Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. С переходом современной образовательной среды на ФГОС в системе образования Российской Федерации происходят существенные изменения. Дошкольное образование вошло в систему общего образования. В системе общего образовании выделены позиции медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи обучающимся и в образовательных программах закреплено инклюзивное образование.
Образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья посвящена отдельная статья закона, согласно которой содержание и условия специального образования определяются адаптированной образовательной программой. Адаптированная образовательная программа специально предназначена, то есть, адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Программа учитывает особенности психофизического развития детей и их индивидуальных возможностей. Согласно требованиям ФГОС образовательные организации должны не только реализовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам.
На основе программ федерального уровня в образовательной организации разрабатывается собственная образовательная программа, которая учитывает все особенности конкретной образовательной организации.
Вопросы разработки адаптированных образовательных программ рассматривали в своих работах А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк, А.Б. Кузьмина и др. Сегодня разработано достаточно большое количество программно-планирующей документации для реализации учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ, но тем не менее, не достаточно методической литературы для данной образовательной области. Все те методические указания и рекомендации, которые сегодня существуют, носят универсальный характер для детей с ОВЗ в целом. Это ограничивает возможности их использования при проектировании дидактических и оценочных средств для конкретной категории лиц.
Особую категорию детей с ограниченными возможностями здоровья представляют дети с ранним детским аутизмом (РДА). По данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1 ребенок из 160 детей в мире страдает этим расстройством.
Аутизм - тяжелое психическое расстройство и крайняя форма самоизоляции. Выражается это в уходе от контактов с действительностью и бедностью выражения эмоций. Аутистам свойственно неадекватное реагирование на действительность. Тем не менее, необходимо создание специальных условий для сопровождения детей - аутистов. Долгое время в образовании детей делили на обычных и инвалидов. У детей-инвалидов практически не было возможности получать образование или реализовывать, какие-либо свои возможности.
Жизнь показала, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Сегодня есть потребность в том, чтобы создавалось специально организованное сопровождение и специальные условия для детей с особенными запросами и потребностями. Для детей с РДА разрабатывают соответствующие образовательные программы, методические материалы и игровые дидактические средства для успешной коррекционной работы с детьми.
Цель работы: Изучить и обосновать необходимость применения дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с ранним детским аутизмом.
Объект исследования: процесс развития дошкольника с синдромом раннего детского аутизма.
Предмет исследования: дидактические игры в коррекционной работе с дошкольниками с ранним детским аутизмом.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность применения дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с ранним детским аутизмом повысится, если создаются соответствующие педагогические условия и учитывается своеобразие процесса социализации детей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ понятия ранний детский аутизм у дошкольников.
2. Изучить особенности применения дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с ранним детским аутизмом.
3. Подобрать методики и провести диагностику раннего аутизма у дошкольников.
4. Описать организационно-педагогические условия применения дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с ранним детским аутизмом.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами, работающими с детьми с ранним детским аутизмом рассмотренных в работе методических и дидактических средств в виде игр. Материалы могут быть полезны студентам, изучающим основы коррекционной педагогики.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, диагностика, наблюдение, беседа, анкетирование.
База исследования: ДОУ, общеразвивающая группа, 2 ребёнка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
1.1. Анализ понятия ранний детский аутизм у детей дошкольного возраста
В современной социальной и образовательной среде забота о реализации прав детей на полноценное и свободное развитие является неотъемлемой частью деятельности любой образовательной организации. По отношению к детям - аутистам это тоже актуально. Расстройства аутистического спектра – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций субъекта.
При раннем детском аутизме присутствуют своеобразные эмоционально-поведенческие, интеллектуальные и речевые расстройства. В большинстве случаев, это приводит человека к значительной социальной дезадаптации [Аршатская, 2005, с.46]. Такое расстройство возникает вследствие нарушения развития головного мозга. Детский аутизм характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения. Это, в то же время, ограниченные интересы и постоянно повторяющиеся действия. Сегодня тенденция такова, что дети здоровые и дети с ограниченными возможностями
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, Д.И. Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг - терапии / И. Д. Антонова // Дефектология. – № 2. –– 2007. – С. 56 – 58.
2. Аршатская, О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме / О.С. Аршатская // Дефектология. – № 2. –– 2005. – С. 46 – 56.
3. Алехина, С.В. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов
сопровождения основной школы / С.В. Алёхина., Н.Я. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 80 с.
4. Алехина, С.В. Особые образовательные потребности как категория
инклюзивного образования / С.В. Алёхина. - Российский научный журнал, 2013 - No 5 (36). - С. 132-139.
5. Бардышевская, М.К. Аутоагрессия у детей с психической депривацией и аутизмом / М.К. Бардышевская // Тюменский Медицинский Журнал. Научно-практический журнал, 2013 - Т. 15, No 3. - С. 19-20.
6. Виневская, А.В. Аутизм, его корни и коррекционные методы на основе системно-векторной методики Юрия Бурлана / А.В. Виневская, В.Б. Очирова // Современные исследования социальных проблем, 2015 - № 3. - С.12-23.
7. Гилберт, К. Аутизм. Коррекционная педагогика (медицинское и педагогическое воздействие) / К. Гилберт, Т. Питерс. – М.: Владос, 2005. – 144 с.
8. Костин, И.А. Усложнение картины мира - направление психологической помощи аутичным детям / И.А. Костин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – № 3. – 2017. – С. 25 – 28.
9. Коррекция аутизма: современные методы и программы реабилитации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.yburlan.ru/biblioteka/korrekcija-autizma-sovremennye-metody-i-programmy-reabilitacii, свободный. (Дата обращения: 01.02.24).
10. Картотека дидактических игр для детей с РДА [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/04/03/kartoteka-didakticheskih-igr-dlya-detey-s-rda, свободный. - (Дата обращения: 10.03.2024).
11. Начальный этап коррекционной работы с аутичным ребенком:
знакомство, установление контакта / Аутизм и нарушения развития.
2004.- No3.- 336 с.
12. Никольская, О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма / О.С. Никольская. - М.: Центр лечебной педагогики, 2000. - 112 с.
13. Никольская, О.С. Дети и подростки с
аутизмом. Психологическое сопровождение / О.С. Никольская. - Серия «Особый ребенок». М.: Теревинф. - 2015. - 220 с.
14. Никольская, О.С. Об аутизме / О.С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг // Школьный психолог: прил. к газете «Первое сент.». – № 14. – 2004. – С. 3 – 4.
15. Организация психокоррекционных занятий с детьми с ранним детским аутизмом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /https://vprosvet.ru/biblioteka/organizatsiya-psihokorrektsionnyih-zanyatiy-s-detmi-s-rannim-detskim-autizmom/, свободный. - (Дата обращения: 01.02.24).
16. Патрик, С. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми / С. Патрик // Теревинф, – М.: 2006. – 32 с.
17. Психокоррекционная работа с аутичными детьми [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://infourok.ru/psihokorrekcionnaya-rabota-s-autichnimi-detmi-2035849.html, свободный. - (Дата обращения: 01.02.24).
18. Ранний детский аутизм и основные методы его коррекции [Электронный ресурс] . – Режим доступа:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/03/01/ranniy-detskiy-autizm-i-osnovnye-metody-ego-korrektsii, свободный. - (Дата обращения: 01.02.24).
19. Современные методы диагностики и коррекции заболевания Детский аутизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/sovremennyie_metodyi_diagnostiki_i_korrekczii_zabolevaniya_detskij_autizm/, свободный. - (Дата обращения: 01.02.24).
20. Черняева, Т.И. Социальная реабилитация «нетипичных» детей / Т. И. Черняева // Социол. исслед. – № 6. – 2005. – С. 85 – 90.
21. Шоплер, Э. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей / Э. Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватерс – М. 2006. – 35 с.
22. Шпицберг, И.Л. Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра / И.Л. Шпицберг // Аутизм и нарушения развития. – 2013. - №2. - С. 33-45.
23. Яковлева, Г.В. Проектирование адаптированных образовательных
программ для детей дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья / Г.В. Яковлева // Проблемы инклюзивного образования с учетом реализации. - 2016. - С. 31-38.
24. Якупова, А.Ф. Проектирование адаптированной образовательной
программы для с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной
образовательной организации: методические рекомендации / А.Ф.
Якупова, Т.А. Евсюкова, В.В. Чиж. // под редакцией С.В. Соловьевой -
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». - 2016. – 200 с.
25. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта,
способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия [Текст]/ Е.А. Янушко.- М.: Теревинф, 2014.- 238 с.