н. А. Психолого-педагогические проблемы развивающего и дифференцированного обучения / Н. А. Алексеев. – Челябинск, ЧГПИ, 2019. – 167 с.
3. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань, 2019. – 190 с.
4. Варфоломеева, Р.А., Шабаева Г.Ф. Формирование ИКТ-компетентности детей младшего школьного возраста // Вестник науки. 2024. №2 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ikt-kompetentnosti-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 05.02.2024).
5. Гедоло, Д.С. Современные педагогические подходы в игровых технологиях в образовательном процессе начальной школы // Вестник науки. 2024. №1 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-pedagogicheskie-podhody-v-igrovyh-tehnologiyah-v-obrazovatelnom-protsesse-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 05.02.2024).
6. Калинина И.Г., Толкова Н.М., Енова И.В. Особенности организации проектной деятельности в начальном общем образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-proektnoy-deyatelnosti-v-nachalnom-obschem-obrazovanii (дата обращения: 05.02.2024).
7. Максимова, Т.Н. Поурочные разработки по технологии. 3 класс. М.: ВАКО, 2018. – 256 с. – (В помощь школьному учителю).
8. Митин, С.Н. Индивидуализация и дифференциация в процессе обучения: Методические рекомендации. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2019. – 70 с.
9. Никитина, Н. Н. Личностно-ориентированное обучение в теории и технологии. – Ульяновск. – ИПК. ПРО, 2019. – 111 с.
10. Николаева, Л.С. Работа с одаренными детьми при изучении предмета «Технология» в школе (методические рекомендации), – Владимир, 2014. – 55 с.
11. Осмоловская, И. М. Каждый школьник талантлив по-своему / И. М. Осмоловская // Директор школы. – 2018. – № 2 – С. 67–68.
12. Сопотова А.С. Использование интерактивных средств в процессе обучения для развития личности школьника в начальных классах // Вопросы науки и образования. 2023. №1 (166). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnyh-sredstv-v-protsesse-obucheniya-dlya-razvitiya-lichnosti-shkolnika-v-nachalnyh-klassah (дата обращения: 05.02.2024).
13. Хабибуллина В.Ю., Еремеева О.А. Организация работы по созданию педагогических условий развития личности младшего школьника посредством спортивно-оздоровительной деятельности (физкультурных праздников) // Вестник науки. 2023. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-raboty-po-sozdaniyu-pedagogicheskih-usloviy-razvitiya-lichnosti-mladshego-shkolnika-posredstvom-sportivno (дата обращения: 05.02.2024).
14. Педагогический энциклопедический словарь. – М. Просвещение, 2019. – 89 с.