Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В настоящее время важность общения со сверстниками в психическом развитии ребенка признается большинством психологов. Важность данного общения в жизни ребенка выходила далеко за рамки преодоления эгоцентризма и распространялась на самые разные сферы его развития. Значение сверстника особенно вели-ко в формировании основ личности ребенка и в его коммуникативном раз-витии.
Многие ученые, развивая идею Ж. Пиаже, отмечают, что авторитар-ное влияние взрослого является неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого, ограничивающей личную свободу; соответственно, общение со сверстником гораздо продуктивнее в плане формирования личности.
Бронфенбреннер подчеркивает взаимное доверие, дружелюбие, го-товность к сотрудничеству, открытость и т. д. Б. Спок также подчеркивает, что только общаясь с другими детьми, ребенок учится ладить с людьми и в то же время защищать свои права.
Многие авторы указывают на ведущую роль игровой деятельности при общении со сверстниками в социальном развитии ребенка, выделяя различные аспекты влияния общения с другими детьми. Дас Мид утвер-ждал, что социальные навыки развиваются благодаря способности брать на себя роли, которая развивается в ходе детских ролевых игр. Левис и Розенблюм подчеркнули агрессивные когнитивные и социальные комму-никативные навыки, которые развиваются и практикуются в общении со сверстниками. Л. Ли считает, что психологи и воспитатели учат межлич-ностному пониманию, прежде всего, побуждая их корректировать свое по-ведение в соответствии со стратегиями других людей.
Самый фундаментальный вопрос в этой проблеме - это вопрос о «начале» общения со сверстниками, то есть о времени его начала. Понят-но, что разработка этого вопроса часто происходит в полемике с Ж. Пиаже. Если Дж. Пиаже отметил, что сверстник становится значимым фак-тором в развитии релятивистского мышления только после восьми лет, а социализированный разговор между детьми появляется только после пяти лет, в то время как современные исследования показывают, что целена-правленное социальное поведение проявляется уже в возрасте 3-4 лет, в то время как дети начинают развиваться уже в возрасте двух лет. С возрас-том у ребенка появляется интерес к другому ребенку и появляются первые формы игрового взаимодействия.
Росс и другие дают еще одно конкретное и содержательное опреде-ление коммуникации, подчеркивая следующие критерии коммуникативно-го акта:
1) сосредоточиться на сверстнике, чтобы вовлечь его в процесс об-щения;
2) потенциальная способность воспринимать информацию о целях сверстника (инициативный эффект должен одновременно содержать ин-формацию, достаточную для достижения цели сверстника);
3) коммуникативные действия должны быть доступны пониманию равноправного партнера и иметь возможность заручиться его согласием на достижение цели.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия формирования навыков общения старших дошкольников в игровой деятельности.
Объектом исследования является процесс формирования навыков общения старших дошкольников в игровой деятельности.
Предметом исследования являются основы и принципы формиро-вания навыков общения старших дошкольников в игровой деятельности.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление эффективных условий для формирования навыков общения старших дошкольников в игровой деятельности.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятия навыков общения, а также их связь с формой общения и средствами общения в дошкольном детстве;
- изучить особенности формирования навыков общения у старших дошкольников;
- детально проанализировать игровую деятельность дошкольников, ее характеристику, а также особенности игр в старшем дошкольном воз-расте;
- описать использование игр, направленных на формирование навы-ков общения старших дошкольников.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по финансовому праву и преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятия навыков общения. Их связь с формой общения
и средствами общения в дошкольном детстве
Изучая содержание коммуникативных навыков, важно осознавать основные взаимосвязанные понятия, такие как коммуникация, коммуника-тивные навыки, коммуникативные способности, средства коммуникации и мотивы коммуникации [12].
Общение происходит от английского слова communicate, что означа-ет «общаться, передавать». Зарубежные ученые Ф. Дене и К. Ларсон про-анализировали более 120 определений слова «общение».
В настоящее время термин «коммуникация» включает в себя три ос-новных толкования.
Коммуникация определяется как средство коммуникации между раз-личными объектами материального и нематериального мира.
Общение определяет взаимодействие, в котором участники общения обмениваются информацией. Когда участники общения являются членами общества, это общение становится общением.
Общение также включает в себя обмен информацией и обмен ею с целью оказания влияния на общество или его структуры.
Основные понятия «общение» и «общение в общении» анализируют-ся представителями различных наук, например, в философии (А.А. Бруд-ный, Б.Д. Парыгин, М.С. Каган), в психологии (Л.С. Выготский, А.Ф. Ла-зурский, В.М. Бехтерев, А.А. Бодалев, Дж.С. Каган).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ. // СПС Кон-сультантПлюс.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования: письма и приказы Минобрнауки. // СПС Кон-сультантПлюс.
3. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. – М: Академия, 2009. – 208 с.
4. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 272 с.
5. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
6. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1983. –192 с.
7. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. 2003, №2
8. Гавриш С.В. Проблемы коммуникативного поведения у до-школьников журнал «Ребенок в детском саду» №1, 2003.
9. Горшкова Е.В. Учите детей общаться Дошкольное воспитание, 2000г., №12.
10. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. - 360 с.
11. Евдокшина О.В. Педагогическое проектирование формирова-ния коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе: автореф. дис.…канд. пед. наук. – Челябинск, 2008. – 26 с.
12. Зотова И.В. Особенности развития коммуникативных и рече-вых навыков детей старшего дошкольного возраста / И.В. Васильева, Д.В. Могилка // Проблемы современной науки и образования. 2017. №17(99). С. 78-81.
13. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребёнка: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. С.Л. Новоселовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 64 с.
14. Крылова Н.М. Детский сад – дом радости: метод. комментарии к примерной основной образовательной программе дошкольного образо-вания. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
15. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. -М.-Воронеж, 2001. - 383 с.
16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения // Теоретическая и эксперементальная психология. 2009. №2. С. 101-110.
17. Лыткина И.Ю. Роль взрослых в формировании коммуникатив-ных умений дошкольников // Научная педагогическая дискуссия: интегра-ция теории и практики, 2017. с. 221-223.
18. Маврина И. В. Возможности диагностики уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников - М.: Центр «Школьная книга», 2005. - 184 с.
19. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учеб-ник. - Москва: Гардарики, - 2000. - 255 с.
20. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников комму-никативных умений в процессе дидактической игры: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1992. – 17 с.
21. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с.
22. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М: Педагогика. - 1988 - 110 с.
23. Скитская Л.В. Научно-педагогические основы коммуникатив-ного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста // Педагогика и психология образования. – 2013. – №2. – С.50–57.
24. Смирнова Е. О. Гуськова Т.В. Исследование общения до-школьников со сверстниками //Вопросы психологии, 1988, №2, с.167.
25. Смирнова Е. О. Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстни-ку в дошкольном возрасте Вопросы психологии, 1996, №3, с.5.
26. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Ди-агностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 160 с. КиберЛенинка: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-obscheniya-doshkolnikov-sosverstnikami-opyt-issledovaniya/ (дата обраще-ния: 11.02.2024).
27. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. - М: Академия. - 1999. - 96 с.
28. Хилько, М.Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 200 с.