Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном информационном обществе, где объем и доступность знаний постоянно растут, развитие информационных умений у младших школьников становится ключевым аспектом образования. Структурирование этого процесса требует поиска инновационных методов, способствующих эффективному усвоению и применению информации. Одним из таких методов является метод проблемного изложения материала.
Актуальность исследования заключается в необходимости эффективного развития информационных умений у младших школьников в контексте современных образовательных требований и вызовов информационного общества. В условиях быстрого развития технологий и доступности информации дети сталкиваются с огромным объемом данных, что требует у них специальных навыков поиска, анализа и использования информации.
Метод проблемного изложения материала представляет собой перспективный подход к обучению, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, стимулирует их самостоятельность, критическое мышление и умение работать с информацией. Однако несмотря на потенциальные преимущества этого метода, его эффективность в развитии информационных умений младших школьников требует дальнейшего изучения и систематизации [3, с. 7].
Идея проблемного обучения не является новинкой. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. В 20 веке идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. Значительный вклад в раскрытие проблемы проблемного обучения внесли: Бабанский Ю.К., Гальперин, П.Я., Матюшкин, А.М., Махмутов, И.М., Менчинская, Н.А.
Процесс формирования информационных умений школьника затрагивался в работах В.А. Витухновской, Н.И. Колковой, Г.А. Стародубовой.
Исследование данной темы позволит выявить особенности и эффективность применения метода проблемного изложения материала в процессе обучения младших школьников и определить возможные стратегии и методики его внедрения в учебный процесс. Результаты исследования могут быть полезны для педагогов начальных классов, а также специалистов в области образования при разработке и модернизации образовательных программ и методических материалов. Таким образом, данное исследование имеет практическую значимость и важно для совершенствования образовательного процесса в начальной школе [6, с. 15].
Объект исследования – процесс развития информационных умений младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия использования метода проблемного изложения материала для развития информационных умений младших школьников.
Гипотеза исследования: заключается в том, что у учеников начальной школы развитие мыслительных способностей будет тем эффективней, чем будут выполнятся следующие действия:
• на занятиях используются проблемные задания;
• ученики начальной школе вовлечены активно разрешать проблемные ситуации;
• учитель и ученики совместно погружены творчески выполнять учебные задачи.
Цель данной курсовой работы состоит в изучении метода проблемного изложения материала как средства развития информационных умений младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1. Определить понятие «информационные умения младших школьников»;
2. Изучить проблему развития информационных умений у младших школьников;
3. Рассмотреть метод проблемного изложения материала как способ развития информационных умений младших школьников;
4. Выявить сущность «проблемного изложения материала»;
5. Исследовать методы педагогической диагностики информационных умений младших школьников;
6. Проанализировать диагностические методики по определению уровня информационных умений младших школьников;
7. Дать рекомендации по развитию информационных умений младших школьников посредством проблемного изложения материала.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по теме использования проблемного метода изложения и проблеме развития информационных умений у младших школьников. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и 7 параграфов, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемного изложения материала как средство развития информационных умений младших школьников
1.1. Понятие «информационные умения младших школьников»
В современном обществе постоянно увеличивается объем информации и скорость ее потоков. В связи с этим, особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, поиском, обработкой и передачей информации.
Изменения в современном обществе, повлекли за собой изменения и в сфере образования. Одним из самых важных умений учащихся сегодня, становиться умение работать с информацией. Это требование времени, требование возникшего нового информационного общества.
Умение школьника работать с информацией, рассматривается в новом ФГОС, как универсальное учебное действие, и представляется, как общеучебное умение [22, с. 12].
При традиционном подходе к обучению, учащиеся получали готовые знания, которые, в лучшем случае, они воспроизводили. Уровень самостоятельности и активности учащихся, в учебном процессе, был достаточно низкий.
Задача современной школы заключается в том, чтобы создать такие условия, которые помогут научить детей учиться. Знания, должны быть самостоятельно добыты ребенком. Именно самостоятельно полученные знания способны вызвать у ребенка живой интерес к процессу обучения, легче и прочнее усваиваются.
Во ФГОС второго поколения, информационные умения младших школьников определены как готовность и способность ученика к самостоятельной информационной деятельности [14, с. 76].
Информационные умения – это умения принятия, поиска, переработки и использования информации.
То есть информационные умения младших школьников относятся к навыкам и компетенциям, которые помогают детям осваивать информацию, обрабатывать её и использовать в учебных и повседневных целях. В контексте современного образования и развития технологий, информационные умения становятся всё более важными, поскольку дети уже с раннего возраста сталкиваются с огромным объёмом информации из различных источников.
Выделим следующие этапы работы с информацией:
1. Этап принятия задачи. На этапе принятия задачи у учащегося формируется умение осознать, вычленить, сформировать информационный запрос, умение выбрать источник информации, и оценить адекватность источника информации сформулированному вопросу.
2. Этап поиска информации. Поиск информации – это извлечение хранимой где-либо информации. Умение эффективно работать с любыми доступными источниками информации: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.
3. Этап обработки информации. Формируются умения отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования информации).
4. Хранение информации. Младший школьник хранит информацию, в основном, в памяти. Крайне редко – в записях. Качество хранения учебной информации у младшего школьника зависит от средств ее кодирования. У ученика должно развиваться умение осознано эффективно использовать особенности своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.
5. Передача информации. Умение обмениваться информацией, то есть умение общаться, становится одним из главных умений человека в современном мире. Передача информации – это умение сообщить какие-либо сведения, то есть умение передать информацию таким образом, в такой форме, чтобы тот, кому она передается, без труда ее принял.
6. Этические аспекты. Понимание этических принципов при использовании информации, включая цитирование и правила авторского права, а также осознание вопросов приватности и безопасности в онлайн-среде.
Развитие информационных умений с раннего возраста помогает детям стать более самостоятельными, критически мыслящими и успешными в учёбе и будущей жизни [18, с. 34].
Делая выводы из вышесказанного, можно выйти на следующее понятие «информационной культуры». Она подчёркивает связь информационного мира с духовной культурой личности, целостность единого понимания культуры, отдельные аспекты которой привлекают внимание
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Архангельский, С. И. Учебник: Общая педагогика / С. И. Архангельский // Лекции по научной организации учебного процесса высшей школе / М.: Высшая школа, 2006. – С. 200.
2. Бабанский, Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону, 2007.
3. Белоруссова, С. А. Как младшие школьники ищут информацию / С. А. Белоруссова // Начальная школа. – 2019. – № 2. – С. 41-44.
4. Боева, Н. И. Проблемное изложение как метод проблемного обучения / Н. И. Боева // News of Science and Education. – 2019. – Т. 7, № 2. – С. 58-60.
5. Васильева, Ю. Н. Психолого-педагогические основы проблемы умения работать с информацией в младшем школьном возрасте // Скиф. – 2020. – №8 (48). – С. 181-185.
6. Каракозов, С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С. Д. Каракозов// Педагогическая информатика. – 2000. – № 2. – С. 41–55.
7. Краевский, В. В., Усова, А. В. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. – М. 2010. – 314 с.
8. Кругляк, М. И. О проблемном изложении учебного материала // Вопросы активизации мышления и творческой деятельности: Тезисы докладов на межвузовской конференции. – М., 1964.
9. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: 3нание, 2010.
10. Кулько, В. А. Цехмистрова, Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться. – М. – 2011. – 369 с.
11. Лошкарева, Н. А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников / Н. А. Лошкарева. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1981. – С. 88.
12. Мельникова, Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. Сборник материалов. – М., Баласс, 2008.
13. Мошнина, Р. Ш. Хиленко, Т. П. Уровни и показатели сформированности информационной компетенции младших школьников / Академический вестник. – 2015. – №2. – С.70-77.
14. Мужева, Е. В. Воспитание информационной культуры у детей младшего школьного возраста / Е. В. Мужева, Н. В. Шрамко // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2020. – № 1. – С. 80-87.
15. Онищук, А. А. Организационно-педагогические условия управления информационными умениями младших школьников в образовательной организации // Мировая наука. 2022. №6 (63). – С. 307-310.
16. Поздеева, С. И. К проблеме формирования у младших школьников умений работать с информационными текстами // Вестник ТГПУ. 2016. №5 (170). – С. 28-31.
17. Прохорова, С. Ю., Хасьянова, Е. А. Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы? // Начальная школа плюс: До и После. – 2010. – № 5.
18. Россова, Ю. И. К вопросу об информационной грамотности младших школьников / Ю. И. Россова, А. А. Галкина // Мир педагогики и психологии. – 2018. – № 5(22). – С. 5-11.
19. Сластенин, В. А. Педагогика. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 576.
20. Соколова, Т. Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема: «Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007.
21. Сутурина, Е. Л., Сулейманова, Ф. М. Проблемное обучение в начальной школе // Сфера знаний: вопросы современного этапа развития научной мысли. – 2018. – С. 332-334.
22. Трифонова, О. А. Информационные умения школьников в начальном общем образовании / О. А. Трифонова // Образование и педагогическая наука в XXI веке: теоретические и практические аспекты исследований: Сборник статей III Всероссийской межвузовской научно-практической конференции, Москва, 19 декабря 2020 года / Сост. Т.А. Головятенко. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – С. 269-272.
23. Хиленко, Т. П. Педагогические условия формирования информационной компетентности младших школьников / Т.П. Хиленко // Начальная школа: плюс до и после. – 2011. – № 6. – С. 87-91.
24. Храмкова, Е. Ю. Диагностика сформированности умений работать с учебно-научным текстом у младших школьников // Вестник ЮУрГГПУ. – 2010. – №7. – С. 245-253.
25. Цыбусова, Е. А., Худасова, Л. Н., Улич, Ж. А. Информационные умения младших школьников // Символ науки. – 2020. – №12-2. – С. 123-124.