Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется целым рядом обстоятельств. Воспитание является сложным многофакторным процессом, который подвержен влиянию природных условий, общественных ценностей, семейного окружения, образовательных учреждений, детских организаций, молодежных коллективов и искусства.
Основное назначение воспитания – организовать педагогическую деятельность, направленную на достижение образовательных и воспитательных целей. Прежде всего, это касается формирования личностных качеств человека, его убеждений, ценностей и норм. В широком смысле воспитание также представляет возможность передать социальный опыт, нормы и ценности старшего поколения младшим поколениям.
В сложном и динамичном процессе педагогического взаимодействия педагог сталкивается с множеством типовых и оригинальных задач воспитания. Все эти задачи являются задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности. Часто такие задачи содержат неизвестные элементы, а исходные данные и возможные решения могут быть сложными и вариативными. Для достижения ожидаемого результата и принятия научно обоснованных решений педагог должен владеть профессиональными методами воспитания и уметь эффективно использовать средства их реализации.
В качестве объекта исследования выступают методы и средства воспитательного воздействия, а в качестве предмета – механизмы и способы их применения в различных педагогических ситуациях.
Основной целью данной работы является анализ педагогических методов и средств воспитания. Такая цель достигается путем решения следующих задач:
- дать общее понятие о методах воспитания;
- обобщить классификацию методов воспитания;
- охарактеризовать отдельные группы методов воспитания;
- определить понятие средств воспитания;
- рассмотреть формы воспитания.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя отдельные параграфы в соответствии с логикой поставленных задач.
1 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие о методах воспитания
Современная наука определяет методы воспитания как способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников, направленные на решение воспитательных задач. Это соответствует гуманистическому подходу к процессу воспитания, рассматриваемому как совместная деятельность учителя и учеников. Основной закон воспитания заключается в организации деятельности воспитанников. Таким образом, роль воспитателя состоит в организации деятельности учащихся, что всегда было понятно педагогам.
И.Ф. Харламов отмечает, что методы воспитания представляют собой совокупность способов и приемов воспитательной работы, направленной на развитие потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, формирование привычек поведения, их коррекцию и усовершенствование . Важно отметить, что понятие «воздействие» на ребенка не должно ассоциироваться с чем-то опасным, авторитарным или насильственным.
Педагогическое воздействие на воспитанников осуществляется профессиональными педагогами, прежде всего, путем организации разнообразных развивающих активностей, общения и создания интересной содержательной жизни для детей и взрослых, которые с ними работают. В рамках разнообразной воспитательной работы педагог может использовать различные методы – от требований и примера до убеждений и наказания. Это означает, что основные известные методы воспитания, такие как вовлечение в деятельность, убеждение, пример, требование и наказание, применяются при внеурочной воспитательной работе с детьми в образовательных учреждениях.
Важно отметить, что существует различие между методами воспитания и методами внеурочной воспитательной работы. Некоторые ученые рассматривают обучение и воспитание как один целостный педагогический процесс, так как воспитание невозможно без обучения. В связи с этим предлагается использование единой системы методов для целостного педагогического процесса, включающую методы обучения и методы воспитания, которые традиционно изучаются отдельно в дидактике и теории воспитания. Несмотря на это, методы воспитания всегда рассматриваются отдельно, так как они используются педагогами как во время занятий, так и в процессе внеурочной работы с детьми.
Кроме методов воспитания, в науке существуют и другие понятия, характеризующие организационно-процессуальную составляющую воспитания, такие как прием воспитания, средства, формы и технологии воспитания, а также педагогическая техника. Хотя границы между этими понятиями не всегда четко разграничены в педагогической науке, нам необходимо иметь представление об их различиях.
Прием воспитания обычно характеризуется как составная часть метода, входящая в его структуру и используемая в конкретной ситуации. Например, метод поощрения может реализовываться через различные приемы: похвала, благодарность перед классом, награждение на общем собрании. Воспитательную беседу, поощрение, наказание или организацию праздника можно проводить разными способами. Например, можно использовать музыку, чтобы создать эмоциональную атмосферу во время беседы с учениками; при строгом замечании можно обращаться к ученику по имени и фамилии. Однако классическим приемом является возложение на сложного ученика или нарушителя порядка какого-либо дела, которое вынуждает его вести себя иначе.
Таким образом, в рамках воспитания существует единая система методов, а также понятий организационно-процессуальной части, которые используются для реализации воспитательных задач в образовательных учреждениях.
Из примеров видно, что одновременно с методом воспитания сливаются приемы, технологии и педагогическая техника. Педагогическая технология включает в себя конкретные действия и операции педагога, которые направлены на достижение запланированных результатов в воспитательной работе с детьми. Часто педагогическую технологию, как научно разработанную систему действий, путают с педагогической техникой, подменяя саму технологию.
Педагогическая техника представляет собой набор навыков и умений педагога контролировать своё эмоциональное состояние, поведение и влиять на учеников с помощью профессионально-личностных средств. В психотехнические умения педагога входят владение речью и культурой общения, использование мимики и пантомимики, а также умение контролировать своё психофизическое состояние .
Можно сказать, что речь идет о личности учителя, о его индивидуальном профессиональном стиле работы, его поведении и мастерстве. Вопросы технологии и техники воспитания не всем ясны, и поэтому важно различать их от методов воспитания, указывая при этом на связь между объективным содержанием понятия «метод воспитания» и личностью педагога, который использует определенный метод. Личность педагога и его профессиональная техника часто играют решающую роль в выборе и реализации метода воспитания. Однако, то, что может сработать у одного педагога, может не сработать у другого.
К средствам воспитания относятся разнообразные источники формирования личности, такие как учеба, труд, игра, спорт, предметы, вещи, устройства, проявления духовной и материальной культуры, а также природа. К средствам также относятся конкретные мероприятия и формы воспитательной работы, например вечера, собрания, праздники. Некоторые специалисты полагают, что средства включают в себя методы, формы и самые средства.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Александрова, Е.А. Эволюция методов и приемов воспитания: 1917-2017 гг. / Е.А. Александрова // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 6. – С. 7-12.
2 Великова, С.А. Социально-психолого-педагогические средства воспитания современных подростков: учебное пособие / С.А. Великова, И.П. Черкасова. – Владимир: ВлГУ, 2020. – 102 с.
3 Евлоева, Х.А. Современный подход к воспитанию учащихся / Х.А. Евлоева // Вопросы науки и образования. – 2023. – № 4. – С. 4-6.
4 Захарова, В.А. Концептуальное видение целей, принципов и методов в деятельности педагога по воспитанию младших школьников / В.А. Захарова // Евразийский гуманитарный журнал. – 2021. – № 1. – С. 92-100.
5 Мешков, Н.И. Воспитание в гуманистической педагогике / Н.И. Мешков, Д.Н. Мешков // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2021. – № 2. – С. 177-183.
6 Назарова, З. Формы и методы социального воспитания младших школьников / З. Назарова// Вестник педагогического университета (Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин). – 2021. – № 1. – С. 64-70.
7 Новые методы обучения и воспитания детей и подростков: коллективная монография / Арпентьева М.Р., Шпаковская Е.Ю., Гангнус Н.А [и др.]; отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2019. – 376 с.
8 Педагогика: [Учеб. пособие для пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, Н.А. Сорокин и др.]; Под ред. Ю.К. Бабанского. – Москва: Просвещение, 1983. – 608 с.
9 Смородинова, М.В. Методы и средства воспитания личности: учебно-методическое пособие / М.В. Смородинова. – Москва: Белый ветер, 2020. – 83 с.
10 Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива: (методика воспитания коллектива) / В.А. Сухомлинский. – Москва: Концептуал, 2023. – 266 с.
11 Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / И.Ф. Харламов. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Москва: Гардарики, 2007. – 516 с.
12 Яковко, Т.В. Сущность и формы воспитания в системе образования / Т.В. Яковко // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 4. – С. 125-128.