Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной работы определяется тем, что игра всегда являлась частью жизни ребенка. Именно в игре ребенок развивается, узнает мир, познает действия и социальные связи.
Для каждого дошкольника важно создать условия для наиболее гармоничного развития его личности, удержания в социуме, развития некоторых сторон социально-коммуникативной компетентности, которые будут для него нормальными в будущем. Учитывая, что основной деятельностью дошкольников является игра, важно обеспечить включение ребенка в виды игры, носящие конструктивный характер и не влияющие отрицательно на формирование различных личностных качеств.
Степень разработанности проблемы исследования: в разное время многими исследователями велись исследования, позволяющие нам определить, что игра является одним из важных инструментов развития ребенка (Л.А. Венгер, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.П Усова, Ф. Фребель). Исследования данных авторы позволили накопить большой педагогический опыт организации игр в дошкольном детстве.
Фактически в каждой игре дошкольник находит для себя модель некоторой социальной ситуации, с которой он столкнется в дальнейшей жизни, и учит его вырабатывать поведенческие реакции, необходимые для социального успеха.
Цель – исследовать роль игры в становлении личности дошкольника.
Объект исследования – личность дошкольников.
Предмет исследования – роль игры в становлении личности дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что организовывая игровую деятельность дошкольников в различных играх можно способствовать развитию личностных качеств детей.
Задачи исследования:
1. Представить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста;
2. Дать определение понятию «игра» и представить их классификацию;
3. Описать особенности влияния игры в развитии личности дошкольника;
4. Провести экспериментальную работу по изучению влияния игры на развитие личности детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение психолого-педагогической, методической и периодической литературы по теме исследования;
- эмпирические – педагогический эксперимента, тестирование, методы качественной и количественной обработки данных.
Теоретическую основу работы составляют труды известных практиков педагогов и психологов, занимающихся развитием дошкольников (Л.В. Артемова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.В. Менджрицкая).
Новизна работы определяется тем, что в ней были выделены особенности использования спортивных игр в личностном развитии дошкольников.
База исследования.
Практическая значимость результатов исследования. Полученные в ходе работы результаты и разработанные игры могут быть использованы воспитателями дошкольных учреждений.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения роли игры в становлении дошкольника
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст – первый и основной этап развития детей от рождения до 7 лет. В этот период ребенок под руководством родителей переживает свое первое знакомство с миром и его правилами (первичная социализация). Примерно с 1,5 лет дошкольники начинают посещать дошкольные образовательные учреждения, где учатся общению в группе сверстников и взрослых, проходят вторичную социализацию.
В психологической науке термин «возрастные особенности» используется в формуле Л.Ю. Гальперин: «качественные новые черты личности, психики человека изменяются естественным образом в процессе смены возрастных этапов развития человека» [цит по Ладутько 2002: 54] Возрастные особенности дошкольников подробно обсуждаются в их исследованиях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Я. Лурия, М.И. Лисиной и другие.
В возрастной периодизации были выделены три этапа развития ребенка-дошкольника:
- младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет;
- средний дошкольный возрасте – от4 до 5 лет;
- старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет [Маркова, Туманова 1983].
Дошкольный возраст определяет все последующее развитие ребенка. По мере взросления ребенок-дошкольник начинает осознавать процессы и явления, происходящие вокруг него, созерцать значение каждого наблюдаемого им объекта. Детско-родительские отношения постепенно сменяются групповые коллективом детского сада. Ребенок начинает приобретать друзей, учится общаться. Всему этому приобщению к окружающей действительности в дошкольном возрасте служит игра. С помощью игры ребёнок переносит все необходимые навыки и умения, играя разные роли.
Примерно с 4 лет дети активно участвуют в социальной реальности, формируют различные отношения и интересуются окружающим миром. Поэтому этот период называют «возрастом почемучек» — дошкольники изучают все, что их окружает, и пытаются получить от взрослых информацию о строении и функциях предметов и явлений [Аникеева 1990].
Дошкольники также известны своей честностью и принципиальностью. Они еще не усвоили социальные нормы, регулирующие поведение взрослых, а значит, не боятся честно выражать свои мысли и чувства. Их не сдерживает страх осуждения или необходимость подчиняться.
В этот период взрослые становятся влиятельными для дошкольников, поскольку от них они могут получить важную информацию, помогающую сформировать определенную картину мира и восполнить пробелы в понимании жизни на уровне детей. Он способствует развитию речи и побуждает дошкольников участвовать в различных мероприятиях. Кроме того, важную роль играет дошкольное творческое развитие, оно может проявляться во всех сферах жизни, зачастую самостоятельно, без участия взрослых.
Дошкольники от природы любопытны и имеют интуитивное чувство любопытства ко всему, что их окружает. У них есть желание учиться, открывать и понимать новое. Они не боятся задавать вопросы, и их жажда знаний заразительна. Их природное любопытство и удивление часто приводят к интересным открытиям и озарениям, а их безграничный энтузиазм вдохновляет взрослых взглянуть на мир новыми глазами [Артемова 1992].
Кроме того, следует отметить, что у дошкольника формируются психические механизмы личности, которые в дальнейшем претерпевают изменения и развитие, но их фундамент закладывается именно на этом возрастном этапе.
Еще одной особенностью дошкольного возраста является активное познавательное развитие, которое в этом возрасте носит чувствительный характер [Выготский 1991]. Все психические процессы, необходимые для получения и обработки информации из внешнего мира, работают на полную мощность, развиваются различные виды мышления, памяти, восприятия и внимания.
Особую роль у дошкольников играет воображение, посредством которого формируются многие представления о мире, даже если они прерываются из-за отсутствия должного жизненного опыта и особенностей психической деятельности [Леонтьев 1975].
Активное речевое развитие важно для детей дошкольного возраста. Наблюдается разнообразное формирование речевых функций, в старшем дошкольном возрасте закладывают основы письменной речи, развивают активный и пассивный словарный запас.
К концу дошкольного возраста у детей развиваются некоторые психологические образования, которые имеют большое значение для процесса взросления и социальной адаптации во взрослом мире. К ним, в частности, относятся [Запорожец 1998]:
- волевые качества, способность к самоконтролю и самодисциплине;
- организация и контроль своей работы, развитие критической оценки себя и других;
- способность адекватно принимать социальные и моральные нормы, понимать запреты и контролировать поведение по отношению к другим людям;
- развивать навыки конструктивного общения с другими социальными субъектами, стремление к дружбе и взаимопониманию с другими людьми;
- формирование различных эмоциональных характеристик личности, которые зачастую не меняются на протяжении жизни (агрессивность, сопереживание, тревога и т. д.).
На основе практической деятельности у дошкольников формируются определенные предметные образы, состоящие из понимания и социального опыта, накопленного за короткий период времени [Богуславская 1991]. Качество социальных отношений, складывающихся у дошкольников, зависит от среды их социализации, взаимоотношений с родителями, наличия у них друзей со сверстниками [Богуславская 1991].
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит развитие ребенка постепенно, исходя из возрастных периодов. Особенное значение отводится формирование личностных качеств, которые впоследствии будут определять личность ребенка. Именно поэтому именно в дошкольном детстве важно сформировать правильные личностные качества ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя [Текст] / Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1990. — 72с.
2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. – 56 с.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. — М.: Просвещение, 1992. – 39 с.
4. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. — 258с.
5. Богуславская З.М. Роль игры в нравственном развитии ребёнка [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. — 116с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. — М.: инфра-М, 1998. — 126с.
7. Воспитание детей в игре: / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик — М.: Просвещение, 1983. – 192 с.
8. Жуковская Р.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сад [Текст] / Р.И. Жуковская. - М.: Просвещение, 1989. — 57с.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Новая школа, 1996. - 528с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский / Под ред. В.В.Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. — 480с.
11. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец. - Киев : Либедь, 1998 — 356с.
12. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под. ред С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская психология [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск : Университетское, 1998. – 361 с.
14. Ладутько Л.К. Познаём мир и себя [Текст] / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. - Минск : И.В.Ц. Минфина, 2002. — 259с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1975. – 315 с.
16. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в истории развития советской психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 109-119.
17. Маркова Т.А. Учите детей в игре [Текст] / Т.А, Маркова, Г.А. Тумакова. - М.: Просвещение, 1983. – 515с.
18. Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре [Текст] / Д.В. Менджрицкая. - М.: Просвещение, 1992. — 439с.
19. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 1976. – 96 с.
20. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Ю. Эльконин. - М.: Новая школа, 1998.