Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня в России открыто несколько школ, изучающих современные танцевальные направления, и именно им принадлежит современный танец, завоевавший популярность в наше время. Танец модерн представляет собой настоящую исследовательскую проблему, так как его теоретическая и практическая значимость изучена недостаточно. На сегодняшний день существует специальная методологическая литература, но она недостаточна и охватывает только технические принципы танца, в то время как другой важный элемент - его эстетическая выразительность - не изучен. Поэтому для специалистов в области современной хореографической деятельности особенно важно рассмотреть философские и эстетические основы танца модерн.
История возникновения танца модерн – это небольшой эпизод в истории мировой хореографической деятельности. Первые танцы были представлены отдельными исполнителями (например, Роем Фуллером, Айседорой Дункан) в начале прошлого века. Позже многие движения, стили и методы исполнения были заимствованы другими хореографами XX века. Однако более пристальный взгляд на исторические этапы становления танца модерн показывает, что его основы создавались в переходный период от Нового к Модерну, а также под влиянием философской и идеологической почвы того времени.
В энциклопедии "Балет" понятие "танец модерн" трактуется как одно из зарубежных современных хореографических направлений, возникших в США и Германии в конце XIX - начале XX века.1 Объективно говоря, в период расцвета модернизма возник неклассический тип философии, сделавший множественное моделирование мира мира в качестве интеллектуальной предпосылки, радикально дистанцируясь от классической философии. Танец модерн сформировал собственную эстетику, получившую различное развитие в разных странах. Этот вид хореографического искусства подразделялся на американский танец модерн, экспрессионистский немецкий танец и свободный, ритмически пластичный русский танец, воплотивший разные аспекты национальной идентичности как социокультурного феномена [20, с. 52].
Данное исследование посвящено проблеме определения наиболее значимых особенностей техники движения танцоров, внесших значительный вклад в развитие современного танца.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью расширения знаний в области формирования современного танца на основе изучения творчества известных танцоров для расширения представлений об истории и перспективах развития современного танца в стиле модерн.
Объект исследования: теоретические основы техники Х. Лимона.
Предмет исследования: структура построения урока танца модерн.
Цель исследования: выявить особенности техники Х. Лимона и определить структуру построения урока танца модерн.
Данная цель обусловила следующие задачи:
-рассмотреть исторические аспекты развития модерн танца;
-определить основные методы изучения и особенности преподавания танца модерн;
-определить основные принципы движения в технике танца Х. Лимона;
-обозначить особенности техники танца Х. Лимона;
-рассмотреть хореографические новации в структуре построения танца Хосе Лимона.
Метод исследования: анализ литературных источников – учебной, учебно-методической и научной литературы по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется изучением наиболее значимых принципов движения в технике танца модерн.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов исследования в практике преподавания практической хореографии.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава I. Модерн как вид современного танцевального искусства
1.1. Исторические аспекты развития модерн танца
Танец-модерн — одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в конце XIX — начале XX веков в США и Германии.
Термин «Танец модерн» («Modern dance») появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в употребление, он вытеснил другие термины («свободный танец», «дунканизм», «танец босоножек», «ритмопластический танец», «выразительный», «экспрессионистский», «абсолютный», «новый художественный»), возникавшие в процессе развития этого направления. В дальнейшем этот термин стал собственным именем для направления в хореографии [5].
Для каждого представителя танцевального модернизма главным была не форма, а передача зрителям определенного смысла, переживания или эмоции.
В отличие от джаза и классического танца, это направление было создано на основе творчества конкретного человека и поэтому, в отличие от любого другого направления, связано с именем его исполнителя или хореографа.
Идею танца модерн в 1830 году предвосхитил знаменитый французский педагог и теоретик сценического движения Франсуа Дельсарт, изучавший взаимосвязь между голосом, жестом и эмоциями. Он утверждал, что только жест, свободный от условностей и стилизации (в том числе в мюзиклах), может правдиво передать все нюансы человеческих переживаний.
Кстати, одной из учениц Дельсарта была Женевьева Стеван, которая впоследствии преподавала Айседоре Дункан. Вопреки распространенному мнению, Айседора Дункан (1878-1927) не создала полноценной школы хореографического искусства, хотя и открыла новый путь. Ее "танец будущего", возвращение к природным формам, оказал глубокое влияние на многих художников, стремившихся освободиться от академических догм.
Дункан считала природу источником вдохновения. Когда я танцую босиком на земле, я принимаю греческие позы". Импровизация, отказ от традиционных балетных костюмов, использование симфонической и камерной музыки, простые декорации - все эти фундаментальные нововведения Дункан предвосхитили танцевальный стиль модерн.
В отличие от Дункан, француженка Лоис Фуллер была очарована выразительной силой движений рук и тела и исследовала новые формы танца. Она использовала яркие цветные ткани и свет, создавая образы бабочек и пламени. Возможно, именно Фуллер стала основательницей нового направления - "танцевальных шоу".
В XX веке европейцы Рудольф Штайнер (Швейцария), Эмиль Жак Далькроз (Швейцария) и Рудольф фон Лабан (Австрия) заложили основы "эвритмии", "эвритмики" и "экспрессивного танца" соответственно, внеся значительный вклад в развитие модерна [20, с. 52].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антипин В. В. О понятии" современный танец" в отечественной хореографической педагогике //Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. – 2018. – №. 5 (58). – С. 125-134.
2. Боровая М. В. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАНЦА МОДЕРН //ББК 85.32 р. я43 А 43 Рецензенты. – 2019. – С. 21.
3. Виноградова О. А. Танец модерн: смена модели классического мышления //Художественное образование и наука. – 2019. – №. 2. – С. 115-121.
4. Дьяченко Л. В. Портерная техника как необходимый компонент в процессе обучения современному танцу //Евразийский научный журнал. – 2017. – №. 5. – С. 35-36.
5. Интернет-ресурс «Диамант» Мария Павлик История развития танца модерн [Электронный ресурс] Режим доступа: https://portal.tpu.ru/diamant/sovet/dance-hist/modern (Режим доступа: 21.01.2024)
6. Карпенко В. Н., Карпенко И. А., Новикова А. В. Особенности современных методик совершенствования исполнительского мастерства и культуры танца в хореографии //Вестник современной науки. – 2015. – №. 9-1. – С. 121-126.
7. Касиманова Л. А. Хореографическое искусство в контексте современных концепций развития культуры //Мир науки, культуры, образования. – 2017. – №. 5 (66). – С. 189-191.
8. Кудрявцева Т. А. Хосе Лимон и его роль в новаторских исканиях современного театра //Вестник Академии русского балета им. АЯ Вагановой. – 2012. – №. 28. – С. 316-324.
9. Матушкина М. В. Танцевальная импровизация: истоки и история развития в начале ХХ в //Теория и практика общественного развития. – 2014. – №. 9. – С. 98-101.
10. Никитин В.Ю. «Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца». – М.: Один из лучших, 2006, с. 12.
11. Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника //М.: ИД «Один из лучших. – 2004. – С. 16-24.
12. Никитин В. Ю. Современный танец в России: тенденции и перспективы //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – №. 2 (52). – С. 232-238.
13. Перлина Л. В. Танец модерн и методика его преподавания. – 2017. – 214 с.
14. Рыжанкова О. В. ТАНЦТЕАТР КАК ЯЗЫК И СТИЛЬ ПОСТМОДЕРНА: ПИНА БАУШ //Национальное здоровье. – 2016. – №. 3-4. – С. 211-220.
15. Торре Н. А. Д. Л. Хореографические новации Хосе Лимона как основа его творчества //Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2013. – №. 3. – С. 76-95.
16. Трофимова Д. А., Амелина М. Н. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦА В СОВРЕМЕННОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ //Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики. – 2021. – С. 383-388.
17. Филимонова Е. Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ СИНТЕЗА ТЕХНИК ТАНЦА МОДЕРН И КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО УРОКА ПО СОВРЕМЕННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ХОРЕОГРАФИИ //ББК 85.32 р3я43 Ф79 Рецензенты. – 2017. – С. 63.
18. Филимонова Е. Ю. Теория и методика преподавания танца модерн.-2017. – 2017. – С. 93
19. Яцковская И. Ф. Танец модерн в истории европейской культуры //Наука. Искусство. Культура. – 2014. – №. 3. – С. 203-206.
20. Яцковская И. Ф. Этапы развития танца модерн и его стилевое разнообразие //Электронный научно-практический журнал Культура и образование. – 2014. – №. 2. – С. 52-52.
21. Manning S. Modern dance, Negro dance: Race in motion. – U of Minnesota Press, 2004.