Фрагмент для ознакомления
2
За последнее время в обществе случились немаловажные изменения в представлении о целях образования и путях их воплощения. Взамен классической передачи знаний, умений и навыков от учителя к обучающимся, основной целью школьного образования является осуществление становления возможности ребенка самостоятельно назначать учебные цели, предполагать пути их реализации, держать под контролем, иначе говоря, контролировать и оценивать собственные заслуги и успехи, то есть формирование умения учиться. Достижение представленной цели может быть реализовано благодаря развитию системы универсальных учебных действий (далее УУД).
Концепция универсальных учебных действий направлена на то, чтобы каждый обучающийся мог самостоятельно, в индивидуальной форме осуществлять деятельность обучения, ставить учебные цели и задачи, искать способы их осуществления, а также уметь контролировать, прогнозировать и оценивать свою учебную деятельность и ее результативность. Универсальные учебные действия создают условия для становления личности и ее самосовершенствования.
Развитость универсальных учебных действий обеспечивает каждому обучающемуся шанс индивидуального и удачного усвоения новых знаний, умений, способностей и компетентностей на базе формирования умения обучаться. Такая возможность гарантируется тем, что УУД - это обобщенные действия, создающие мотивацию к обучению и способствующие обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Изучением универсальных учебных действий занимались педагоги и психологи: А. Г. Асмолов, Т. А. Беляева, Т. С. Жидкина, Н. М. Конышева и др.
Каждый учебный предмет в соответствии с предметным содержанием и способами организации учебной работы младших школьников открывает определённые вероятности для развития познавательных универсальных учебных действий.
Во ФГОС НОО курс «Окружающий мир» рассматривается как почва для исследования значимой части предметов основной школы, а также как предмет, который представляет собой совокупность природных и социальных явлений, то есть компонентов единого мира.
Теория и практика формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся представлены в работах многих исследователей, в том числе А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и др.
Познавательные универсальные учебные действия формируются с начальной ступени образования при изучении всех дисциплин, в том числе и предмета «Окружающий мир».
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что уроки окружающего мира могут стать основой для формирования позновательных универсальных учебных действий. В этом заключается актуальность темы нашей курсовой работы.
Таким образом, нами было выявлено противоречие между значимостью формирования познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира и недостаточностью методических разработок в этом направлении.
Проблема исследования: Каковы условия формирования познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира?
Выявленные противоречие и проблема исследования определили выбор нами темы исследования: «Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира».
Цель исследования: изучение теоретических основ и методических аспектов условий формирования познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования: процесс формирования познавательных УУД младших школьников.
Предмет исследования: условия формирования познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1) Раскрыть сущность понятия «познавательные универсальные учебные действия».
2) Выявить особенности формирования познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира.
3) Проанализировать критериально-диагностическую базу исследования уровня сформированности познавательных УУД младших школьников.
4) Изучить методы и приемы формирования познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение.
Теоретическая значимость исследования: заключается в изучении, систематизации и обобщении теоретического и методического материала по проблеме исследования условий формирования познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что его результаты могут быть использованы учителями в образовательном процессе начальной школы с целью формирования познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира.
Структура исследования: курсовая работа представлена на 42 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Список литературы состоит из 38 источников.
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира
1.1. Сущность понятия «познавательные универсальные учебные действия»
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Приоритетной целью современного российского образования является полноценное формирование и развитие способностей учащегося самостоятельно ставить учебную задачу, формировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать результат, т.е. обучать обучению. Это должно стать ключом к успешной адаптации в быстро меняющемся обществе.
Начальная школа является неотъемлемой частью всей системы непрерывного образования. Одной из ее главных задач является заложение потенциала для всестороннего развития личности учащегося [19]. То есть важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности "умений", обеспечивающих "способность к обучению", способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только развитие знания и навыки по конкретным предметам, приобретаемые студентами в рамках отдельных дисциплин.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода. Данная концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательных программ [10].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова, И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст] / И.В. Абакумова. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2003. –480 с.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – Москва : Просвещение, 2011. – 151 с.
3. Белопольская, Н. Л. Исключение предметов: Модифицированная психодиагностическая методика [Текст] : Руководство по использованию / Н. Л. Белопольская. – Изд. 3-е, стереотип. – Москва : 2009. – 64 с.
4. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–4 классы. Методика обучения [Текст] / Н. Ф. Виноградова. – Москва : Вентана-Граф, 2005. – 212 с.
5. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе [Текст] : Методические рекомендации / А. Б. Воронцов. – Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 72 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – Москва : Педагогика, 1996. – 132 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 1991. – 98 с.
8. Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука [Текст] / П. Я. Гальперин. – Москва : Изд-во «Институт практической психологии», 1999. – 234 с.
9. Говорская, О. П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе [Электронный ресурс] / О. П. Говорская – Режим доступа: http://festival.1september.ru.
10. Дмитриева, Н. Я. Программа интегрированного курса окружающий мир [Текст] / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казакова. – Издательский дом «Федоров», 2011.
11. Дмитриева, Н. Я. Методические рекомендации к курсу
«Окружающий мир» 1-4 класс [Текст] / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казакова. – Самара : Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров» 2010. – 139 с.
12. Дорохова, Н. В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru.
13. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя [Текст] / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 288 с.
14. Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир.1-4 классы [Текст] : учебник для общеобразовательных школ / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – Москва : АСТ Астрель, 2013. – 136 с.
15. Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – Москва : АСТ Астрель, 2013. – 68 с.
16. Издательство Просвещение. – Режим доступа: URL : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
17. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...» [Текст] / Под ред. Л. Г. Петерсон. – Москва : 2010. – 46 c.
18. Клепинина, З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] : Учебное пособие для студентов педагогических вузов / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилаев. – Москва : Академия, 2008. – 246 с.
19. Ковылева, Р. Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – № 3. – С. 26–29.
20. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – Москва : Просвещение, 2010. – 142 с.
21. Кудрявцева, Н. Г. Системно-деятельностный подход как
механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Н. Г. Кудрявцева // Справочник заместителя директора школы. – 2011. – № 4. – С. 43–47.
22. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва : Издательский центр
«Академия», 2000. – 279 с.
23. Крылова, О. Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО [Текст] : Методическое пособие / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург : КАРО, 2014. – 144 с.
24. Леонтьев, А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности [Текст] / А. А. Леонтьев. – Москва, 1965. – 76 с.
25. Логинова, О. Б. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / О. Б.Логинова – Москва : Просвещение, 2010. – 343 с.
26. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А. М. Мотюшкин. – Москва : Директ-Медиа, 2008. – 354 с.
27. Медведева, Н. В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании // Начальная школа плюс До и После. – 2011 – № 7. – С. 44–47.
28. Мельникова Е. Л. Проблемнодиалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика [Текст] / Е. Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – Москва, Баласс, 2006. – 180 с.
29. Методы и приёмы формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://videouroki.net/index.php
30. Мостова, О. Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников [Текст] / Н. О. Мостова, И. Н. Агафонова, 2005.– 193 с.
31. Павлова, В. В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе [Текст] / В. В. Павлова // Начальная школа. – 2011 – № 4. –
С. 27–30.
32. Петрова, Е. Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л. В. Занкова // Практика образования. – 2010. –
№ 1. – С. 36–39.
33. Петерсон, Л. Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно- рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы [Текст] / Л. Г. Петерсон. – Москва : 2009. – 40 с.
34. Песняева, Н. А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников [Текст] / Н. А. Песняева // Управление начальной школой. – 2011. – № 7. – С. 35–39.
35. Плешаков, А. А. «От Земли до неба» (атлас – определитель 1-4 классы) [Текст] / А. А.Плешаков. – Москва : «Просвещение», 2011. – 60 с.
36. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1-4 классы [Текст] : учебник для общеобразовательных школ / А. А. Плешаков. – Москва :
«Просвещение», 2013. – 135 с.
37. Поликарпова, Л. Д. Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира [Текст] / Л. Д. Поликарпова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru.
38. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (серия «Стандарты второго поколения») [Текст] / сост. Е. С. Савинов. – Москва : Просвещение, 2010. – 191 с.