Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. С зарождением первых древних государств одновременно возникает и необходимость в их территориальной и идейной целостности. В следствие чего третьим зародилась пропаганда, как необходимость распространять и объяснять жителям этих государств основные законы, общественные нормы и идеи. Развитие и укрепление современного российского государства и общества неразрывно связано с вопросами воспитания молодого поколения. Таким образом, важность патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательных школах становится все более актуальной. Это направление воспитания должно внести существенный вклад в формирование достойных граждан, которые готовы жить и работать на благо своей страны.
История отечественного телевидения представляет собой неотъемлемую часть культурного и идентификационного пространства нашей страны. Она отражает важные моменты в жизни нации, позволяет понять исторические процессы, культурные ценности и особенности развития России. В контексте патриотического воспитания изучение истории отечественного телевидения позволит обучающимся общеобразовательных школ расширить свои знания о прошлом и настоящем страны, узнать о великих открытиях, научных достижениях, культурном наследии и событиях, которые повлияли в свое время на формирование современной России.
Педагогический потенциал изучения истории Отечественного телевидения заключается в возможности использования архивных материалов, документальных фильмов, интервью с видными деятелями и экспертами, что помогает оживить исторические события и сделать их более доступными для обучающихся. Путем анализа и изучения телевизионных программ, передач и другого контента, обучающиеся могут развить критическое мышление, умение анализировать и оценивать информацию, а также анализировать исторические и социокультурные процессы в стране.
Таким образом, изучение истории Отечественного телевидения имеет значительный педагогический потенциал для патриотического воспитания обучающихся, позволяет им углубить свои знания о России, формировать гражданскую идентичность и укреплять любовь и привязанность к родной стране.
На данный момент уровень изученности педагогического потенциала изучения истории отечественного телевидения в целях патриотического воспитания обучающихся может быть оценен как низкий. Существует некоторое количество исследований и учебных материалов, посвященных темам патриотического воспитания обучающихся, истории отечественного телевидения, его роли в формировании патриотизма.
Однако отсутствуют или не были обнаружены автором при написании данной работы научные материалы, посвященных изучению и анализу педагогического потенциала изучения истории отечественного телевидения в общеобразовательных школах, в целях патриотического воспитания обучающихся. Данная тема до сих пор остается относительно малоисследованной с точки зрения педагогики. Многие аспекты и методы обучения истории телевидения могут потребовать дополнительного изучения и разработки учебных материалов.
Целью данной работы является исследование педагогического потенциала изучения истории отечественного телевидения с целью патриотического воспитания обучающихся. Для ее достижения поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать историю телевидения СССР от изобретения до конца ⅩⅩ.
2. Изучить тенденции развития современного отечественного телевидения.
3. Сформировать роль телевидения в патриотическом воспитании.
4. Рассмотреть телевидение в контексте медиапедагогики, его возможности и ограничения.
Отметим, что объектом этого исследования является патриотическое воспитание обучающихся. Предметом исследования – педагогический потенциал изучения истории отечественного телевидения для патриотического воспитания.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. Патриотизм и патриотическое воспитание обучающихся: определения, методы, средства
Что такое патриотизм, и какое место он занимает в жизни современной российской молодёжи – это не формальные вопросы. Гражданский патриотизм был и остаётся одной из фундаментальных основ российской государственности. Проблемы патриотического воспитания и формирования гражданина своей страны были актуальны во все времена. Современный период становления Российской Федерации не является исключением [5].
Патриотизм – это прежде всего, любовь к Родине. Чувство привязанности и преданности своей стране. Патриотизм можно рассматривать как политический принцип и социальное чувство, в связи с чем, эта тематика никогда не перестаёт быть актуальной и постоянно обсуждаемой общественностью.
Патриотизм граждан во все времена играл особую роль в духовной жизни народа. В переводе с греческого, «Patriotes» - это земляк или соотечественник, а «Patris» означает – Родина. В каждую эпоху понятие патриотизм имело различное ценностное содержание. В тоже время, понятие патриотизм всегда было неотделимо от таких понятий, как «Отчизна», или «любовь к Родине». Н.М. Карамзин, говоря о патриотизме, выделял в нём три элемента:
-физическая любовь к Родине;
- гражданская любовь;
- политические идеалы Родины.
Исследованием проблемы патриотического воспитания молодежи занимались многие отечественные ученые, в частности, Н.А. Добролюбов, Н.В. Ипполитова, В.Г. Чернышевский и др. Патриотизм российской молодёжи – это гордость достижениями и культурой своей великой Родины, осознанная любовь к своему народу и преданность традициям своего народа.
Патриот своей страны всегда испытывает желание сохранять культурные особенности своего этноса и идентифицирует себя с другими представителями своего многонационального народа. Это может означать только одно, что патриот всегда будет стремиться к защите интересов своего народа. Подобного рода привязанность к своей стране есть сочетание множества самых разнообразных чувств, которые нельзя описать в нескольких словах. Речь идёт об этнических, политических, культурных, исторических и других аспектов современного социума [12].
Патриотизм – это, в том числе готовность к защите своей Родины от врагов. Это искреннее чувство горести, в случае неудач и бед своей страны. Ситуация в этом направлении кардинально изменилась в век информационных технологий. На молодых людей негативная информация об их стране обрушилась со всех сторон. Информация чаще всего противоречивая и неоднозначная, с пониманием которой даже не каждый взрослый сможет беспристрастно разобраться.
Достоверной информации при всём этом может не быть вообще, поскольку противодействующая сторона объявила России войну информационную и некоторые молодые люди начинают считать, что имеют право на то, чтобы говорить о России в оскорбительном тоне. Безусловно, каждый думающий человек независимо от возраста всегда понимает, что он произносит, особенно в наше время, когда каждая сказанная фраза моментально становится достоянием всей общественности.
Современный культурный потенциал телевидения, музеев и др., заключается в использовании современных инновационных технологий, интерактивных способов воздействия на детскую и подростковую аудиторию. Согласно требованиям ФГОС на каждой образовательной ступени, развитие и воспитание субъекта является приоритетной областью образования. Это предполагает создание условий для развития у воспитуемых предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира, природы, народного промысла, творчества и др. Под патриотическим направлением понимают комплекс мероприятий, который должен быть направлен на формирование осознанной необходимости исполнения конституционного долга по защите Отечества и подготовки к военной службе.
Любая государственная программа патриотического воспитания, разработанная на заданный промежуток времени включает в себя несколько разделов:
-научно-исследовательский;
- информационный;
-методический.
Помимо этого, в нормативных документах присутствуют разделы, которые ориентированы на усовершенствование направлений и форм работы в сфере патриотического воспитания в различных образовательных организациях. В каждом ФГОС воспитание ученика обусловливается и рассматривается как целенаправленная работа, способная сформировать у ученика ценностные ориентации и свойства гражданина и патриота страны.
Согласно требованиям ФГОС, итоги гражданского и патриотического обучения и воспитания обязаны отражать:
-формирование основ гражданской идентичности;
-понимание воспитанниками понятия «Родина»;
-уважение к культурному и историческому прошлому России;
-почтительное отношение к старшему поколению;
-уважительное отношение к истории и культуре иных народов;
-знание и уважение государственной символики Российской Федерации;
-уважительное отношение к природе и родному краю.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, А. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А. Д. Антонова, Е. С. Сафронова, М. Д. Лучникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 27.01.2024).
2. Агапова, И.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 10 –11 классы [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2018. –366 с.
3. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи [Текст] / Н.В. Адаева // Человек и образование. -2012. -No1. –с.130-133.
4. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров. -М.: Образование, 2017. –231 с.
5. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015. -No4. –с.78-80.
6. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е.Н.Бородина. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115 с.
7. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания [Текст] / К.Ю. Белая // От сентября до сентября. – 2008. – No6. – С. 15-17.
8. Быков, А.С. Проект «Родной свой край люби и знай» / А. С. Быков, Е. Е. Абрамова. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/290/ (дата обращения: 27.01.2024).
9. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации [Текст] / Под ред. Н.К. Беспятовой, Д.Е. Яковлева. – М., 2016. – 192 с.
10. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования [Текст] / Т.С. Буторина. – СПб.: КАРО, 2014. – 224 с.
11. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст] /А.Н. Вырщиков // Монография. –Волгоград: НП ИПД «Авторское перо». - 2016. -172 с.
12. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2015. – No6. – С. 59-63.
13. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. - 686 с.
14. Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
15. Ефремова, Г.А. Патриотическое воспитание школьников [Текст] / Г.А. Ефремова // Воспитание школьников. – 2005. – No 8. – С. 17 - 20.
16. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы [Текст] / А. Г. Дмитров. – М: Триумф, 2015. –299 с.
17. Кривых, С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников [Текст] / С.В. Кривых, Г.А. Коновалова. – Новокузнецк: ИПК, 2015. –150 с.
18. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. [Текст] / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. - No 9. -С. 28 - 35.
19. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. —156 с.
20. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности [Текст]/ Т.Б. Пасько // Образование и воспитание. —2017. —No2. —С. 46-49.
21. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования [Текст]/ В.В. Пионтковский // дис. ... д-ра пед. наук. – Якутск, 2016. –346 с.
22. Понятие «Патриотическое воспитание». [Электронный ресурс]. Студенческая библиотека онлайн Studbooks.netURL: http://studbooks.net/1869689/pedagogika/ponyatie_patrioticheskoe_vospitanie (дата обращения: 27.01.2024).
23. Следзевский, И.В. Основные направления гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве [Текст] / И. В. Следзевский // Внешкольник. - 2017. -No 1. -С. 25 - 28.
24. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М.В. Циулина // Воспитание в школе. – 2014. - No 3. – С. 24-32.
25. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. –М.: Просвещение, 2018. –230 с.