Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности школьников. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том числе, технологий сотрудничества и коллективной творческой деятельности на уроке.
Инновационные педагогические технологии, в том числе, технологии сотрудничества школьников на уроке позволяют не только активизировать познавательную учебную деятельность школьников, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса.
ФГОС, начиная с начальной ступени школы, помимо формирования у школьников предметных знаний, умений и навыков, регламентирует также формирование групп универсальных учебных действий (УУД). К ним относят личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Целью современного общего образования становится общекультурное, личностно познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Чтобы у школьников формировались не только умения и навыки по учебным предметам, но также была сформирована вся группа универсальных учебных действий, учителю важно использовать в учебно-воспитательном процессе все виды взаимодействия школьников на уроке. К ним можно отнести продуктивную учебную работу в парах, микрогруппах, группах и др.
Наиболее благоприятным в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий является именно школьный возраст. Индивидуальные успехи школьника основной школы приобретают социальный смысл. Благодаря использованию на уроках коллективной творческой деятельности учеников, учитель создаёт оптимальные условия для формирования у них коммуникативных компетенций, мотивации, инициативы и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе.
В школьный период становления личности ученика развиваются его характерные черты личности, в частности, организованность, целеустремленность, самостоятельность и др. В процессе обучения часто возникает противоречие между успешностью обучения школьника и взаимоотношений между школьниками в учебном коллективе.
Проблемами коммуникации в образовательной среде занимались И.А. Зимняя, М.С. Каган, М.И. Лисина, Н.И. Шевандрин и др. Вместе с тем, проблема формирования коммуникативных навыков школьников в процессе обучения посредством коллективно творческой деятельности на уроке раскрыта недостаточно.
Проблему исследования можно обозначить следующим образом: каковы психолого-педагогические условия организации сотрудничества школьников на уроке, чтобы у них формировались коммуникативные универсальные учебные действия.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость организации сотрудничества школьников на уроке.
Объект исследования: процесс организации сотрудничества школьников на уроке.
Предмет исследования: формы и способы организации сотрудничества школьников на уроке.
Задачи исследования:
1. Провести анализ понятия сотрудничество школьников на уроке в условиях реализации ФГОС СОО.
2. Изучить средства и способы реализации сотрудничества школьников на уроке.
3. Описать организационно-педагогические условия сотрудничества школьников на уроке.
4. Предложить методические рекомендации по сотрудничеству школьников на уроке.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования
2. Практические: эксперимент, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации сотрудничества школьников на уроке
1.1. Анализ понятия сотрудничество школьников на уроке в условиях реализации ФГОС СОО
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на каждой из образовательной ступени, активизация познавательной деятельности школьников приобрела особую актуальность. Перед педагогами сегодня стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. Эффективность обучения в школе зависит от того, насколько методы, формы и приемы, которые использует педагог ориентированы на возрастные особенности школьников.
Сотрудничество школьников на уроке предусматривает использование учителем различных форм работы, в частности, фронтальную, групповую и индивидуальную, при которой школьники могут быть заняты различными видами учебной деятельности, от репродуктивной, до творческой. Наиболее целесообразно занять детей именно коллективной творческой деятельностью, поскольку именно этот процесс позволяет сохранять ученикам учебную мотивацию [4]:
Фронтальная форма сотрудничества предусматривает одновременную работу педагога со всем классом. Дети имеют возможность сотрудничать между собой в процессе работы над заданием учителя. При индивидуальной форма сотрудничества учителем предусмотрена организованная работа школьников с индивидуальными заданиями, во время которой они самостоятельно решают задачи, или выполняют упражнения без контакта с другими учениками, но под руководством педагога.
При групповой форме сотрудничества происходит деление класса на группы. В группе может быть от 2 до 5 человек. Каждая ученическая группа получает задание и в ходе его выполнения школьники сотрудничают друг с другом.
Под коллективной творческой деятельностью на уроке понимают совместную деятельность детей между собой и взрослых, ориентированную на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности. Этот процесс всегда предполагает интеллектуальное развитие каждого субъекта, а также, формирование их организаторских и коммуникационных способностей. Коллективная творческая деятельность на уроке формирует отношения общей заботы при решении проблем и эмоционально насыщает жизнь коллектива учеников.
Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и позволяет создать на уроке широкое игровое творческое поле. При этом, каждый участник дела находится в ситуации придумывания, фантазирования и творения. Здесь важно подчеркнуть, что этот процесс должен быть творческим, а не репродуктивным [8]:
Сегодня педагоги часто используют современные инновационные образовательные технологии, к которым можно отнести:
-игровые;
-исследовательские;
-проектные и др.
Все эти технологии предусматривают использование на уроке соответствующих форм, приёмов и методов, когда школьники работают на уроке в группах и их действия предусматривают элементы соревнования между собой. Очевидно, что такие способы предусматривают наличие у школьников устойчивых коммуникативных умений и навыков, что можно отнести к необходимости формирования коммуникативных УУД.
Современные подходы к уроку:
-личностно ориентированный;
- деятельностный;
-компетентностный.
Если в традиционном формате обучения педагогу было достаточно подготовить план урока, то сегодня при
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Я.К. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология [Текст] / Я.К. Абрамова // Перспективы развития информационных технологий. - 2014. - No17. - С. 115-119.
2. Андреева, Н.В. Шаг школы к смешенному обучению [Текст] / Н.В. Андреева // «Рыбаков фонд», «Открытая школа». Москва. 2016. – 282 С.
3. Аксенова, И.В. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности обучающихся [Текст] / авт.-сост. И.В. Аксенова, Е.Ю. Бурцева, О.В. Гоголашвили, Н.М. Кузнецова, О.В. Созонтова, Т.Д.Стрельникова, Н.В. Углова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. – 169 с.
4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст] / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М.: Кнорус, 2015. – 269 с.
5. Бурганова, Ф.Ф. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся [Текст] / Ф.Ф. Бурганова. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. – С. 87-89.
6. Борисова, Н.В. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения и опыт их комплексного применения [Текст] / Н.В. Борисова // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Вып.1. –Жуковский: МИМ ЛИНК, 2011. С.101-113.
7. Богоряд, Н.В. Изменение роли преподавателя в концепции смешанного обучения [Текст] / Н.В. Богоряд // В мире научных открытий. - 2014. -No3(51). - С. 76-81.
8. Беляев М.И. Технология создания электронных средств обучения. Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов [Текст] / М.И. Беляев // М.: — 2016. — С. 130-133.
9. Брыксина, О.Ф. Инновационные технологии в образовании: где найти точку опоры, чтобы перевернуть урок? [Текст] / О.Ф. Брыксина // Поволжский педагогический вестник. 2015. No3. – С43-47.
10. Варнавских, С.М. Воспитание творческой активности студентов в условиях развивающей образовательной среды [текст] / С.М. Варнавских. - Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2013. – № 3. – С. 40.
11. Виноградова, Л.И. Образовательная модель «Перевернутый класс» или «перевернутое обучение» / Л.И. Виноградова - [Электронный ресурс].- http://www.moocv.ru/pages.php?pageid=5981 (Дата обращения: 10.02.2024).
12. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся [Электронный ресурс] – МАОУ. - СОШ No5, Городской округ Балашиха Московской области, 2019. – URL: https://shcool5.edusite.ru/p51aa1.html (Дата обращения: 10.02.2024).
13. Воробьев, А.Е. Анализ особенностей применения технологии «Перевернутого обучения» в экономических вузах [Текст] / Воробьев, А.К. Мурзаева // Открытое образование. - 2018. - No2. – 63-69.
14. Гончарова, Н.Ю. Новые информационные технологии [Электронный ресурс]: URL: http://www.acis.vis.ru/8/4/1_5/4.htm (Дата обращения: 10.02.2024).
15. Горовая, В.И. Образовательные технологии и технологическая культура современного педагога [Текст] / В.И. Горовая. - современные наукоемкие технологии. – 2018. – No 10. – с. 35-36.
16. Дергачева, О.А. Перспективы применения технологии «Перевернутый класс» [Текст] / О.А. Дергачева // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. тр. по материалам очной XV Междунар. студ. науч.-практ. конф. - М. - 2017. - С. 98 - 100.
17. Джиемуратова, Г. А. Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки / Г. А. Джиемуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 12 (47). - С. 464-466. - URL: https://moluch.ru/archive/47/5834/ (Дата обращения: 10.02.2024).
18. Долгова, Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века Интерактивное образование [Текст] / Т.В. Долгова // информационно-публицистический образовательный журнал/учредитель ООО «А-Приор». 2017, No5. – С. 22-29.
19. Дементьева, О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе [Текст] / О.В. Дементьева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – No 2.
20. Зеленина, Е.Б. Развитие познавательной активности школьников: педагогическая тактика и стратегия реализации ФГОС в основной школе [Текст] / Е.Б. Зеленина // Учитель приморья. – 2012. - No 5. - С. 4-5.
21. Игнатенко, И.И. Современные подходы к созданию образовательной среды [Текст] / И.И. Игнатенко // Наука и школа. - 2018. - No2. – С 73-76.
22. Калмыкова, З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении [Текст] / З.И. Калмыкова // Современная педагогика. – 2000. - No 7. – С.18.
23. Кларин, М. В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта [Текст] / М.В. Кларин // Педагогика. - 2000. - No 7. - С. 12-18.
24. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения [Текст] / М.В. Кларин Исследование мирового опыта / М.В. Кларин - М.: Луч, 2016. - 640 с.
25. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное [Текст] / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.