Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в связи с изменениями стандартов образования, изменениями подходов к обучению, в преподавании иностранного языка конечной целью является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Для достижения определенных результатов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, необходимо основываться на следующие принципы обучения: коммуникативная направленность процесса обучения, способствующая всестороннему развитию личности, использование личносто-ориентированных технологий, стимулирующих творческую деятельность учеников, постановка проблемных задач и развитие критического мышления у учащихся. Многие исследователи (И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, И.Л.Бим, Н.Д.Гальсковой, Н.И. Гез, А.Я. Острых, Л.М. Фридман, А.А. Хлынин, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская) считают наиболее важным принцип коммуникативной направленности учебного процесса. Именно коммуникативность определяет содержание всех компонентов обучения (целей, содержания, средств и приемов, поведение субъектов – учителя и учащихся – на уроке) и соответственно его специфику. В общем виде коммуникативность учебного процесса при обучении иностранному языку понимается как моделирование на уроке условий естественного общения. Таким образом, тема исследования является актуальной.
Объектом исследования данной работы является процесс обучения говорению на английском языке учащихся начальной школы
Предметом исследования данной работы является методика использования игрового метода для развития умения говорения на английском языке учащихся начальной школы.
Целью данной работы является исследование системы упражнений в обучении процессу говорения в начальной школе.
Глава 1. Теоретические основы обучения говорения в начальной школе
1.1.Говорение как цель обучению иностранному языку
Говорение представляет собой форму устного общения, осуществляемого средствами языка, с помощью которой происходит обмен информацией, мыслями и эмоциями, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Владение говорением определяется как особое продуктивное умение. Стимулом к высказыванию в диалогической или монологической форме выступает определенный мотив, предметом говорения является мысль. В процессе говорения, чтобы выразить задуманное содержание, субъект выбирает подходящие языковые средства, комбинирует их друг с другом, конструирует предложения (фразы) и озвучивает текст, обращаясь к слушателям. Таким образом, в состав данного умения входят взаимосвязанные лексические, грамматические и фонетические навыки (владение операциями речевой деятельности).
Говорение может выступать как средство формирования смежных речевых и языковых навыков и как самостоятельная цель обучения. Основной целью обучения иноязычному говорению является развитие у учащихся способностей осуществлять устное речевое общение и в диалогической, и в монологической формах в разнообразных речевых ситуациях средствами иностранного языка.
Эффективными характеристиками уроков, направленных на формирование устноречевых умений, являются перечисленные ниже условия.
Учащиеся говорят подавляющую часть урока. Соотношение речи учителя и учеников идет в пользу последних. Считается, что на уроке должно быть следующее соотношение речи учителя и учеников: 15 % - речь учителя, 85 % - речь учащихся. Учитель лишь моделирует различные формы речевого взаимодействия и направляет действия учащихся через создание речевых ситуаций.
Все учащиеся принимают равное участие в общении. Учитель не допускает монополизации внимания и учебного времени группой наиболее раскованных учеников, умеет вовлечь в общение даже слабоуспевающих и стеснительных.
Уровень мотивации на уроке очень высок благодаря использованию различных источников создания мотивации (наглядности, словесного описания ситуаций, проблем для обсуждения, ролевых игр и т.п.).
На уроках создается благоприятный психологический климат, когда языковой уровень заданий для обучения иноязычному говорению соответствует реальным возможностям данной группы [16, с.104].
Одной из основных задач образования является формирование самостоятельной и творческой личности. В настоящее время учащиеся, как правило, подражают правилам и инструкциям учителя, воспроизводят их по его указанию и выполняют действия по алгоритму. Хотелось бы отметить, что, напротив, многие преподаватели стремятся предоставить учащимся свободу выбора, когда какие-либо неточности или вовсе неправильность выполнения задания не будут влиять на успеваемость. Это могут быть различные творческие работы и задания по предмету и т.д. У учителя есть огромные возможности для создания условий для целенаправленного развития самостоятельной и творческой личности ученика.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аникеева, Н.П. / Воспитание игрой: Книга для учителя. / Н.П. Аникеев / М.: Просвещение, 2007. – 144 с.
2. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение. – 1969. – 192с.
3. Белякова С.В. Игра как эффективное средство обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста // Иностранные языки в школе. – 2013. – №6. – С. 25-28.
4. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника – М.: Русский язык, 1977. – 288 с.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. и со вступ. ст. В.В.Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 479с.
6. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. «Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа»: Методическое пособие. – Айрис- пресс, 2004. – 240 с.
7. Гальскова, Н.Д. / Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика./ Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез / М.: Академия, 2006. – 335 с.
8. Гальскова Н.Д., Чепцова М.Б. Цели и содержание обучения говорению в начальной школе. // ИЯШ. – 1995, № 2. – С.14-19.
9. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа. – 1982. – 373с.
10. Заремская С.И., Слободчиков А.А. Развитие инициативной речи учащихся. – М., 1983. – 201с.
11. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение. – 1991. – 249с.
12. Ковалев А.Г. психология личности./ Ковалев А.Г. 3-е изд. – М., 1970. – 76с.
13. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – Спб.: КАРО, Мн.: Издательство четыре четверти, 2006. – 192 с. 63
14. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку./ Конышева А.В. – Мн.: Тетра Системс, 2003. – 175 с.
15. Курбатова М.Ю. Игровые приёмы обучения грамматике английского языка на начальном этапе. Иностранные языки в школе. – №3. – 2006. – С. 5-7.
16. Леонтьев А.А. Некоторые вопросы обучения речи на иностранном языке // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. М., 1990 г. – 196 с.
17. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2005. – 256 с.
18. Минкин Е.М. От игры к знаниям./ Минкин Е.М. – М., 1983. – 206 с.
19. Никитенко, З.Н. Развивающее иноязычное образование в начальной школе / З.Н. Никитенко. – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 438 с.
20. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
21. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам – М.: Издательство «Русский язык», 1977. – 214 с.
22. Пассов Е.И., Царьков В.Б. Концепции коммуникативного обучения. - М.: Высшая школа. – 1993. – 180с.
23. Петричук И.И. Еще раз об игре // Иностранные языки в школе. – 2008. – №2. – С. 37-42.
24. Примерная программа по иностранному языку. – 2009. [электронный ресурс]. URL: http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 (дата обращения: 05.04.2016).
25. Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. М., 2004;
26. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – М.:Просвещение, 1998. – 232с.
27. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа. – 1991. – 211с.
28. Родкин К.А. Игра как средство повышения эффективности уроков английского языка. – Иваново, 1961. – 56с.
29. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. – М.: Просвещение. – 1983. – 173с.
30. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
31. Страйнберг Дж. 110 игр на уроках английского языка: Пер. с англ. – М.: Издательство Астрель, 2004. – 124 с.
32. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы): Пособие для учителя. – М.: Просвящение, 1981. – 112 с.
33. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования. – 2009. [электронный ресурс]. URL: http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=
34. Филатова В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Среднее профессиональное образование. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 416 с.
35. Филатов В.М., Филатова Г.Е. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам. Учебное пособие для педагогических колледжей, языковых педвузов. – Ростов-на-Дону: АНООН, 1999. – 178.
36. Филатов В.М. Лингвистическое обеспечение ролевых игр в начальных классах школ с углубленным изучением английского языка. – 1991. – № 4.
37. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2005. – №8. – С. 46 – 50. 38) Эльконин Д.Б. Психология игры./ Эльконин Д. Б. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.