Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В период школьного возраста происходит интенсивное формирование физических качеств, улучшение двигательных навыков и развитие функциональных возможностей организма. Регулярные занятия физическими упражнениями на уроках физической культуры в школе целенаправленно и эффективно воздействуют на эти аспекты.
В этом возрасте особенно важно развитие скоростных и силовых качеств, так как именно в этот период формируются основы будущих функциональных возможностей организма.
Исследования, проведенные учеными, такими как: Н.Н. Гончаров, Р.Е. Мотылянская, В.С. Фарфель, А. Хунольд, B.П. Филин, В.С. Топчиян и другие, подтверждают, что важно начинать развитие скоростно-силовых качеств с раннего подросткового возраста. Уровень развития скоростно-силовых качеств у школьников имеет большое значение для дальнейшей подготовки к профессиональным занятиям, требующим высокой физической подготовки, а также для достижения спортивных результатов.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что организм находится в стадии формирования в школьном возрасте, и воздействие физических упражнений может проявляться более заметно как положительно, так и отрицательно. Поэтому правильное планирование и проведение учебно-тренировочного процесса требует учета возрастных особенностей формирования организма детей. В этом контексте физическая подготовка и развитие физических качеств играют ключевую роль в комплексной подготовке детей школьного возраста.
Объект исследования: учащиеся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: скоростно-силовые способности учащихся среднего школьного возраста.
Цель исследования: изучить особенности формирования скоростно-силовых качеств учащихся среднего школьного возраста на занятиях физической культурой в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. проанализировать теоретическую и методическую литературу по данной теме;
2. выявить средства и методы развития скоростно-силовых способностей учащихся среднего школьного возраста;
3. определить особенности развития скоростно-силовых способностей учащихся среднего школьного возраста;
4. разработать комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств у учащихся среднего школьного возраста с использованием метода круговой тренировки.
Методы исследования:
1. анализ научно-методической литературы по теме исследования;
2. тестирование;
3. педагогическое наблюдение;
4. педагогический эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ
1.1 Определение скоростно-силовых качеств
В настоящее время сохраняется заинтересованность в развитии скоростно-силовых качеств. Взаимодействие между скоростью и силой мышечного сокращения тесно связано и определяет результат движения. Важно понимать, что развитие силы мышц и их скорости представляет собой процесс формирования силовых и скоростных качеств. У каждого человека индивидуально развиты двигательные способности. Широко известно, что в основе развития всех физических качеств лежат врожденные (генетические) анатомо-физиологические факторы, которые могут эффективно развиваться в результате целенаправленной двигательной активности [8].
Согласно работам авторов В.М. Зациорского [15], Л.П. Матвеева [19], Ж. К. Холодова, B.C. Кузнецова [31], Ю.Ф. Курамшина [17] и других, скоростно-силовые качества в теории физической подготовки определяются как способность осуществлять двигательные действия с значительными усилиями в короткие временные интервалы. Некоторые авторы описывают скоростно-силовые качества как «взрывную силу» (Ю.В. Верхошанский).
Однако большинство научных трудов, включая работы Л.П. Матвеева, указывают, что «взрывная сила» - представляет собой способность проявлять возможно большую внешне проявляемую силу в возможно меньшее время в ходе движения и является одним из аспектов скоростно-силовых способностей [7, 16].
Любые движения, выполняемые человеком, представляют собой координированный результат взаимодействия центральной нервной системы и периферических компонентов опорно-двигательного аппарата. Благодаря сокращению мышц, человеческое тело перемещается в пространстве и времени. Сила, приложенная к телу, влияет на скорость и характер движения.
В физике сила трактуется как воздействие одного материального объекта на другой. По определению В.М. Зациорского, сила означает способность человека преодолевать внешние сопротивления или противодействовать им с помощью мышечных сокращений [15].
Проявление силы при выполнении физических упражнений зависит от множества факторов, включая уровень развития опорно-двигательного аппарата, функционирование центральной нервной системы, физиологические характеристики и реакции мышц, а также техническое мастерство занимающегося. Кроме того, важную роль играют волевые усилия, поскольку максимальные мышечные сокращения происходят при максимальной воле. Исследования показывают, что мышцы проявляют силу как при постоянной длине (изометрический режим), так и при сокращении (концентрический режим), а также при удлинении мышечных волокон (эксцентрический режим) [2; 10; 25].
На данный момент часто используется выражение «силовые способности» вместо термина «сила», что является более точным. Под силовыми способностями подразумеваются три вида проявлений силы: силовые, силовая выносливость и скоростно-силовые. Силовые способности проявляются в медленных и статических движениях с использованием субмаксимальных и максимальных нагрузок [5].
Также в научно-методической литературе используются термины «абсолютная сила» и «относительная сила». Эти понятия применяются для оценки уровня усилия, проявляемого в различных физических упражнениях, а также для сравнения силы между упражняющимися. Абсолютная сила отражает максимальное мышечное сокращение при выполнении динамических или статических упражнений. Относительная сила представляет собой результат силы, выраженной в процентах от массы тела занимающегося [5].
Скоростные способности подразумевают способность проявлять движения за минимально короткий промежуток времени. Быстрота движений может проявляться в различных формах, присущих спортсменам. Известно, что между быстротой и силой существует обратно пропорциональная связь.
В различных физических упражнениях эта связь проявляется в большей степени либо через силу, либо через скорость. Например, при метании копья преобладает скорость, а при подъеме штанги преобладает сила.
Скоростно-силовые качества определяются способностью занимающегося проявлять максимальные или близкие к максимальным усилия за кратчайший возможный промежуток времени при сохранении оптимальной техники выполнения движения. Для выражения скоростно-силовых качеств необходимо демонстрировать не только силу, но и значительную скорость движений [9].
В работах отечественных авторов скоростно-силовые качества трактуются по-разному: например, В.М. Зациорский и Д.Д. Донской выделяют динамические качества, проявляющиеся в быстрых исполнительных движениях [15]. Амортизационные качества проявляются в уступающих движениях. Л.П. Матвеев предлагает различать скоростные и силовые характеристики движений, выделяя «взрывную силу» как способность проявить большую силу за минимально короткое время [19]. А.А. Гужаловский и A.M. Максименко выделяют стартовую способность, т.е. способность к резкому усилию в начальный момент [7].
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов выделяют быструю и взрывную силу, разделяя последнюю на стартовую и ускоряющую [31]. Зарубежные исследователи отмечают, что скоростно-силовые способности следует рассматривать как «мощность» (Дж. Адфорд, P.M. Энока, Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костил и др.), делая акцент на силе, при этом скорость играет второстепенную роль.
Авторы, такие как: Л.П. Матвеев [19] и Ю.Ф. Курамшин [17], описывают взрывную силу как характеризующуюся «градиентом силы» или «скоростно-силовым индексом». Они определяют взрывную силу как отношение предельной силовой мощности, проявленной в конкретном упражнении, к моменту времени достижения данного максимума.
1.2 Методы развития скоростно-силовых качеств
В области развития скоростно-силовых качеств существуют методы, направленные на увеличение силы, скорости и их сочетание.
Метод повторных усилий предполагает выполнение физического упражнения от восьми до двенадцати раз, причем последние повторения выполняются с максимальным усилием. Этот метод является основным для развития силовых характеристик и широко используется в тренировочном процессе различных видов спорта. Однако при использовании метода повторных усилий для развития скоростно-силовых качеств необходимо учитывать, что это может привести к значительному увеличению мышечной массы, что в свою очередь может негативно сказаться на быстрых движениях, таких как различные виды прыжков.
Также, чрезмерное использование метода повторных усилий с большим объемом двигательных действий может негативно сказаться на скоростно-силовых характеристиках [11]. Метод максимальных усилий, рекомендуемый Н.Г. Озолиным и другими, включает использование таких отягощений, при которых выполнение движения возможно только один или два раза. Достаточные интервалы отдыха необходимы для восстановления энергетических ресурсов, необходимых для выполнения данных движений.
Объем физических упражнений должен быть подобран с учетом уровня подготовленности спортсмена и не должен вызывать чрезмерного утомления.
Метод максимальных усилий эффективно воздействует на повышение уровня максимальной силы по сравнению с методом повторных усилий, где выполняется большее количество повторений. Однако стоит помнить, что его следует применять только при определенном уровне физической подготовленности. Учитывая, что этот метод рекомендуется для подготовленных атлетов, всё же желательно использовать его после менее интенсивных методов.
Здесь важно отметить, что при выполнении физических упражнений, требующих максимальных сокращений мышц, активируются высокопороговые двигательные единицы (мотонейроны), которые не включаются при выполнении упражнений с непредельными усилиями.
Другими словами, тренировки с непредельными весами не способствуют эффективному увеличению силовых характеристик. Из этого физиологического положения следует обоснование использования метода максимальных усилий начиная с юношеского возраста [15].
Как отмечает Ю.В. Верхошанский, выполнение максимальных сокращений оказывает высокий тонизирующий эффект, поэтому в небольших объемах тренировок данный метод может быть использован в периоде соревновательной подготовки. Что касается его применения в процессе физического воспитания в общеобразовательных школах, то следует использовать этот метод эпизодически из-за невысокой физической подготовленности учащихся, при этом строго соблюдая меры безопасности и индивидуальный подбор веса отягощений [6].
Что касается применения метода динамических усилий для школьников, он основан на использовании весов и сопротивлений, которые не достигают предельного уровня (до тридцати процентов от максимального), при максимально возможной скорости выполнения движения. Этот метод имеет невысокую эффективность в увеличении максимальной силы, однако оптимален для повышения скоростно-силовых характеристик и широко используется в различных упражнениях [20].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникина, Т. А. Избранные главы по возрастной физиологии: учеб. пособие / Т. А. Аникина, Л. Г. Ковтун и др. - Казань: Казанский государственный педагогический институт, 1992. - 187 с. 2.
2. Антипов, А. В. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 12-14 летних обучающихся в период полового созревания: специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Антипов Александр Викторович. - Москва, 2012. - 22 с.
3. Борисенко Г. Используя соревновательный и игровой методы / Г. Борисенко, Р. Хусанов // Физическая культура в школе. - 1990. - № 5. - С. 28 - 29.
4. Веркеева, Л. В. Применение игрового метода на уроках физической культуры / Л.В. Веркеева // Вестник Академии знаний. - 2015. - № 12 (1). - С. 74-82.
5. Вертель, А. В. Скоростно-силовые способности спортсменовволейболистов и методика их развития на начальном этапе обучения / А. В. Вертель // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2005. - № 8. - С. 3-14.
6. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. - Москва: Советский спорт, 2013. - 216 с.: ил.
7. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных способностей у детей / А. А. Гужаловский. - Минск: Полымя, 1978. - 222 с.
8. Глазырина, Л. Д. Физическая культура - дошкольникам: Старший возраст: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина. - Москва: ВЛАДОС. - 2001. - 264 с.
9. Данько, Ю. И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности / Ю.И. Данько // Детская спортивная медицина. - Москва: Медицина, 2010. - С. 12-15.
10. Еркомайшвили, И. В. Основы теории физической культуры: курс лекций / И.В. Еркомайшвили. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ, 2004 2014. - 192 с.
11. Ильиных, Д. В. Использование метода «Круговой тренировки» на методико-практических занятиях в вузе / Д. В. Ильиных, О. И. Головин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. № 10-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metodakrugovoy-trenirovki-na-metodiko-prakticheskih-zanyatiyah-v-vuze.
12. Начинская, С. В. Спортивная метрология: учебное пособие для вузов / С. В. Начинская. - Москва: Академия, 2012. - 240 с.
13. Начинская, С. В. Спортивная метрология: учебное пособие для вузов / С. В. Начинская. - Москва: Академия, 2005. - 252 с.
14. Панина, И. В. Применение метода круговой тренировки в условиях учебно-тренировочных занятий со студентами высших учебных заведений / И. В. Панина, Е. Н. Курганова // Наука-2020. - 2016. - № 5 (11). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metodakrugovoy-trenirovki-v.
15. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - 3-е изд. - Москва: Советский спорт, 2009 (Вологда: Полиграфист). - 199 с.: ил.
16. Качаев, С. В. Особенности применения специальных упражнений в скоростно-силовой подготовке юных легкоатлетов: специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»: диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Качаев Сергей Викторович. - Москва, 1981. - 238 с.: ил.
17. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физического воспитания: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 3-изд, стереотип. - Москва: Советский спорт, 2007. - 464 с.
18. Лях, В.И. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А. А. Зданевич. - Москва: Просвещение, 2012. - 171 с.
19. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с.
20. Попов, В. Б. Как развивать быстроту движения / В. Б. Попов // Легкая атлетика. - 2000. - № 4. - С. 29.
21. Прокудин, К. Б. Скоростно-силовые способности школьников с разным уровнем двигательной активности и способы их совершенствования / К. Б. Прокудин, Г. В. Кузнецов // в сборнике: Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире Материалы XIII международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся / ответственный редактор: Б.Ф. Прокудин. - 2003. - С. 197-200.
22. Проскуров, Е. М. Индивидуализация нагрузки при развитии скоростносиловых способностей юношей 16-17 лет / Е. М. Проскуров, О.И. Камаев // Слобожанський науково-спортивний вісник. - 2011. - № 4 (28). - С. 102-107.
23. Ретюнских, Л. Ф. Сравнительный анализ динамики и закономерностей развития скоростно-силовых способностей детей старшего школьного возраста / Л. Ф. Ретюнских., В. А. Кашкаров., Е.А. Чеснокова // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 3. - С. 54-57.
24. Сбитнева, О. А. Целесообразное использование метода круговой тренировки в спортивной практике / О. А. Сбитнева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №10-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tselesoobraznoe-ispolzovanie-metodakrugovoy.
25. Сим, И. А. Развитие скоростно-силовых способностей у учащихся / И. А. Сим, Н. В. Ковалева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. - 2014. - № 1. - С. 91-96.
26. Сюрвасева, Е. Н. Особенности скоростно-силовой подготовки детей младшего школьного возраста / Е. Н. Сюрвасева // IN SITU. - 2016. - № 1-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-skorostnosilovoy-podgotovki detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta.
27. Спортивная физиология: учебник для институтов физической культуры / под ред. Я. М. Коца. - Москва: Физкультура и спорт, 1998. - 200 с.
28. Титулов, Р. В. Комплексное развитие и контроль скоростно-силовых способностей у юношей-учащихся средних специальных учебных заведений: специальность 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»: диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Титулов Радж Викторович. - Майкоп, 2009. - 157 с.
29. Титулов, Р. В. Тесты для контроля скоростно-силовых способностей / В. В. Дорошенко., Н. М. Мартыненко // Сборник научных трудов SWorld. - 2013. - Т. 40. - № 1. - С. 56-61.
30. Фомин, Н. А. Возрастные основы физического воспитания / Н. А. Фомин, В.П. Филин. - Москва: Физическая культура и спорт, 2008. - 421 с.
31. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 11-е изд., стер. - Москва: Академия, 2013. - 480 с.
32. Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов педагогических институтов / А. Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - Москва: Просвещение, 1990. - 319 с.: ил.