Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Состояние инвестиционной привлекательности выражается инвестиционным потенциалом, который характеризует возможности инвестирующих инвесторов, и инвестиционными рисками, которые отражают вероятность потери средств, вложенных в экономику, по социальным, политическим, экономическим и другим причинам. 8 оценка инвестиционной привлекательности признается с целью помочь потенциальным и реальным инвесторам учесть текущую ситуацию, увидеть вероятность направления инвестиционной деятельности в конкретных сферах деятельности, провести сравнительную характеристику предполагаемых инвестиционных проектов.
Кроме того, для такой большой, огромной и разнообразной страны, которая в этот период переходит от одной экономической и социальной системы к другой, оценка регионального потенциала и региональных инвестиционных рисков во время предварительного отбора инвестиционных проектов является обязательной и необходимой. В противном случае вероятность рискованных и неэффективных инвестиций значительно возрастает. Безусловно, инвестор заинтересован в получении полной и достоверной информации о ситуации в регионе, в который планируется инвестировать капитал, о его промышленном комплексе, всех положительных особенностях региональной экономики, а также о нерешенных проблемах, сдерживающих экономический, социальный или иной рост. Инвестор, владеющий данными о регионе, может вести переговоры с конкретными игроками. Информационная готовность позволяет ему рассчитывать и снижать риски и транзакционные издержки. Одной из основных задач экономики в современных условиях является привлечение инвестиций. Решение этой проблемы может быть достигнуто путем повышения инвестиционной привлекательности конкретного региона страны для потенциальных инвесторов и оптимизации необходимых инвестиционных условий, предпочитаемых инвестором при выборе конкретного объекта, города или региона, страны.
Степень научной разработанности проблемы. В исследование теоретико-методологических основ управления инвестиционным потенциалом региона вклад внесли такие ученые, как: В.Е. Леонтьев, В. В. Бочаров, Т.Г. Касьяненко, И.Я. Лукасевич и др. Отдавая должное работам перечисленных авторов, следует отметить, что вопрос исследования инвестиционного потенциала Калужского региона недостаточно освещен как отечественными, так и зарубежными авторами.
Цель работы – оценка инвестиционного потенциала региона и управление структурной перестройкой экономики.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
рассмотреть понятие инвестиционного потенциала региона;
описать методы и инструменты реализации региональной инвестиционной политики;
определить тенденции социально-экономического развития Калужской;
описать механизм реализации региональной инвестиционной политики на территории Калужской области;
оценить инвестиционный потенциал Калужской области;
определить направления реализации региональной инвестиционной политики в Калужской области.
Предмет исследования – инвестиционный потенциал. Объект исследования – инвестиционный потенциал Калужской области.
Теоретической и методологической основой роботы являются научные работы зарубежных и отечественных ученых, а также специалистов в области оценки инвестиционного климата региона, законодательные акты и постановления Правительства РФ.
В ходе обработки, изучения и анализа накопленных материалов был использован комплекс методов экономических исследований, объединенных системным подходом к изучению данной проблемы. На разных этапах работы применялись аналитический, монографический, экономико-статистический методы исследования.
Информационно-эмпирической базой исследования явились материалы органа Федеральной службы государственной статистики, рейтинговых агентств, научно-практических конференций и периодической экономической печати, монографические исследования отечественных и зарубежных ученых, творческие разработки научных коллективов, а также личные наблюдения автора.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА И УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Понятие инвестиционного потенциала региона
На современном этапе развития привлечение инвестиций является основным критерием выживания российской экономики, особенно в кризисных регионах. Предпосылкой экономического подъема является развитие реального сектора, что, в свою очередь, обусловлено эффективными инвестициями в основной капитал. Вы можете достичь высоких показателей экономического и социального развития, сосредоточившись на инвестиционной деятельности.
В этом контексте привлечение инвестиций на региональном уровне имеет первостепенное значение. Однако инвестиции, как и любой другой ресурс, ограничены, поэтому потенциальные инвесторы оценивают объекты инвестиций достаточно тщательно. Поэтому главная цель каждого отдельного региона - повысить свою инвестиционную привлекательность. Существует множество определений понятия «инвестиционная привлекательность» региона. Но все они сводятся к одному: наличию таких инвестиционных условий, которые влияют на предпочтения инвестора при выборе того или иного объекта инвестиций [1, с. 81].
Инвестиционная привлекательность - это единый показатель, который сочетает в себе обратное действие показателей инвестиционного риска и инвестиционного потенциала. Часто термин «инвестиционная привлекательность» отождествляется с «инвестиционным климатом». Инвестиционный климат - среда, в которой протекают инвестиционные процессы, формирующаяся под влиянием политических, экономических, правовых, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и степень инвестиционного риска [2, с.237]. Основываясь на определении, мы можем сделать вывод, что понятие климата шире, чем понятие привлекательности. Инвестиционная привлекательность является составной частью инвестиционного климата, как и инвестиционная деятельность.
С одной стороны, это совокупность всех ресурсов региона, которые напрямую влияют на общий экономический рост. С другой стороны, инвестиционный потенциал - это совокупность факторов производства, существующих в регионе (например, высокий потребительский спрос или большое разнообразие капитальных вложений), которые удовлетворяют его инвестиционные потребности без привлечения внешних ресурсов. В-третьих, инвестиционный потенциал является достаточным условием для регистрации и ведения бизнеса с учетом инвестиционных рисков, характерных для данной конкретной территории, а также показателей окупаемости инвестиционных проектов. Это определение дается рейтинговыми агентствами, которые проводят ежегодную оценку инвестиционного потенциала каждого региона.
Инвестиционный потенциал рассматривается как совокупная возможность использования непостоянных ресурсов в отрасли, позволяющая увеличить капитализацию труда и способность экономических субъектов, использующих эти ресурсы, обеспечивать получение устойчивого экономического дохода во времени. Таким образом, региональный инвестиционный потенциал - это совокупная возможность предоставления собственных и привлекаемых в регион экономических ресурсов при наличии благоприятного инвестиционного климата для обеспечения инвестиционной деятельности в соответствии с целями и масштабами, определенными экономической политикой региона [11, с. 24].
С нашей точки зрения, инвестиционный потенциал региона - это совокупная возможность предоставления собственных и привлекаемых в регион экономических ресурсов для обеспечения инвестиционной деятельности в соответствии с целями и масштабами, определенными социально-экономической политикой региона, в условиях благоприятного инвестиционного климата.
Инвестиционный потенциал складывается из следующих частных ресурсно-сырьевых потенциалов: трудовой (рабочая сила и ее образовательный уровень); производственный (общий результат экономической деятельности в регионе); инновационный (уровень развития науки и реализации достижений научно-технического прогресса региона); институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики); инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и их инфраструктурная безопасность); финансовый (объем налогооблагаемой базы и рентабельность предприятий региона); потребители (общая покупательная способность населения региона).
Ресурсно-сырьевой потенциал - совокупность накопленных запасов основных видов природного сырья и материальных ресурсов, выражающих возможность инвестиционного сектора обеспечивать процесс приумножения капитала. Трудовой потенциал характеризует возможности инвестиционного сектора по пополнению выбывающей рабочей силы для обеспечения инвестиционного процесса. Производственный потенциал тесно связан с ресурсно-сырьевым потенциалом и представляет собой совокупность средств производства, которые не используются (сохраняются) в определенный момент времени, которые инвестиционная сфера может выделить в качестве инвестиций для умножения капитала. Эти два потенциала могут быть объединены в один - производственный. Инновационный потенциал характеризует уровень научного развития и степень внедрения достижений научно-технического прогресса в производственные процессы. Институциональный потенциал - это степень развития ведущих институтов рыночной экономики, способствующих обеспечению функционирования механизмов инвестиционного рынка. Инфраструктурный потенциал связан с институциональным потенциалом и представляет собой совокупность производственных и социальных инфраструктур, которые могут создать необходимые условия для правильного функционирования инвестиционного процесса. Финансовый потенциал - это совокупность накопленных финансовых ресурсов, выраженных в форме денежного капитала, который хозяйствующий субъект может выделить для обеспечения инвестиционного процесса. Потребительский и сбытовой потенциал характеризует потенциально возможный объем продаж определенных товаров в рамках определенной инвестиционной сферы в течение определенного периода времени. Оборот зависит от величины спроса на товары, общей конъюнктуры рынка, доходов населения и деловой активности [13, с. 79].
На инвестиционный потенциал региона влияют следующие группы факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам: доступность инвестиционных ресурсов, объективность факторов, степень изменчивости. Известно, что на готовность инвестора осуществить вложение большое влияние оказывает инвестиционная привлекательность объекта инвестиций. Инвестиционная привлекательность страны или региона - это интегральный показатель, который определяется совокупностью ее экономических и финансовых показателей, показателей государственного, социального, законодательного, политического и социального развития. Инвестиционная привлекательность определяет вектор движения физического, финансового, интеллектуального и человеческого капитала: в страну или за ее пределы.
1.2. Методы и инструменты реализации региональной инвестиционной политики
Инвестиционная деятельность-это специфическая сфера общественных отношений, требующая комплексного законодательного регулирования. В Российской Федерации функционирует и развивается система правовых стимулов и ограничений в сфере инвестиционной деятельности. Рассмотрим это ниже.
Таким образом, совокупность федеральных нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, составляют следующие виды документов: стратегии развития, нормативные акты Российской Федерации, отдельные законы, постановления правительства Российской Федерации по вопросам инвестирования и иные документы. К числу государственных нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, относятся Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и ряд указов президента Российской Федерации о защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках. Кроме того, в эту группу законов входят основные законы: федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в Российской Федерации», федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», федеральный закон «Об инвестиционных фондах», косвенные нормативные нормы инвестиционной деятельности отражены в налоговом, бюджетном, таможенном, земельном и лесном законодательстве Российской Федерации.
Действующее законодательство, регулирующее вопросы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, имеет большое значение для развития инвестиционной деятельности в стране. На фоне экономических санкций страна с 2014 года переживает экономический кризис. В основном это связано с сокращением инвестиций в экономику страны, вывозом капитала из страны, а также налоговой нагрузкой предприятий - достаточно полагать, что санкции США и Евросоюза здесь ни при чем, они являются дополнительными факторами, определяющими девальвацию национальной валюты в два раза [16, с. 61].
Правовое регулирование инвестиционной деятельности требует тщательного рассмотрения основных положений федерального закона № 172 «О стратегическом планировании Российской Федерации», определяющего иерархию документов стратегического планирования для государственного управления на всех уровнях. Что касается инвестиционного сектора экономики, то документом стратегического планирования является концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Поэтому все документы стратегического планирования инвестиционного сектора должны быть пересмотрены с учетом принципов национальной инвестиционной политики. Иерархический порядок документов выглядит следующим образом: основы инвестиционного законодательства - стратегия развития инвестиционного сектора российской экономики - отраслевой государственный инвестиционный план - государственный план развития соответствующих отраслей - национальный региональный инвестиционный план - муниципальный инвестиционный план [3, с. 70].
Не менее важны положения федерального закона № 473 «О территории Российской Федерации для опережающего социально-экономического развития». Закон устанавливает административно-правовой статус развитых регионов, а также правовой режим коммерческой и инвестиционной деятельности по привлечению инвестиций и содействию социально-экономическому развитию. Положение федерального закона № 156 «Об инвестиционных фондах» посвящено вопросу инвестирования имущества в ценные бумаги и иные объекты. Закон регулирует деятельность акционерных инвестиционных фондов и акционерных обществ, связанную с привлечением средств и имущества путем размещения акций. Этот закон предусматривает право совладельца передать фонд соинвестирования (имущественный комплекс) в управление трасту.
С микро-и макроэкономической точки зрения, инвестиционная теория является ядром. С микроэкономической точки зрения теории инвестиций наиболее важным является процесс принятия инвестиционных решений на уровне предприятия, обеспечивающий предпринимателям конкретную научную базу для формирования оптимальных методов инвестиционной политики. С макроэкономической точки зрения (Дж.М. Кейнс * основоположник кейнсианской теории), рассматривая инвестиционные вопросы с точки зрения национальной инвестиционной политики, политики доходов и занятости.
В кейнсианской теории инвестиции определяются как часть дохода, которая не используется для потребления в текущем периоде. Инвестиции - это противоположность процессу сбережений. Как известно, Кейнс изучал механизмы инвестиционного процесса в своей макроэкономической теории, уделяя особое внимание взаимосвязи между инвестициями и сбережениями.
Основные положения механизма инвестиционного процесса в кейнсианской теории сводятся к следующему. В развитых странах функции сбережений и инвестиций разделены. Часть сбережений можно вложить напрямую. Это большая часть сбережений для малых и средних предприятий, фермеров и других хозяйств. Другая часть денег удерживается субъектом экономических отношений для будущих расходов (потребительских или инвестиционных). Кроме того, можно начинать инвестиционные проекты, надеясь на будущую экономию.
Решения о размере сбережений и инвестиций принимаются разными субъектами с учетом различных предпосылок. Сбережения производятся домохозяйствами и регулируются потребительскими предпочтениями (кейнсианские тенденции потребления). Инвестиционные решения, принимаемые предпринимателями, зависят от их субъективной оценки спроса на производимую продукцию и являются нестабильными [8, с. 42].
Ожидания инвестиций и сбережений в кейнсианской экономической теории имеют большое значение. Хотя фактическая сумма инвестиций и сбережений всегда имеет определенные значения, ожидаемые значения этих величин (планируемые участниками инвестиционного процесса) могут варьироваться. Их следует рассматривать как два типа предположений о будущем: с точки зрения производителей и потребителей товаров, их совпадения могут происходить случайно. Когда эти значения не совпадают, возникают две ситуации. Если планируемые сбережения больше, то равенство реальной стоимости этих ценностей принудительно восстанавливается путем принудительного инвестирования в нереализованные товарные запасы. Налицо кризис перепроизводства. В этих условиях государственное регулирование может расширить «эффективный спрос», например, за счет собственных расходов.
Долгое время для нашей страны характерна иная ситуация, когда экономические инвестиции превышают сбережения. В этом случае вынужденная корректировка фактических инвестиций и сбережений приводила к вынужденной экономии среди потребителей, а качество товаров не поддерживалось, что в конечном итоге становилось основным источником инфляционного процесса. Макроэкономический баланс основан на равенстве между сбережениями потребителей и инвестициями, которые бизнес считает необходимыми. Согласно классической теории, механизмом уравновешивания этих величин является процентная ставка, которая автоматически устанавливается при равенстве инвестиций и сбережений. Кейнсианская трактовка механизма инвестиционного процесса опровергает автоматизм рыночного саморегулирования. В частности, существует возможность такой разницы между планами потребителей и производителей товаров, при которой процентная ставка не сможет регулировать инвестиционный механизм. Управление инвестиционным процессом путем управления процентными ставками, бюджетами и налоговой политикой страны является средством предотвращения кризисных ситуаций и приведения в соответствие планов и ожиданий потребителей и производителей общественных благ. Они лежат в основе механизма инвестиционного процесса и рассматриваются в кейнсианской теории, которая в дальнейшем приобрела черты теории, объясняющей функционирование экономики в кризисных ситуациях [5, с. 63].
Система рыночных отношений, центром которой является механизм инвестиционного процесса, так или иначе структурирована. В различных экономических отношениях можно выделить те, действия которых агрегируются в отдельные взаимосвязанные отрасли (рынки). На этих рынках различные субъекты вступают в экономические отношения, что также формирует группы, которые ведут себя одинаково на о
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Финансовые инвестиции: Учебник/ В.Е. Барбаумов, И.М. Гладких, А.С. Чуйко. - М.: Финансы и статистика, 2015.
2. Белякова М.Ю. Государственное регулирование инвестиционной деятельности // Справочник экономиста.-№6.-2012.
3. Дива А.И. Инвестиции: Учебное пособие для вузов / А.И. Дива. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2015.
4. Духаев А.Д. Совершенствование методов государственного регулирования структурно-инвестиционных процессов // Финансы и кредит.-№14.- 2015.
5. Зверев В.А. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Справочник экономиста.-№6.-2012.
6. Никитина Е.А. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Финансы.-№9.-2015.
7. Поляков В.Г. Методические материалы по экономике и менеджменту инвестиционных проектов. - Новосибирск: USAIP, 2011.
8. Федеральный закон №39-ФЗ от 25.02.2010 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 08.12.2020 N 429-ФЗ).
9. КЛИМАНОВ В.В.,МОСКВИТИНА Н.А. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24314784
10.Басовский, Л.Е. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – Москва: Инфра-М, 2017.
11. Инвестиции: учебное пособие / [М. В. Чиненов и др.]. – Москва: КноРус, 2016.
12. Инвестиции и инновации: учебник / [В. Н. Щербаков и др.]. – Москва: Дашков и К°, 2017.
13. Инвестиционный анализ: учебное пособие / [И. С. Межов и др.]. – Москва: КноРус, 2016.
14. Лукасевич, И.Я. Инвестиции: учебник / И. Я. Лукасевич. – Москва : Вузовский учебник, Инфра-М, 2017.
15. Макаркин, Н.П. Эффективность реальных инвестиций: учебное пособие / Н. П. Макаркин. – Москва: Инфра-М, 2017. – 431 с.
16.Нешитой, А.С. Инвестиции: учебник: / А. С. Нешитой. – Москва: Дашков и Кº, 2018.
17. Хазанович, Э.С. Инвестиции: учебное пособие / Э. С. Хазанович. – Москва : КноРус, 2016.
18. Шапкин, А.С. Управление портфелем инвестиций ценных бумаг / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. – Москва: Дашков и Кº, 2018.
19. Инвестиции: учебное пособие / В. Е. Леонтьев, В. В. Бочаров, Н. П. Радковская. – Москва: Магистр, Инфра-М, 2015.
20. Касьяненко, Т.Г. Экономическая оценка инвестиций: учебник и практикум / Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова. – Москва: Юрайт, 2015.
21. Хазанович, Э.С. Инвестиционная стратегия: учебное / Э. С. Хазанович, А. В. Моисеев. – Москва: КноРус, 2015.
22. Государственное регулирование инвестиционной деятельности / Цугленок О.М. Электронный ресурс режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-investitsionnoy-deyatelnosti/viewer (дата обращения: 24.01.2024)