Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется тем, что прибыль как основной фи-нансовый результат в условиях рыночных отношений – самый важный по-казатель деятельности коммерческой организации. Как раз она представ-ляет экономический эффект основной деятельности современной организа-ции, а вместе с тем является стимулом всех видов ее деятельности. Повы-шение прибыли на систематической основе - основная цель коммерческой организации.
Исследование рентабельности современного предприятия позволяет раскрыть огромное количество тенденций развития, оно призвано указать начальству компании пути эффективного формирования, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а, кроме того, обнаруживает уве-личение дохода, что, в конечном счете, позволяет компании более успешно осуществлять свою деятельность.
Выше изложенное в целом на теоретико-методологическом уровне определило проблему настоящего исследования: выявление направлений улучшения прибыли и рентабельности коммерческой организации.
Цель исследования – определить рекомендации по увеличению при-были и рентабельности современной организации.
Задачи исследования:
- представить понятие и формирование прибыли организации;
- рассмотреть основы анализа прибыли организации;
- представить краткую характеристику организации;
- оценить показатели прибыли организации;
- определить направления повышения прибыли организации по ре-зультатам анализа.
Объект исследования – ООО «Компания Эскимос».
Предмет исследования – формирование прибыли как основного фи-нансового результата организации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и формирование прибыли организации
Финансовый результат представляет собой экономический итог хо-зяйственной деятельности современной организации, представленный в форме полученной суммы прибыли (либо убытка). Прибыль - важнейшая категория современной экономики. В реальности прибыль - основная цель функционирования любой коммерческой организации. Это связано с тем, что в качестве целевой функции коммерческой организации в условиях рыночных отношений выступает максимизация получаемой прибыли [16, с.118].
Прибылью обеспечивается определенный уровень конкурентоспо-собности коммерческой организации. Прибыль - важнейший защитный механизм, который предохраняет современную организацию от угрозы стать банкротом. Посредством накопленной прибыли коммерческая орга-низация может быстрым образом повысить долю своих высоколиквидных активов, то есть восстановить уровень платежеспособности, образовать ре-зервы.
В ст. 247 НК РФ от 05.08.2000 №117-ФЗ сказано, что в качестве объекта налогообложения по налогу на прибыль коммерческих организаций признаю сумму прибыли, которая была получена налогоплательщиком, а прибылью являются [1]:
- для российских организаций, которые не являются участника-ми консолидированной группы налогоплательщиков, - суммы полученных доходов, которые уменьшены на сумму произведенных расходов;
- для иностранных организаций, которыми осуществляется дея-тельность в РФ посредством постоянных представительств, - полученные посредством данных постоянных представительств суммы доходов, кото-рые снижены на величину произведенных указанными постоянными пред-ставительствами расходов;
- для иного рода иностранных организаций – суммы доходов, которые получены от источников в РФ. Доходы указанных налогопла-тельщиков определяют по ст. 309 НК РФ;
- для организаций - участников консолидированной группы налогоплательщиков - величина совокупной прибыли участников консо-лидированной группы налогоплательщиков, которая приходится на ука-занного участника и рассчитывается в порядке, определенном п. 1 ст. 278.1 и п. 6 ст. 288 НК РФ.
К. Марксом утверждалось, что прибыль является не только «пре-вращенной формой прибавочной стоимости», но вместе с тем и реализо-ванной прибавочной стоимости, которой пройдены не только стадия про-изводства, но и стадия обращения [8, с.211].
Отечественным ученым В.В. Ковалевым в собственных работах указывается, что согласно экономическому подходу, прибыль - прирост капитала собственников организации [4, с.512].
В курсе микроэкономики сказано, что прибыль - разница между суммой совокупной выручки организации и совокупных затрат, разница между доходами и расходами [17, с.428].
Таким образом, можно утверждать, что прибыль – основная цель деятельности коммерческой организации, разница между доходами и рас-ходами.
Выделяют такие виды прибыли.
Валовая прибыль отражает конечный финансовый результат деятельности коммерческой организации и сумму прибыли от продажи товаров (работ, услуг), имущества и сальдо доходов и расходов от прочей ее деятельности [9, с.89].
Прибыль от продаж является разностью между суммой валового дохода за минусом сумм обязательных платежей и затрат на сбыт за определенный временной период [10, с.76]. Прибыль до налогообложения – прибыль от продаж, которая скорректирована на прочие доходы и расходы коммерческой организации. Чистая прибыль - под ней понимается часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении коммерческой организации после уплаты всех налогов в бюджет.
Механизм формирования и распределения финансовых результатов деятельности коммерческой организации может быть представлен так. На первом этапе коммерческая организация получает сумму общей выручки за проданную продукцию (товары, работы, услуги), после чего рассчиты-вают разницу между данной суммой выручки и постоянных платежей, ко-торые представляют собой часть фиксированных (переменных) ее издер-жек (НДС, акцизы).
Результат, полученный на основании данного расчета, называется «Выручкой-нетто». На втором этапе происходит формирование суммы ва-ловой прибыли, при расчете которой учитываются постоянные издержки предприятия. Таким образом, из суммы выручки-нетто вычитаются затра-ты на производство определенной продукции, то есть сумма ее себестои-мости.
На третьем этапе происходит формирование величины прибыли от продаж. Ее определяют как разность между суммой валовой прибыли и всех операционных расходов коммерческой организации (затрат на ре-кламу, оплату труда управленческого персонала, непредвиденных расхо-дов).
На четвертом этапе определяют сальдо прочих доходов и расходов коммерческой организации, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Исходя из этого, к прибыли от продаж прибавляется положительное или отрицательное число, которое характеризует сальдо прочих доходов и расходов. Таким образом происходит формирование прибыли до налогообложения коммерческой организации. Наконец, на последнем этапе, происходит определение величины чистой прибыли. Для этого, к полученной ранее прибыли до налогообложения прибавляют суммы налоговых активов и вычитают из нее суммы имеющихся налого-вых обязательств.
Полученный показатель чистой прибыли характеризует конечный финансовый результат деятельности коммерческой организации за опре-деленный период [3, с.156].
Прибылью выполняются функции (рис. 1).
Рисунок 1 - Функции прибыли [13, с.81]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 17ФЗ (ред. от 25.12.2023 г.) // Консультант Плюс: справоч-но-правовая система [Офиц. сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обраще-ния: 01.02.2024).
2. Адамайтис, Л.А. Обоснование управленческих решений на ос-нове анализа финансовых результатов организации / Л.А. Адамайтис, О.В. Махлачева, И.М. Адамайтис // Вектор экономики. – 2023. - №6. – С.84-86.
3. Герасимова, Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельно-сти предприятия: учебное пособие / Е.Б. Герасимова, М.В. Мельник. – Москва: Инфра-М, 2019. – 208с. - ISBN 978-5-534-16071-0. - Текст : непо-средственный.
4. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика / В.В. Ковалев. – Москва: Проспект, 2022. – 1104с. - ISBN 978-5-3720-1398-2. - Текст : непосредственный.
5. Костяшина, К.А. Увеличение прибыли как важный фактор раз-вития предприятия / К.А. Костяшина // Научно-образовательный потенци-ал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. – 2022. - №18. – С.32-34.
6. Курбанова, З.Р. Концепции анализа финансовых результатов деятельности организации в современной экономике / З.Р. Курбанова, Б.М. Исакадиева, Х.Х. Микаилова // Экономика и социум. – 2023. - №2. – С.737-741.
7. Маныч, А.А. Направления увеличения прибыли, как обеспече-ние экономической безопасности организации / А.А. Маныч // Студенче-ский вестник. – 2021. - №26-2. – С.7-9.
8. Маркс, К. Капитал / К. Маркс. - М.: АСТ, 2022. - 544с. - ISBN 978-5-17-113711-3. - Текст : непосредственный.
9. Мочаева Т.В. Экономика организации и менеджмент / Т.В. Мо-чаева. – Москва: Инфра-Инженерия, 2022. – 112с. - 1104с. - ISBN 978-5-9729-0998-8. - Текст : непосредственный.
10. Отварухина, Н.С. Экономика организаций в схемах и таблицах / Н.С. Отварухина, М.С. Клименкова, Ю.Ю. Отварухина. – М.: Проспект, 2023. – 96с. - ISBN 978-5-392-32712-6. - Текст : непосредственный.
11. Савран, В.В. Анализ состава, структуры и динамики прибыли организации / В.В. Савран // Научный электронный журнал Меридиан. – 2021. - №5. – С.249-251.
12. Сисеналиев, Д.Е. Анализ прибыли / Д.Е. Сисеналиев // Студен-ческий вестник. – 2021. - №32-2. – С.32-33.
13. Тебенькова, В.А. Понятие и сущность прибыли предприятия / В.А. Тебенькова // Научный альманах. – 2021. - №12-1. – С.80-82.
14. Тен, Е.Э. Повышение прибыли и рентабельности предприятия / Е.Э. Тен, О.А. Минаева // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике: Сборник материалов XXII ежегодного открытого конкурса научно-исследовательских работ «Золотой росток». – Волго-град: ВГТУ, 2022. – С.92-94.
15. Чернышева, Ю.Г. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации): Учебник / Ю.Г. Чернышева. – М.: Инфра-М, 2021. – 421с. - ISBN 978-5-16-105596-0. - Текст : непосредственный.
16. Чумакова, Е.А. К вопросу о прибыли в финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Е.А. Чумакова, Э.В. Хубуа // Парадигмы управления, экономики и права. – 2021. - №2. – С.118-128.
17. Экономическая теория. Микроэкономика -1. 2 / под общ. ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Дашков и К, 2021. – 934с. - ISBN 978-5-394-04908-8. - Текст : непосредственный.
18. Ястребова, М.А. Актуальность вопросов повышения прибыли предприятия / М.А. Ястребова // Валютное регулирование. Валютный кон-троль. – 2022. - №12. – С.59-65.