Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Тема развития связной речи детей 2-3 лет во взаимодействии со взрослыми является актуальной и важной. В этом возрасте дети активно осваивают язык и развивают свои коммуникативные навыки. Взаимодействие с взрослыми играет ключевую роль в этом процессе, так как они являются главными источниками языка и моделями для ребенка.
Во взаимодействии со взрослыми дети получают возможность услышать и использовать новые слова, выражения и грамматические конструкции. Родители и другие взрослые также могут активно общаться с ребенком, задавать вопросы, рассказывать истории и играть в игры, что стимулирует развитие речи и коммуникации.
Кроме того, развитие связной речи во взаимодействии со взрослыми важно для социального и эмоционального развития ребенка. Общение с взрослыми помогает детям развивать умение слушать и выражать свои мысли и чувства, а также устанавливать контакты и взаимодействовать с другими людьми.
В современном мире, где коммуникация играет все более важную роль, развитие связной речи у детей является важным и актуальным вопросом. Чем лучше дети научатся коммуницировать, и выражать свои мысли и чувства, тем успешнее они будут в образовании, работе и личной жизни. Поэтому взаимодействие с взрослыми и развитие связной речи детей 2-3 лет остается актуальной темой для исследования и практической работы.
Целью данного исследования является выявление особенностей развития связной речи в указанном возрастном диапазоне при взаимодействии с взрослыми, а также определение эффективных методов стимуляции развития речи у детей.
Объектом исследования выступает процесс развития связной речи у детей в возрасте от 2 до 3 лет.
Предметом исследования являются особенности и факторы, влияющие на развитие связной речи детей в данном возрастном периоде при взаимодействии со взрослыми.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что активное взаимодействие со взрослыми положительно влияет на развитие связной речи у детей 2-3 лет.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности развития связной речи у детей 2-3 лет.
2. Выявить факторы, влияющие на развитие связной речи у детей данного возраста.
3. Определить эффективные методы стимуляции развития связной речи.
4. Провести эмпирическое исследование для подтверждения гипотезы.
5. Сформулировать рекомендации по стимуляции развития связной речи у детей 2-3 лет.
В исследовании будут использованы следующие методы:
- Аналитический метод для изучения научной литературы и анализа уже проведенных исследований по данной проблеме.
- Экспериментальный метод для проведения эмпирического исследования с целью подтверждения гипотезы.
- Наблюдение и интервьюирование для сбора эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности разработки эффективных методик и рекомендаций для стимуляции развития связной речи у детей в возрасте от 2 до 3 лет, что позволит родителям и педагогам более эффективно работать с детьми и содействовать их языковому развитию.
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей 2-3 лет во взаимодействии со взрослыми
1.1 Речь и связная речь
Речь - это процесс передачи информации с помощью звуковых вибраций, которые производятся человеческими голосовыми органами. Речь является одним из основных способов коммуникации между людьми.
Связная речь развивается через общение, практику и активное использование языка. Она играет важную роль в нашей повседневной жизни и помогает нам строить успешные взаимодействия с другими людьми.
Уверенность в своих силах, целеустремленность, нахождение своего места в обществе - все это напрямую связано с развитием речи, умением правильно и доходчиво выражать свои мысли. Связная речь - это сочетание фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единое смысловое значение.
При рождении у ребенка есть задатки речи. Главная задача взрослых и педагогов - правильно их развить. Ведь связная речь ребенка - залог будущего успешного развития личности. Что означает это понятие? Самостоятельная речь - это способность формулировать и выражать свои мысли.
Типы речи
Существует два основных типа связной речи:
• Монологическая.
• Диалогическая.
Первый требует отличных коммуникативных навыков. От того, насколько хорошо выражена мысль, зависит, как ее поймут другие. От рассказчика требуется хорошая память, правильное использование скорости речи, развитое логическое мышление, чтобы повествование звучало последовательно и внятно.
В диалогах обычно не используются сложные словесные обороты. Речь не имеет четкой логической последовательности. Направление разговора может меняться произвольно и в любую сторону.
Закладка речевых навыков
Формирование связной речи происходит в несколько этапов.
1-й этап - подготовительный, от 0 до 1 года. На этом этапе малыш знакомится со звуками. Первые недели он просто слушает речь взрослых, пока у него развивается пассивный набор звуков, у него появляются первые крики. Позже появляется лепет, который состоит из произвольно произносимых звуков.
В течение этого же периода ребенку показывают предметы и называют звуки, которые их характеризуют. Например: часы - тик-так, вода - кап-кап. Позже малыш реагирует на название предмета и ищет его взглядом. К концу первого года кроха произносит отдельные слоги. Второй этап - дошкольный, от года до трех лет. Сначала ребенок произносит простые слова, обозначающие как объект, так и действие. Например, словом "дай" малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу, следовательно, его понимают только близкие люди. Через определенный период появляются простые предложения, ребенок начинает более точно выражать свои мысли. К трем годам в речи используются предлоги. Начинается гармонизация падежей и рода.
Третий этап - дошкольный, с 3 до 7 лет. Это период более осознанного формирования личности. Ближе к 7 годам формируется речевой аппарат, звуки четкие, правильные. Ребенок начинает грамотно строить предложения, у него уже есть и постоянно пополняется словарный запас.
4 этап - школьный, с 7 до 17 лет. Главной особенностью развития речи на этом этапе по сравнению с предыдущим является ее сознательное усвоение. Дети осваивают звуковой анализ, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль в этом случае принадлежит письменной речи.
Эти этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в следующий.
После начала посещения детского сада у ребенка меняется обстановка, а вместе с ней - форма речи. Поскольку до 3 лет малыш постоянно находится рядом с близкими ему людьми, все общение строится на его просьбах к взрослым. Присутствует диалогическая форма речи: взрослые задают вопросы, а ребенок отвечает. Позже у ребенка появляется желание рассказать о чем-то, передать свои чувства после прогулки, при этом слушателями уже могут быть не только близкие люди. Так начинает закладываться монологическая форма речи.
Вся речь связана. Однако формы связности по мере развития меняются. В представлении ребенка связная речь - это способность рассказывать так, чтобы услышанное становилось понятным на основе вашего собственного содержания.
Речь можно разделить на две части: ситуативную и контекстуальную. Высказывая свои мысли или описывая ситуацию, человек должен строить монолог так, чтобы слушатель понимал, о чем идет разговор. Поначалу дети не в состоянии описать ситуацию, не указывая конкретных действий. Взрослому, слушающему рассказ, трудно понять, о чем идет разговор, не зная ситуации. Таким образом, ситуативная связная речь дошкольников формируется в первую очередь. При этом полностью исключить наличие контекстуальной составляющей невозможно, поскольку такие моменты речи всегда взаимосвязаны.
Освоив ситуативный компонент, ребенок начинает осваивать контекстуальный. Сначала в речи детей много местоимений "он", "она", "они". В данном случае непонятно, к кому конкретно они относятся. Для характеристики предметов используется понятие "такой", которое активно дополняется жестами: руками показывают, какой, например, большой, маленький. Особенность этой речи в том, что она выражает больше, чем выражает.
По разговору ребенка видно, насколько хорошо развита его логика и каков словарный запас. При недостатке слов даже логически правильно построенная мысль вызовет трудности при произнесении вслух. Поэтому развивать речь нужно комплексно: логику, память, богатый словарный запас. Все должно быть гармонично.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акименко, В. М. Ваш домашний логопед. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста / В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2021. - 256 c.
2. Алябьева, Е. А. Грамматика для дошколят. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2020. - 128 c.
3. Алябьева, Е. А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2020. - 128 c.
4. Блинкова, Т.М. Логопедическая группа. Развитие речи детей 2-3 лет. Планирование, конспекты занятий / Т.М. Блинкова. - М.: Учитель, 2022. - 603 c.
5. Борисенко, М. Г. Развиваем речь малыша. Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Литера, 2023. - 736 c.
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2021. - 256 c.
7. Валентина, Акименко Ваш домашний логопед: развитие речи детей дошкольного и школьного возраста / Акименко Валентина. - М.: Феникс, 2020. - 335 c.
8. Васильева, Е. В. Грамматические сказки. Развитие речи детей 5-7 лет. Демонстрационный материал / Е.В. Васильева. - М.: Сфера, 2021. - 626 c.
9. Гризик, Т. И. Игры и прогулки детей. Картины по развитию речи детей 3-7 лет (комплект из 4 демонстрационных таблиц) / Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2022. - 245 c.
10. Гризик, Т. И. Картины по развитию речи детей 3-7 лет. В гостях у сказки / Т.И. Гризик. - Москва: Мир, 2022. - 601 c.
11. Гризик, Т. И. Наш детский сад. Картины по развитию речи детей 3-7 лет (комплект из 4 демонстрационных таблиц) / Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2023. - 518 c.
12. Гризик, Т.И. Картины по развитию речи детей 3-7 лет "В гостях у сказки". Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями. Учебное издание / Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2021. - 548 c.
13. Гуськова, А.А. Коррекция и развитие речи детей 5–7 лет на материале стихотворений о природе / А.А. Гуськова. - М.: Учитель, 2019. - 593 c.
14. Екатерина, Протасова Подскажи словечко. Развитие речи детей 5-8 лет / Протасова Екатерина. - М.: Карапуз, 2022. - 269 c.
15. Краузе, Е. Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи детей дошкольного возраста / Е.Н. Краузе. - М.: Корона-Век, 2020. - 310 c.
16. Нестерова, А.Д. Аппликация в развитии речи детей / А.Д. Нестерова. - М.: Сфера, 2022. - 466 c.
17. Полякова, М. А. Как правильно учить ребенка говорить. Стимулирование развития речи детей. Предупреждение и коррекция речевых нарушений. Постановка речи у неговорящих детей / М.А. Полякова. - М.: Дмитриева Т., 2021. - 192 c.
18. Сорокина, Н. А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Дом, семья / Н.А. Сорокина. - М.: Владос, 2021. - 983 c.
19. Сорокина, Н. А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Животные, птицы, насекомые, рыбы / Н.А. Сорокина. - М.: Владос, 2019. - 863 c.
20. Сорокина, Н. А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Звукоподражание, транспорт, счет, буквы / Н.А. Сорокина. - М.: Владос, 2020. - 952 c.
21. Сорокина, Н. А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Цветы. Ягоды. Деревья. Грибы. Пособие для логопеда / Н.А. Сорокина. - М.: Владос, 2020. - 292 c.
22. Сорокина, Н.А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Времена года. Пособие для логопеда / Н.А. Сорокина. - М.: Владос, 2021. - 944 c.
23. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. - М.: Владос, 2021. - 922 c.
24. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О.С. Ушакова. - М.: Сфера, 2020. - 231 c.
25. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Гриф МО РФ / О.С. Ушакова. - М.: Владос, 2022. - 128 c.