Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Воспитание всесторонне развитой личности всегда предполагает совершенствование у субъекта познания и мышления. Это сделать достаточно сложно, если у человека не развита речь. Именно речь является основным средством человеческого общения. Развитие речи у младших школьников всегда являлось актуальной задачей для системы образования, и педагоги для этого используют самые разнообразные педагогические технологии и методики. Драматизация в обучении является одним из таких средств.
ФГОС НОО и основные образовательные программы начальной школы также ориентированы на развитие творческих способностей младших школьников. Творческие способности детей формируются в процессе субъект-субъектных отношений учителя и ученика. Это происходит в ходе реализации целостного учебно-воспитательного процесса и на каждом уроке.
Но прежде чем учителю выйти на творческий уровень взаимодействия с учениками, ему необходимо сформировать у детей необходимый запас соответствующих знаний, умений и навыков по своему предмету. И если на уроках усвоения нового знания - дети эти знания получают, то на обобщающих уроках, которые можно проводить путём драматизации, они должны продемонстрировать, насколько успешно они эти знания и навыки могут применять на практике.
Наличие творческих способностей позволяет младшему школьнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, эффективно обучаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Творческие способности позволяют формировать личностно значимые качества, которые позволят детям в дальнейшем успешно реализовывать свои задатки и способности.
Развивать воображение и познавательную активность младших школьников можно различными способами, в том числе, средствами театрализованной деятельности и драматизации в целом. Одной из задач современного образовательного учреждения является развитие личности ребенка, его творческой активности и позитивной социализации. Каждый педагог хочет, чтобы его воспитанники были активными и самостоятельными. Проблема развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной.
Какие именно средства выберет педагог, зависит от того, какими приёмами и методиками он владеет в целом. Благодаря драматизации и организации театрализованной деятельности, у детей развивается не только воображение и речь, но и полезные коммуникативные навыки.
Благодаря театрализованной деятельности и сюжетно – ролевым играм, дети достаточно быстро социализируются в развивающей среде образовательной организации, что позволяет успешно развивать у них воображение, речь, коммуникации и иные личностно значимые качества.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость применения драматизации в обучении младших школьников.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе с использованием драматизации.
Предмет исследования: техники и методики драматизации при обучении младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия драматизация при обучении младших школьников.
2. Изучить особенности применения драматизации в начальной школе.
3. Описать организационно-педагогические условия применения драматизации в обучении младших школьников (на примере дисциплины «Окружающий мир»).
4. Предложить методические рекомендации по применению драматизации в младшей школе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация, наблюдение, беседа, интерпретация данных.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы применения драматизации в обучении младших школьников
1.1. Анализ понятия драматизация в обучении младших школьников
В последние десятилетия в современной образовательной среде происходят многочисленные инновационные изменения. В новой парадигме образования в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) на каждой образовательной ступени реализуется системно – деятельностный и личностно ориентированный подходы. Любой образовательный, или развивающий процесс предусматривают субъект - субъектные отношения между педагогом и воспитанниками.
В вопросах субъект – субъектных отношений в образовательной среде работали исследователи А.А. Кирсанов, В.А. Сластенин и др. Идеи самоценности дошкольного детства принадлежат учёным Л.А. Венгер, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконину и др. [15]. Большую роль в этом процессе играют средства драматизации, в том числе, для младших школьников.
Драматизация – это разыгрывание истории, реальной ситуации, события, или идеи. Существует множество форм драматизации. К ним относят, пьесы, кукольный театр, пантомиму, театрализованные представления, шествия, клоунаду, танцы, пародии, ролевые игры, симуляции, интервью, диалоги, проповеди, монологи и многое другое.
Цель любой инсценировки состоит в том, чтобы дать возможность всем участникам пережить и понять в новой и захватывающей манере то, что инсценируется. В обобщённом виде это можно назвать театрализацией. Различных направлений театрализации также существует множество и именно учитель определяет, что наиболее целесообразно для его учеников. Это необходимо для развития воображения детей и активизации их познавательной учебной деятельности.
Под воображением понимают способность человеческой психики формировать чувственные или мыслительные образы и идеи на основе преобразования впечатлений, полученных от реальности.
Воображение - это способность вызывать в сознании субъекта, и произвольно сочетать образы предметов и событий. В центре новой парадигмы находится личностное развитие ребенка. Образование сегодня рассматривают как фундаментальное средство культуры и развития субъектов. Учёные, как зарубежные, так и отечественные всегда уделяли много внимания творческим способностям детей, их формированию и развитию [11].
Инновационная педагогика сегодня ставит перед собой задачу формирования и развития творчески активной и самостоятельной личности. Сегодня образовательная среда помимо образовательного результата предусматривает формирование и развитие личностно значимых качеств субъекта.
Большую роль в процессе формирования личностно значимых качеств ребёнка играет театрализованная деятельность. В творческом процессе театрализации развивается речь, память, внимание каждого ребёнка. Организация театрализованной деятельности в образовательной организации является одним из самых любимых видов развлечения детей. В любом возрасте дети любят играть в различные ролевые и театрализованные игры.
Театрализованная деятельность состоит в особом эмоциональном выражении разыгрываемой роли, а образ рождается из действий персонажа. Одним из наиболее привлекательных в современном образовании при драматизации является театр теней.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в школе [Текст] / учебное пособие. - Сост. Т.Г. Мухина. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
2. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Текст] / В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
3. Бирюкова, Е.А. Поисковая учебно-познавательная деятельность обучаемого как залог успешности обучения // Инновации и инновационные технологии в системе образования: материалы III научно-практической конференции 20-21 февраля 2013 года. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «So-ciosféra-CZ», 2013. – С. 36 – 37 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/235/79235/files/sociosphera-k-02-20-13.pdf (Дата обращения 28.01.2024).
4. Братцева, Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы [Текст] / Г.Г. Братцева // Философия образования: сборник материалов конференции. Вып. 23. – СПб., 2002. – С. 336 - 345.
5. Буравлева, Н.А. Личностное развитие школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения [Текст] / Н.А. Буравлева, Н.К. Грицкевич // Вестник ТГПУ. – 2014. – No 1 (142). – С. 21 - 26.
6. Бывшева, М.В. Проектирование уроков в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода [Текст] / М.В. Бывшева // Пермский педагогический журнал. – 2016. - No 8. – С. 33 – 37.
7. Васильева, Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т.С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире [Текст]: материалы IV Mеждународной научной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Реноме, 2014. – С. 74 - 76.
8. Володин, А.А. Анализ содержания понятия «организационно- педагогические условия» [Текст] /А.А. Володин, Н. Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. – 2014. - No6. – С. 143 – 152.
9. Гершановская, Е.В. Викторина как форма игры в обучении с целью активизации познавательной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/640207 (Дата обращения 28.01.2024).
10. Дворковая, М.В. Образовательная игра как современное направление развития активного обучения [Текст] / М.В. Дворковая, Е.А. Куренкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Том 8. - No 1/2. – С. 191 – 195.
11. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества [Текст] / Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2005. – No 3. – С. 68 - 79.
12. Демкин, В.П. Инновационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ido.tsu.ru/files/pub2007/36_2007_demkin.pdf (Дата обращения 28.01.2024).
13. Елистратова, С.И. Основные условия повышения качества обучения в современной школе [Текст] / С.И. Елистратова // Альманах современной науки и образования. – 2013. – No 5 (72). – С. 68 - 70.
14. Жданко, Т.А. Системно - деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [Текст] / Т.А. Жданко // Magister Dixit. – 2012. – No 4. – С. 183 - 189.
15. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения. Рекомендации по разработке и применению [Текст] / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
16. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения [Текст]: методическое пособие / Е.А. Аникушина, О.С. Бобина, А.О. Дмитриева и др. – Томск: В-Спектр, 2010. – 212 с.
17. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст] / Н.В. Ипполитова, Н.К. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - No1. - С. 8 - 14.
18. Канзафарова, Р.Х. Системно - деятельностный подход – методологическая основа требований ФГОС [Текст] / Р.Х. Канзафарова // Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования. Сборник материалов конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – С. 5-10.
19. Ксензова, М.Р. Дидактические игры на уроках окружающего мира как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / М.Р. Ксензова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2017. – С. 18 – 23.
20. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» [Текст] / Б.В. Куприянов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - No2. - С. 101 - 104.
21. Курьянов, М.А. Активные методы обучения [Текст]: учебно- методическое пособие / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. – Тамбов: ТГТУ, 2011. – 80 с.
22. Малинин, И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса [Текст] / И.А. Малинина // Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. – 2011. – No 11 (34). Том II. – С. 166 - 168.
23. Малышева, М.М. Системно - деятельностный подход – новая методология реализации ФГОС [Текст] / М.М. Малышева // Царскосельские чтения. – 2014. – No XVIII. – Том II. – С. 122 - 128.
24. Маштакова, Л.Ю. Системно - деятельностный подход в начальной школе [Текст] / Л.Ю. Маштакова, Г.А. Валитова // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». – 2015. – No 4. – С. 29 - 32.
25. Михайличенко, Ж.В. Применение активных методов получения знаний при формировании профессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/1999/1/2726-2730.pdf (Дата обращения 28.01.2024).
26. Отрещенко, И.В. Использование деловой игры как метода обучения [Текст] / И.В. Отрещенко // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2017. – Том 3. – С. 850 – 852.
27. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст] / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 192 с.
28. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (Дата обращения 28.01.2024).
29. Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования [Текст] / сборник материалов
конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2016. – 53 с.
30. Шувалова, И.А. Проблемно-поисковый подход к преподаванию курса «Окружающий мир» в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1535/17268 (Дата обращения 28.01.2024).