Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
В эпоху стремительного прогресса всего человечества, когда общество "диктует свои правила", становится все более необходимым формировать активную и целеустремленную личность, которая контролирует свое поведение и четко определяет свои планы на будущее, а также средства и способы их реализации.
Человек, умеющий правильно оценивать свои поступки и поступки, анализировать отношение к себе и отношения с окружающими, несомненно, добьется успеха. Уверенность в себе, объективная оценка своих сильных и слабых сторон, а также стремление к достижению более высоких целей и задач для собственного развития – это качества, которые пригодятся каждому человеку. Поэтому большое внимание следует уделять вопросу самовоспитания личности.
Хорошо известно, что самовоспитание – это процесс, направленный на развитие и самосовершенствование человека от подросткового возраста до зрелости.
Самовоспитание в интеллектуальной и духовной сфере приобретает форму самообразования, которое может быть организованным (дистанционное обучение) или спонтанным (чтение специальной или научно-популярной литературы, участие в экспедициях, в проведении экспериментов под руководством ученого и т. д.).
Самовоспитание в интеллектуальной и духовной морально-психологический состоит в самоконтроле над выявленными в себе недостатками и дефектами характера (здесь самовоспитание может перерасти в перевоспитание). Самовоспитание в физкультурно-спортивной или гигиенической сфере заключается в тренировках, выполнении оздоровительных процедур, наблюдении за своим здоровьем и внешним видом, выполнении медицинских рекомендаций.
Самовоспитание личности – одна из сложнейших проблем психолого-педагогической науки. Однако, если в отечественной и зарубежной психологии он стал предметом глубоких исследований, то в педагогической науке и практическом опыте он еще не нашел должного изучения и применения.
В изучении этой проблемы были представители зарубежной психологии Уильям Джеймс, Чарльз Кули, Джордж Мид, Роберт Берне.
Отечественные психологи А. И. Кочетов, В. Леви, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, Л. И. Рувинский и другие выявили, что сегодня большинство мальчиков и девочек в той или иной степени занимаются самовоспитанием. Многие из них придают самовоспитанию решающее значение как жизненной цели.
Известно, что подростковый возраст – один из важных этапов в жизни людей. Каждый человек прошел через этот период сомнений и значительных перемен, когда случайно или намеренно принятые решения влияют на дальнейшую судьбу. Это сложный переход от беззаботного детства к серьезной взрослой жизни, когда подросток начинает строить свою собственную модель жизни. И самое главное, это чувствительный период для развития самосознания, самообразования и самовоспитания.
Вот почему мы считаем, что эта тема чрезвычайно актуальна среди подростков.
Объектом исследования является самовоспитание подростков.
Предметом исследования является самовоспитание как фактор развития личности подростков.
Целью исследования является исследование самовоспитания как фактора развития личности подростков.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «самовоспитание» в психолого-педагогической литературе.
2. Дать общую характеристику детей подросткового возраста.
3. Выявить методы самовоспитания личности.
4.Описать организацию процесса самовоспитания у подростка.
5. Разработать рекомендации по формированию самовоспитания у подростков.
Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Новизна работы: в данной курсовой работе представлены разработанные методические рекомендации по самовоспитанию подростков, описана авторская позиция и видение самовоспитания подростков.
Структура курсовой работы состоит из аннотации, введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы самовоспитания как фактора развития личности подростка
1.1 Понятие о самовоспитании
Самовоспитание – это процесс усвоения опыта предыдущих поколений с помощью внутренних психических факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не является насилием, невозможно без самообразования. Их следует рассматривать как две части одного и того же процесса.
Занимаясь самовоспитанием, человек может заниматься самообразованием, что, естественно, не может не сказываться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству сквозь тернии лени приводит к высоким творческим результатам.
Воспитание и самообразование личности в значительной степени сводится к постепенному формированию готовности адекватно реагировать на что-либо, другими словами, к формированию установок, полезных для человека и общества.
Уже в раннем детстве родители сознательно и неосознанно формируют модели поведения, отношения: "Не плачь, ты мужчина", "Не пачкайся, потому что ты девочка" и т. д., то есть ребенок получает стандарты "хорошо – плохо". И в том возрасте, когда мы начинаем осознавать себя, мы обнаруживаем в своей психике огромное количество чувств, мнений, взглядов, установок, которые влияют на усвоение новой информации и на отношение к окружающей среде. Эти часто бессознательные установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать мир и реагировать на него в духе установок, усвоенных с детства.
В понятии "самовоспитание" педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность к самостоятельному развитию. Внешние факторы – воспитание – это не что иное, как условия, средства, чтобы пробудить их, привести в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.
В процессе воспитания необходимо поощрять подростка заниматься самовоспитанием. Сам ребенок активен с рождения, он рождается со способностью развиваться. Он не является сосудом, в котором "плавится" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобрести и создать что-то новое.
Таким образом, основным психическим фактором развития человека является самовоспитание.
Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение его личности в соответствии с сознательно поставленными целями, установленными идеалами и убеждениями.
Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способность анализировать ее, сознательно сравнивая свои действия с действиями других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость личности и являются предпосылками для организации самообразования.
Самовоспитание включает использование таких методов, как самопомощь; самоотчет; понимание собственной деятельности и поведения; самоконтроль.
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, который основан на целях, сформулированных человеком, программе действий, контроле за выполнением программы, оценке полученных результатов и самокоррекции.
К методам самовоспитания относятся:
1) самопознание;
2) самоконтроль;
3) самостимуляция.
Самопознание включает в себя: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самооправдание.
Самоконтроль основан на: самоубеждении, самоконтроле, самоконтроле, самовнушении, самоусилении, самоутверждении, самоутверждении, самовнушении.
Самостимуляция включает в себя: самоутверждение, самоосвобождение, потакание своим желаниям, самонаказание, самоограничение.
Подросток не выступает пассивным объектом воспитательного воздействия. Он формирует внутреннюю позицию по отношению к этим влияниям, в зависимости от которой он может либо активно работать над своим самосовершенствованием (саморазвитием), либо оставаться пассивным.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байдин Д.В. Изучение влияния самовоспитания на учебную мотивацию у младших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2018. — Т. 18. — С. 11-15.
2. Бондаренко Н.Я. Роль самооценки в формировании личности подростка // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2017. — № 1-2. — С. 101-105.
3. Бордовская Н. В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб.: Питер, 2015. — 620 с.
4. Бурамбаева Д.А. Формирование адекватной самооценки младших подростков как фактор психологической безопасности личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2018. — № 51. — С. 136-140.
5. Быков А.В., Шульга Т.Н. Становление волевой регуляции в онтогенезе [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.В. Быков, Т.Н. Шульга. – М.: Изд-во УРАО, 2008. – 168 с.
6. Витушкина Э.В. В помощь хорошим родителям для воспитания умных и добрых детей: метод. пособие / Э.В. Витушкина. — Магнитогорск: МаГУ, 2016. — 80 с.
7. Вишневская Г.В. Моделирование самообразовательной деятельности студентов-заочников в процессе дистанционного изучения иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2018. — №2 (Февраль). — С. 41-45.
8. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. Для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М.: Академия, 2015. — 368 с.
9. Волков Б.С. Психология подростка: учебное пособие / Б.С. Волков. – М.: Академический проект, 2018. – 240 с.
10. Воспитание самовоспитания старших подростков: методические рекомендации к курсу по выбору для студентов III курса бакалавриата факультета педагогики и психологии детства, обучающихся по направлению «Педагогика». – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, 2016.– 90 с. 1
11. Дерябина Е.А. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.А. Дерябина, В.И. Фадеев, М.В. Фадеева. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 158 с.
12. Долгова В.И., Попова Е.В., Молоканов А.В. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений у старших подростков. // Научно-методический электронный журнал Концепт, 2019. — Т. 31. — С. 91-95.
13. Долгова В.И., Кошелева А.А. Феномен «я-концепция» подростка. — Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2016. — № 7. — С. 139-143.
14. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге [Электронный ресурс] / Е.В. Емельянова. – Электрон. текстовые данные. – М.: Генезис, 2015. – 376 с – URL: http://www.iprbookshop.ru/54348.html (дата обращения: 28.01.2024).
15. Зубова Л.В. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.В. Зубова, Е.В. Назаренко. – Электрон. текстовые данные. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2018. – 190 с. – URL: http://www.iprbookshop.ru/69940.html (дата обращения — 28.01.2024).
16. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
17. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // // Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 2001. - Т. 2