Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Речь является особой формой общения, которая присуща только человеку. Она включает в себя две стороны - говорящего и слушающего. Говорящий выбирает слова, необходимые для выражения своих мыслей, соблюдая грамматические правила, и произносит их с помощью органов речи. Слушающий воспринимает сказанное. Обе стороны должны следовать одним и тем же правилам и средствам передачи мысли.
Существует множество определений речи, некоторые из которых упрощают ее понимание. Другие же под речью понимают все средства выражения внутренних состояний, образов, мыслей и чувств человека с целью сообщить о них окружающим.
Речь является формой общения между людьми с использованием языка. Речевое общение осуществляется с помощью сложной функциональной системы, которая базируется на различных уровнях нервной системы и управляется головным мозгом. Речевой акт является проявлением высшей нервной деятельности человека.
С точки зрения психологии речь можно рассматривать как навык, необходимый для общения. Человек выбирает подходящие слова для выражения своих мыслей, сочетает их в соответствии с грамматическими правилами и произносит с помощью речевого аппарата.
В течение многих лет проблема затруднений в речи являлась предметом исследования многих ученых, таких как Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина, Г.И. Жаренкова, Р.И. Лалаева, К.С. Лебединская, И.Ю. Левченко, И.Ф. Марковская, Е.С. Слепович, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др. Их научные исследования отражают особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с затруднениями в произношении.
Имеющиеся научные данные по устной речи детей с затруднениями в произношении отражают особенности произносительной стороны речи, использование грамматических форм и словообразовательных моделей, а также состояние связной речи. Однако, недостаточно изучены сложности, с которыми сталкиваются дети этой категории в овладении лексико-грамматической структурой речи.
В специальных исследованиях ученые суммировали научные данные, касающиеся развития различных аспектов речи у детей с затруднениями в произношении. Однако остаются недостаточно изученными трудности, с которыми сталкиваются указанные дети при формировании лексико-грамматической структуры речи. [21]
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить изучение словоизменения у дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования – процесс словоизменения у дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследование словоизменение у дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть словоизменение как объект изучения лингвистики и психолингвистики
2) Изучить развитие грамматического строя речи в онтогенезе
3) Проанализировать клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития
4) Охарактеризовать особенности словоизменения у дошкольников с задержкой психического развития
5) Выявить уровень словоизменения имён существительных у дошкольников с задержкой психического развития
Методы, использованные в исследовании, включали теоретический анализ научной литературы и эмпирические методы, такие как наблюдение и педагогический эксперимент. Результаты исследования обрабатывались как количественно, так и качественно.
Базой для проведения исследования служило МДОУ Детский сад №123
Практическая значимость работы: материалы КР могут быть применены в практической деятельности воспитателей ДОУ при обучении данной категории детей навыкам словоизменения.
Теоретическое значение данного исследования заключается в углублении, расширении и обобщении знаний о методах обучения словоизменения умениям детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Структура дипломной работы включает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложение.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Словоизменение как объект изучения лингвистики и психолингвистики
Речь, по мнению А.А. Леонтьева, не только является инструментом коммуникативной деятельности, но и играет важную роль в планировании речевых и неречевых действий. В процессе общения люди используют язык для структурирования и организации своих мыслей, а также для передачи информации другим людям. Речь позволяет нам выразить наши познавательные задачи и цели, а также согласовывать действия в коллективе.
На первоначальном этапе исследований психологами и лингвистами, термины "язык" и "речь" использовались с одинаковым значением. Множество ученых и психологов работали над разграничением этих понятий, включая отечественных ученых - Л.В. Щербу, А.А. Потебню, И.А. Бодуэна де Куртенэ, а также психологов А.Р. Лурию, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, и психолингвистов В.Г. Степанова и А.А. Леонтьева, а за рубежом - Д. Слобин, Дж. Миллер, Н. Хомски. Однако, лингвист Фердинанд де Соссюр впервые смог различить эти понятия.
Изучение языка и речи тесно связаны друг с другом, но имеют различия. Изучая язык, мы знакомимся с его лексической и грамматической системой, а развивая речь, мы учимся использовать язык в общении эффективно и умело. Согласно Л.С. Выготскому, речь является основным средством общения, "…общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, делает возможным только общение самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах" [14].
Л.Л. Касаткин в своем труде "Краткий справочник по современному русскому языку" определяет речь как форму общения, которая сложилась в историческом процессе материальной преобразующей деятельности людей, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или регуляции и контроля собственной деятельности [27].
В теории Ж. Пиаже предполагается, что речь ребенка в раннем возрасте является эгоцентричной, свидетельствующей о незрелости мышления и не выполняющей никаких функций. Однако эгоцентрическая речь ребенка в период взросления превращается во "внутреннюю речь" и служит основой развития мышления. Эту теорию поддерживал выдающийся ученый Л.С. Выготский.
В повседневном общении используется разговорная речь. Она имеет определенные синтаксические, морфологические, лексические и фонетические особенности. Например, для разговорной речи характерны построения с нереализованными валентностями, различные повторы, конструкции с именительным темы и другие особенности.
Вопрос восприятия заинтересовал множество ученых и стал предметом исследования в разных научных дисциплинах. В следующем тексте приведены некоторые мнения ученых о восприятии на разных этапах его изучения.[1]
1. Э. Гибс - американский психолог, который разработал популярную теорию о восприятии под названием "теория восприятия построения". Согласно его теории, мы воспринимаем мир как набор отдельных элементов, которые соединяются в нашем сознании, чтобы образовать осмысленные сущности.
2. Р. Лакофф и М. Джонсон - лингвисты, которые предложили теорию "метафорического восприятия". Они утверждают, что наше понимание мира опирается на метафоры, которые мы используем в нашем языке и мышлении. Восприятие согласно этой теории определяется нашей способностью создавать метафорические связи между физическими и абстрактными концептами.
3. В. Бехтерев - российский физиолог, который проводил исследования в области восприятия. Он полагал, что восприятие зависит от нашего нервного аппарата и его реакций на различные стимулы. Он обратил внимание на роль ощущений в восприятии и разработал теорию эффекторного восприятия.
4. Ж. Пиаже - швейцарский психолог, который исследовал восприятие в контексте когнитивного развития детей. Он предложил концепцию схем восприятия, согласно которой дети формируют собственные схемы восприятия, основываясь на опыте и взаимодействии с окружающей средой.
5. Д. Хубел и Т. Визель - американские нейрофизиологи, получившие Нобелевскую премию в 1981 году за исследования в области визуального восприятия. Их исследования показали, как нейроны мозга обрабатывают информацию от глаз и как это связано с восприятием цвета, формы и движения.
Это лишь небольшой обзор некоторых ученых и их теорий о восприятии. С каждым годом появляются новые исследования и теории, которые постепенно расширяют наше понимание этого сложного и интересного процесса.[9]
В лингвистике, словоизменение относится к морфологии - разделу, изучающему строение слов и их грамматические характеристики. Лингвисты анализируют, каким образом слова изменяются по числу, роду, падежу, времени, лицу и другим грамматическим категориям. Они также исследуют системы словоизменения в разных языках, сравнивая их структуры и особенности.
Психолингвистика, с другой стороны, изучает, как мы воспринимаем и обрабатываем язык на уровне психических процессов. В рамках психолингвистики, словоизменение рассматривается с точки зрения восприятия и размещения грамматических маркеров в предложении. Исследования показывают, что люди имеют склонность к определенным ошибкам в словоизменении, и это может быть связано с механизмами языковой обработки в мозгу.[10]
Оба направления изучения словоизменения в лингвистике и психолингвистике имеют важное значение для понимания языка и его использования. Лингвистические анализы помогают нам раскрыть структуру и функции разных грамматических форм, а психолингвистические исследования раскрывают, как мы обрабатываем эти формы и каким образом они взаимодействуют с нашими познавательными процессами.
Словоизменение - одна из важных областей изучения грамматики. Оно относится к морфологии и изучает процессы образования новых слов путем добавления морфем или изменения основы.
Есть несколько основных типов словообразования, таких как аффиксация, композиция, конверсия, образование слов с помощью приставок и суффиксов и др. Лингвисты исследуют эти процессы, чтобы понять, как новые слова создаются и как они функционируют в языке
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Балашов, В.А. Особенности развития речи у детей с задержкой психического развития / В.А. Балашов // Дефектология. - 2005. - № 2. - С. 37-41.
2. Булаховская, А.М. Словарно-грамматический состав и структура письменной и устной речи детей с ОВЗ / А.М. Булаховская // Дефектология. - 2002. - № 6. - С. 19-25.
3. Вербицкая, А.В. Формирование грамматических структур у детей с задержкой психического развития / А.В. Вербицкая // Дефектология. - 2010. - № 4. - С. 28-34.
4. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. СПб. : Детство-Пресс, 2015. – 144 с
5. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г.А. Волкова. – М., 2013. – 272 с.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983. - Т.2. - 340 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — Т.1. – 472 с.
8. Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 218 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12039-4. — URL : https://urait.ru/bcode/518492
9. Горелова Н.И. Психолого-педагогические аспекты развития фонематических процессов у младших школьников. Москва, 2010.
10. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи : учебное пособие для вузов / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 231 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13118-5. — URL : https://urait.ru/bcode/516657
11. Галустиан, Г.О. Развитие лексико-грамматических навыков у детей с ОВЗ / Г.О. Галустиан // Дефектология. - 2009. - № 3. - С. 22-25.
12. Гомерова, Л.И. Функциональная грамматическая активность детей с отклонениями в развитии / Л.И. Гомерова // Вестник практической психологии образования. - 2007. - № 1. - С. 28-30.
13. Дубровина, И.В. Особенности слоговой структуры и словоупотребления у дошкольников с задержкой психического развития / И.В. Дубровина // Специальное образование. - 2013. - № 3. - С. 51-53.
14. Дурэ, А.В. Особенности формирования речи у дошкольников с психическими отклонениями / А.В. Дурэ // Дефектология. - 2011. - № 1. - С. 47-52.
15. Загородская, М.П. Развитие звукопроизношения и лексико-семантического развития детей с нарушениями речи и ОВЗ / М.П. Загородская // Дефектология. - 2007. - № 3. - С. 23-26.
16. Запорожец, А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец, Т.А Маркова.- М.: Просвещение, 2014. - 317 с.
17. Исакова, О.М. Особенности логопедической работы с детьми с задержкой психического развития / О.М. Исакова // Педагогика и психология развития. - 2003. - № 1. - С. 21-25.
18. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (3-й уровень): I-III периоды. – СПб. : Детство-Пресс, 2012. –174 с
19. Клименко, В.И. Развитие грамматических навыков у детей с задержкой психического развития / В.И. Клименко // Дефектология. - 2012. - № 2. - С. 36-40.
20. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] : избр. тр. / Р.Е. Левина. – М. : Аркти, 2015. – 221 с.
21. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. -214с.
22. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / А.М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им.А.И. Герцена. – 1941. – № 30. – С. 27-71.
23. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. – Ростов–на– Дону: Феникс, 2013. – 416 с
24. Мазурцева, Т.А. Особенности развития фонематического слуха у детей с задержкой психического развития / Т.А. Мазурцева // Дефектология. - 2008. - № 4. - С. 21-25.
25. Поленько, Е.В. Случаи изучения особенностей перцептивных и фонематических навыков развития речи у детей с отклонениями и отставанием в развитии / Е.В. Поленько // Логопедия. - 2005. - № 6. - С. 9-13.
26. Сергеевский, А.А. Особенности грамматического строения речи у детей с задержкой психического развития / А.А. Сергеевский // Вестник детского дошкольного и школьного образования. - 2009. - № 4. - С. 43-46.
27. Филичева, Т.Б. Нарушение речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М. : Профессиональное образование, 2013. – 232 с.
28. Федотова, О.В. Особенности формирования грамматических навыков у детей с психическими отклонениями / О.В. Федотова // Логопедия. - 2011. - № 2. - С. 15-19.
29. Шестаковский, Г.В. Коммуникативные и грамматические навыки детей с ОВЗ / Г.В. Шестаковский // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 4. - С. 22-27
30. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет [Текст] / Т.А. Ткаченко. – Ювента, 2007. – 144 с.
31. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология» (дошк.) / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – M. : Просвещение, 2014. – 223 с.