Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире проблема буллинга, или систематического психологического или физического насилия в школьной среде, становится все более актуальной и серьезной. Особенно в подростковом возрасте, когда формируются ценности, отношения и поведенческие стереотипы. Исследование структуры буллинга в подростковой среде позволяет понять механизмы его возникновения, проявления и последствия для жертв и общества в целом. В данной курсовой работе будет проанализирована структура буллинга в подростковом возрасте с целью выявления основных факторов, способствующих его распространению, и разработки рекомендаций по преодолению данной проблемы.
Буллинг в подростковом возрасте представляет собой форму запугивания, унижения и травли, включающую как физический, так и психологический террор с целью вызвать у жертвы страх и подчинение. Подростковый период является промежуточным этапом между детством и взрослой жизнью, характеризующимся значительными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением в новый этап жизни. Буллинг в этом возрасте может быть результатом сложного сочетания различных факторов, таких как поиск своего места в обществе, эмоциональные трудности, социальная динамика и испытание социальных норм. Поэтому важно обеспечить безопасную и поддерживающую среду для подростков, где они могут развиваться и устанавливать здоровые отношения.
Практическая новизна курсовой работы на тему "Буллинг-структуры в подростковом возрасте" заключается в исследовании специфических структур буллинга, которые возникают и развиваются именно в подростковой среде. Анализ этих структур поможет выявить особенности взаимодействия между участниками буллинга, их роли и влияние на динамику процесса. Такой подход позволит предложить более эффективные методы предотвращения и противодействия буллингу среди подростков, учитывая их специфические потребности и особенности развития.
Цель работы является изучение психологических характеристик подростков 13-14 лет, участников буллинга в образовательной сфере, разработка рекомендаций предотвращения травли и оптимизации взаимоотношений субъектов образовательного процесса.
Объект практического исследования: подростки 13-14 лет, участники буллинга в образовательной сфере.
Предмет – психологические особенности участников буллинга.
Гипотеза: существует разница ролей между юношами и девушками подростками в ситуации буллинга.
Методики исследования:
1. Опросник В.Р. Петросянца «Ситуация буллинга в школе»;
2. Опросник БассаДарки;
3. Опросник риска буллинга (ОРБ) А.А. Бочарев;
4. Методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссман и Д. Рикс.
Методы исследования ( по Б.Г. Ананьеву):
1) Организационные методы исследования: сравнительный метод (сопоставление двух или более групп по виду деятельности, возрасту и т. д);
2) Эмпирические методы исследования: психодиагностические методы (включающие тестовые);
3) Методы обработки данных: качественный метод (разделение полученного материала по группам и его анализ) и количественная обработка результатов;
4) Интерпретационные методы исследования: структурный метод (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками индивида).
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и заключение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БУЛЛИНГА КАК КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Буллинг как психологический феномен
Понятие «буллинг» произошло от английского «bullying», что переводится как заупгивать, травить или задирать.[37] Буллинг существовал с давних времен, но не смотря на это исследование данного феномена началось только в последней трети прошлого века в странах Северной Европы.
Буллинг – это запугивание, унижения и травля, физический и психологический террор, который направлен на вызывание у другой личности страха и, тем самым, подчинить ее к себе.
Исследование буллинга началось сравнительно недавно и проходило в четыре волны. [1]
Конец 1960-х по 1988гг. прошла первая волна. В 1969 году шведский школьный психолог и врач Петер-Пауль Хайнеманн выпустил статья, в которой описал явление травли. Статья вызвала резонанс у общественности. В 1972 году вышла книга «Моббинг. Групповое насилие среди детей и взрослых». В 1973 году данная книга была опубликована в Норвегии. Автор изучал взаимодействие преследователя и жертвы, а также отношения внутри группы преследователей. Хайнеманн писал, что моббинг –это поведение человека направленное инстинктами.
В 1973 году Дэн Олвеус опубликовать «Школьные хулиганы и мальчики для битья». В данной работе буллинг рассматривался как физическое и вербальное поведение. Д.Олвеус утверждает, что есть наличие групповых процессов, но при этом важным моментом считает особенности личности В теории Олвеуса условия возникновения буллинга и элементы контекста находятся во взаимосвязи.
В 1980 году феномен травли начали изучать в Финляндии. Кристи Лагерспетц занималась изучением личностных характеристик жертвы и преследователей.
Первая международная конференция на тему буллинга состоялась в Норвегии в 1987 году. После конференции исследованием моббинга занялась Мона ОМур, важной задачей было изучение самооценки преследователя и жертвы. Также разрабатывались меры по своевременному предотвращению травли.
Вторая волна отличается созданием научно-исследовательской программы с 1989 по 1990-е годы. Буллингу было присвоено косвенное, а также относительное запугивание, а именно распространение слухов и социальное отчуждение.
Третья волна обозначается созданием международной программы исследования с середины 1990х по 2004 год. В 1993 году исследование Д. Олвеуса, в которой описывалась модель, одним из факторов которой является ситуация в семье. Детско-родительские отношения играют важную роль. Также присутствуют как внутренние, так и внешние факторы условий обучения в школе, наличие в составе класса преследователей и жертв. Моббинг в данной ситуации выступает как результирующая переменная.
Четвертой волной является кибербуллинг. За последнее десятилетие кибербуллинг увеличивается и распространяется. Новыми инструментами этого вида буллинга является возможности смартфонов и популярность социальных сетей. [13]
В 2006 году И.Кон впервые заговорил об актуальности этой проблемы в России. Он опубликовал статью «Что такое буллинг и как с ним бороться». Исследований на данную тему в России не так много, но она обретает все большую научную актуальность.[29]
Рассмотрим подходы изучения такого явления как буллинг. Психологический подход фокусируется на влиянии психологических факторов на возникновение и развитие буллинга. В этом подходе исследуются мотивы и психологические характеристики как жертв, так и агрессоров. Он также исследует эмоциональные и психологические последствия буллинга для всех участников.
Социальный подход. Он анализирует буллинг как социальное явление, связанное с динамикой взаимодействия в группе или обществе. Он исследует роль социальных норм, групповой динамики и социальных отношений в возникновении и поддержании буллинга.[36]
Существует также культурный подход. Он рассматривает буллинг в контексте культурных ценностей, норм и обычаев. Он исследует, как культурные факторы могут влиять на распространение и восприятие буллинга, а также на эффективность мер по его предотвращению.
Экологический подход рассматривает буллинг в контексте широкой социальной и экологической системы, включая школу, семью, сообщество и общество в целом. Он исследует, как факторы на разных уровнях влияют на возникновение и поддержание буллинга.
Каждый из этих подходов предоставляет свою уникальную перспективу на буллинг и помогает лучше понять его механизмы и причины.
Во время изучения данной темы очень важно понимать различие в понятиях буллинга и конфликта. Буллинг и конфликт - это два разных понятия, хотя и могут иметь некоторые сходства.
Конфликт возникает, когда две или более стороны имеют разные мнения, интересы или цели, и эти различия приводят к напряженности и противоречиям. Конфликт может быть как конструктивным, способствующим поиску решений и компромиссов, так и деструктивным, приводящим к непродуктивным спорам и разрывам отношений.[14]
Буллинг, с другой стороны, представляет собой систематическое и намеренное запугивание, унижение или причинение вреда одной стороной другой. Он характеризуется дисбалансом власти, когда одна сторона, называемая булли, активно атакует и доминирует над другой стороной, называемой жертвой. Буллинг может происходить как в физической, так и в эмоциональной или вербальной форме, и часто имеет длительный характер.
Таким образом, главное отличие между буллингом и конфликтом заключается в том, что буллинг является систематическим и намеренным причинением вреда, в то время как конфликт возникает из-за различий в мнениях или интересах и может быть как конструктивным, так и деструктивным.
Динамика буллинга может быть разной в зависимости от конкретной ситуации. Она может включать постепенное нарастание агрессивного поведения, усиление воздействия на жертву, формирование социальной иерархии и т. д. Важно отметить, что буллинг может иметь как краткосрочные, так и долгосрочные последствия для всех участников. Динамика буллинга может быть разной в зависимости от конкретной ситуации. Однако, обычно она включает следующие этапы:
1. Начало - хулиганы начинают проявлять агрессивное поведение в отношении жертвы.
2. Распространение - буллинг может распространяться на другие люди, вовлеченных в ситуацию.
3. Усиление - хулиганы продолжают свое агрессивное поведение, получая удовлетворение от контроля над жертвой.
4. Последствия - буллинг может привести к негативным последствиям для жертвы, таким как понижение самооценки, тревожность, депрессия и даже самоубийство.
Буллинг - это сложный и многогранный феномен, который может иметь различные факторы и причины.[1] Вот некоторые из них:
1. Низкая самооценка: Люди с низкой самооценкой могут стать целью буллинга, так как они могут быть более уязвимыми и менее способными защитить себя.
2. Несоответствие социальным нормам: Люди, которые не соответствуют определенным социальным нормам, могут стать объектом буллинга. Например, это может быть связано с расой, полом, сексуальной ориентацией или внешностью.
3. Негативное окружение: Окружение, в котором присутствует насилие, агрессия или неприятие, может способствовать развитию буллинга.
4. Отсутствие эмоциональной поддержки: Люди, которые не получают достаточной эмоциональной поддержки от своей семьи, друзей или общества, могут стать более уязвимыми для буллинга.
5. Негативный пример: Наблюдение за агрессивным поведением или участие в нем может способствовать развитию буллинга.
6. Недостаток навыков решения конфликтов: Люди, не обладающие навыками эффективного разрешения конфликтов, могут стать более подверженными буллингу.
7. Недостаток наблюдения и наказания: Когда буллинг остается незамеченным и не подвергается наказанию, это может поощрять его продолжение.
Важно отметить, что эти факторы не являются исчерпывающими и могут варьироваться в разных ситуациях.
Предпосылки буллинга могут быть разнообразными и многогранными.[14] Вот некоторые из них:
1. Негативная социальная динамика: отсутствие взаимоуважения, эмпатии и толерантности в коллективе или обществе может способствовать возникновению буллинга.
2. Воспитание и семейная среда: негативные модели поведения, насилие или пренебрежение в семье могут создавать условия для развития агрессивности и буллинга.
3. Низкая самооценка и низкое самоуважение: люди с низкой самооценкой могут быть более уязвимыми для буллинга, а также могут проявлять агрессивное поведение в отношении других.
4. Несоответствие социальным нормам: некоторые люди могут быть выделяющимися из-за своей внешности, поведения, интересов или других особенностей, что может привлекать внимание и приводить к буллингу.
5. Отсутствие адекватного реагирования со стороны окружающих: если окружающие не реагируют на случаи буллинга или даже поощряют его, это может способствовать его распространению.
6. Отсутствие навыков конфликтного разрешения: люди, не обладающие навыками эффективного разрешения конфликтов, могут прибегать к агрессивному поведению, включая буллинг.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянов, А.И. Буллинг как вызов современной школе / А.И. Аверьянов // Педагогика, психология и социология. – 2013. – № 18. – С. 45 – 50.
2. Аптикиева, Л.Р. Психолого-педагогическая профилактика склонности к асоциальному поведению подростков в школе / Л.Р. Аптикиева, А.Х. Аптикиев, М.С. Бурсакова //Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: сборник трудов участников III Международной научно-практической конференции. - Москва: РУДН, 2017. - С. 147-152.
3. Ачитаева И.Б. Деструктивные взаимоотношения в учебных группах образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. . канд. психол. наук. Москва, 2010. 25 с.
4. Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2010. №128. С.27-39.
5. Баева И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2002. Т.2. №3. С. 16-23.
6. Баева И.А. Психология безопасности как направление психологической науки и практики // Национальный психологический журнал. 2006. С.66-68.
7. Баева И.А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2005. Т.5. №12. С. 7-19.
8. Байер Е.А. Исследование жизнестойкости у детей-сирот в учреждении государственной поддержки детства как залога успешной интеграции в быстро меняющемся социуме // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2009. №4(50). С.6-10.
9. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. С. 63.
10. Богомаз С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: www.znopr.rii/upload/content/457/tom4.pdf (дата обращения 14.10.2010).
11. Богомолов A.M. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. №1. С.68
12. Бондарь В. Насилие над ребенком ведет к деформации личности // Социальная педагогика в России. 2008. №4. С.42-44.
13. Бочавер А. А., Хломов К. Д. (2014) Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 11. № 3. С. 177-191.
14. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 149—159.
15. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ. 2006. 96 с.
16. Быковская, Е.Ф. Педагогическое насилие: теория и практика / Е.Ф. Быковская // Философия образования. – 2006. – № 1. – С. 221–229.
17. Вишневская, В.И. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе / В.И. Вишневская, М.Л. Бутовская // Этнографической обозрение. – 2010. – № 2. – С. 55–68.
18. Волков E.H. Критерии и признаки психологического ущерба и психологического насилия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2002. №1. С. 84-95.
19. Гаязова Л. А. Личностные особенности пожилого человека, обеспечивающие его защищенность от психологического насилия в ближайшем социальном окружении: автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2007. 23 с.
20. Глазман, О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. - Санкт-Петербург, 2009. - №105. - С. 159-165.
21. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Академия, 2006. 336 с.
22. Григорьев Н.Б. Психотехнологии группового тренинга: учеб. пособие. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2008. 176 с.
23. Гринева Р.И. Явление буллинга в школе: учителя-жертвы [Электронный ресурс] // Вопросы педагогики. 2020. № 11-2. С. 127—129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44305912 (дата обращения: 14.02.2024).
24. Денисов В.В. Размышляя о насилии в современном мире // Россия и современный мир. 2002. №1. С. 163-173.
25. Дугаева Ю.К. Жизнестойкость людей с разной психологической безопасностью //Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. №5. С. 130-133.
26. Егорычева И. Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2005. № 3.
27. Зубова, Л.В. К вопросу профилактики и коррекции криминогенной направленности личности подростка / Л.В. Зубова, Л.Р. Аптикиева, М.С. Бурсакова // Психология и Психотехника. - 2017. - 1. - 15 с.
28. Зубова, Л.В. О проблеме психологии асоциальной личности в современном российском обществе с позиции интегративного подхода / Л.В. Зубова // Вестник ОГУ - 2013. - №2 (151). - С. 96-100.
29. Кон И. С. «Что такое буллинг и как с ним бороться» //Семья и школа. - 2006. - № 11. - С. 15-18.
30. Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. М.: Норма, 2011. 95 с.
31. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия. СПб.: Питер, 2001. С. 240-276.
32. Маланцева, О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О.Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2007. - №4. -С. 90-92.
33. Петросянц В.А. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде [Электронный ресурс] // Эмиссия. Электронный научный журнал. 2010. URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1479 (дата обращения: 14.02.2024).
34. Реан А.А., Коновалов И.А. Дисфункциональная семья как фактор агрессивного поведения подростков // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 8. С. 292—301.
35. Руланн, Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга / Э.Г. Руланн. – М.: Генезис, 2012. – 264 с.
36. Сафронова М. В. (2014) Буллинг в образовательной среде — мифы и реальность // Мир науки, культуры, образования. № 3. С. 182-185.
37. Ушакова, Е. Буллинг новый термин для старого явления / Е. Ушакова // Директор школы. – 2009. – № 6. – С. 84–87.
38. Яруллина, Г.Р. Актуальность проблемы профилактики школьного насилия среди обучающихся подросткового возраста / Г.Р. Яруллина // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(9). – URL: https:// sibac.info/archive/meghdis/6(9).pdf.