Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Мотивация есть одна из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии, и педагогики. Проблемами мотивации занимались Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и др. Образовательная практика показала, что современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, которое связано непосредственно с его мотивацией. Остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных действий человека.
Результаты исследований показывают, что в целом, педагоги имеют большие резервы для формирования мотивационной сферы профессиональной деятельности. Актуальность темы исследования определяется социальным заказом на формирование активной, творческой и гармоничной личности педагога, который мотивирован на продуктивную профессиональную педагогическую деятельность.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость мотивации в педагогической деятельности субъектов.
Объект исследования: процесс совершенствования педагогической мотивации в системе образования.
Предмет исследования: мотивация в педагогической деятельности субъектов.
Задачи:
1. Провести анализ понятия мотивация в педагогической деятельности.
2. Изучить особенности процесса развития педагогической мотивации.
3. Описать организационно-педагогические условия мотивации в педагогической деятельности.
4. Предложить методические рекомендации по развитию мотивации в педагогической деятельности
Методы исследования: анализ научно – методической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, систематизация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, библиографический список.
Глава 1. Теоретические основы проблемы мотивации в педагогической деятельности
1.1. Анализ понятия мотивация в педагогической деятельности
В научной литературе представлено достаточно большое количество определений понятия мотивация. К. Дэвис и Д. Ньюстр определяют мотивацию как силу побуждения индивида к действиям, определяемую как произведение его желаний, ожиданий и инструментальности.
А. Маслоу предполагал, что все потребности субъекта имеют врожденный характер и что они организованы в иерархическую систему приоритета и доминирования, включающую следующие пять уровней: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в любви и дружбе, потребность в признании и уважении, потребность в самореализации [6].
Для образовательной организации становится актуальным не просто
мотивировать определенное поведение педагогов, а способствовать повышению заинтересованности каждого педагога в собственной профессиональной деятельности. Отмечено также, что влияние стимулов на мотивацию профессионально-педагогической деятельности и творческое саморазвитие учителя в условиях инновационной деятельности исследовалось недостаточно.
Не выявлены специфика и закономерности функциональных взаимосвязей стимулов и барьеров мотивации творческого саморазвития педагога, активизации его творческой деятельности, экспериментирования и исследования учителя в условиях инновационной деятельности в современной образовательной среде. Всё вышеперечисленное свидетельствует, что исследование влияния стимулов и барьеров мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности является, несомненно, актуальной проблемой, чем и обусловлен выбор исследуемой нами темы.
Постановка проблемы и выявление влияния стимулов и барьеров на развитие мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности представляет большой научный и практический интерес. Особое значение имеет анализ основных теоретических предпосылок педагогических принципов взаимодействия, стимулов и барьеров их творческого саморазвития и влияния их на мотивацию творческого саморазвития педагога в условиях инновационной деятельности.
Таким образом, в качестве вывода в связи с вышесказанным можно отметить, что существуют различные подходы к определению понятия мотивация, и каждый автор вносит в свое определение собственное видение и собственное понимание данного понятия. Ряд исследователей воспринимает мотивацию как систему, иные определяют ее как процесс.
Общим в каждом из определений является то, что мотивация побуждает индивид к определенному действию, ибо, результативность его работы в условиях инноваций должна быть выше, чем педагога, работающего в условиях традиционной школы. Это во многом определяется уровнем сформированности профессионально - педагогических умений субъекта, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Но важную роль здесь также будет играть механизмам стимулирования мотивации творческого саморазвития педагога. В этой связи важно выяснить особенности взаимодействия стимулов, обусловливающих активизацию творческого саморазвития педагога именно в условиях инновационной деятельности.
Необходимо установить специфичные особенности психолого - педагогических механизмов стимулирования мотивации творческого саморазвития педагога в условиях инновационной деятельности и выявить результативность устойчивости систем взаимодействия стимулов, активизирующих творческое саморазвитие личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев, Г.Ю. Образовательный процесс в инновационном образовательном учреждении [Текст] / Г.Ю. Андреев, С.Е. Обухова, Н.В. Цветкова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск. – Киров, 2013. – 358 с.
2. Аниденкова, М.М. Особенности адаптации детей к условиям школьной среды [Текст] / М.М. Аниденкова // Гуманитарные научные исследования. – 2013 - No 7. – С.25-34.
3. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Текст] / Н.Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2014. – 280 с.
4. Баширов, И.Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности педагога: автореф. Дис. ...канд. психол. наук [Текст] / И. Ф. Баширов. - М.: Воен. ун-т МО РФ. - 2016. - 28с.
5. Бабурова, И.В. Аксиологические основания воспитания школьников: выбор стратегии [Текст] // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: Материалы международной научно- практической конференции. - Смоленск: СГПУ. - 2014. - ч. 1. - С. 93-97
6. Витвицкая, JI.A. Деятельностный подход к проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса [Текст]. / JI.A. Витвицкая // Высшее образование сегодня. - Москва. - 2009. - №6. - с.55 – 58
7. Воробьева, М.А. Формирование системы мотивации педагогических работников [Текст] / М.А. Воробьева. //Педагогическое образование в России. - 2016. - No2. - С. 57-61.
8. Вертий, И.А. Мотивация как фактор развития профессионализма педагогов /И.А. Вертий - текст: непосредственный // Кафедра государственного управления и таможенного дела. - Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко https://scientifictext.ru/images/PDF/2018/DNO-7-29/motivatsiya2.pdf (дата обращения 31.01.2024)
9. Виноградова, Г.А. Профессиональная мотивация и направленность
личности педагога [Текст] / Г.А. Виноградова. //Вестник Самарского
государственного университета. - 2015. - No4. - С. 197.
10. Галеева, Н.Л. Правовое поле деятельности современного учителя:
проблемы и ресурсы [Текст]: /Н. Л. Галеева. //Методист. - 2015. - No3. - С. 2-12.
11. Гурова, И.М. Зарубежный опыт мотивации и стимулирования трудовой деятельности [Текст]: / И. М. Гурова. О.В. Г урова Н Экономика и социум: современные модели развития. - 2017. - No18. - С. 106-119.
12. Кулагин, В.П. Механизмы формирования мотивации персонала с целью повышения эффективности управления инвестиционными ресурсами компании / В.П. Кулагин - текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 12. – с. 4159-4174. – doi: 10.18334/rp.19.12.39621. https://creativeconomy.ru/keywords/motivatsiya-personala (дата обращения 31.01.2024)
13. Магасумова, Г.Ф. Подготовка к введению профессионального стандарта «Педагог» в образовательной организации (управленческий аспект) [Текст] / Г.Ф. Магасумова, А.В. Коптелов. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - No2. - C.5-11.
14. Маркина, Е.И. Проектирование системы научно-методической работы в условиях введения профессионального стандарта педагога [Текст]: / Е.И. Маркина. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. -No1. - С. 60-61.
915. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст]: / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2011. - 366 с.
41. Маслов, В.И. Стратегическое управление персоналом в XXI веке:
учебное пособие [Текст]: / В.И. Маслов. - М.: Эксмо, 2018. - 365 с.
16. Монахов, В.М. Проблемы стандартизации и инструментализации
современной профессиональной деятельности учителя математики [Текст]: / В.М. Монахов. //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - No1. - С. 40-53.
17. Нечаев, М.П. Методика самооценки соответствия педагога требованиям профстандарта [Текст] /М.П. Нечаев. //Воспитание школьников. - 2015. - No3. - С. 22 - 27.
18. Сушко, А. В. Оценка ценностей – один из инструментов управления мотивацией персонала / А.В. Сушко - текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 7. – с. 82-89. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8498. (дата обращения 31.01.2024)
19. Скударева, Г.Н. Профессиональная мотивация педагога: научная теория и инновационная социально-педагогическая практика [Текст] / Г.Н. Скударева. //Вестник Костромского государственного университета. - 2014. - No1. - С. 30-31.
20. Орлов, В.А. Проблемы интенсификации профессиональной мотивации школьного учителя / А. В. Орлов – текст: непосредственный // Психологическая наука и образование 2003, № 4. С. 97-104.-https://www.researchgate.net/publication/324000042_Problemy_intensifikacii_professionalnoj_motivacii_skolnogo_ucitela (дата обращения 31.01.2024)
21. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
22. Трушина, Н.Н. Особенности развития доверия в педагогическом общении. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» [Электронный ресурс] / https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-doveriya-v-pedagogicheskom-obschenii ((дата обращения 31.01.2024)
23. Хохлова, Е. В. Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога / Е. В. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 935-937. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11300/ (дата обращения 31.01.2024)
24. Хьелл, Л.А. Теории личности [Текст] / Л.А. Хьелл, Д.Д. Зиглер.- Питер. – 2014 г.- 607 с.
25. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И.С. Якиманская. - Москва: Сентябрь, Отв. ред. М.А. Ушакова, 2000,- 176 с.