Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Современное общество претендует на гуманизм в отношении составляющих его людей. Целью социального общества является создание условий для полного раскрытия потенциала всех субъектов, что заключается в раскрытии возможностей детей и подростков, в том числе, их склонностей и способностей, в том числе, коммуникативных.
По достижении ребёнком подросткового возраста, взрослые часто встречаются с различного рода проблемами при общении с ними. В педагогике принято считать, что подростковый возраст есть достаточно сложный период развития личности субъекта. Можно часто слышать о подростковых правонарушениях, ранней беременности, употреблении подростками наркотических веществ, алкоголя и др. При этом педагоги отмечают, что у подростков прогрессирует отчуждённость, повышенная тревожность и дезориентированность в социуме. Очень многое в этих процессах зависит от того, с кем и как чаще всего общаются подростки и кто именно служит им ориентиром для подражания.
По настоящей проблематике существует достаточно большое количество исследований. Наибольшее количество касающихся этой темы исследований сходятся в признании огромного значения общения подростков, в том числе, со сверстниками и признают, что именно этот процесс находится в центре жизни подростка. Именно процессы общения и коммуникации во многом определяют все стороны его поведения и жизнедеятельности.
Принципиальное отличие подростков от детей младшего возраста заключается в том, что в младшем школьном возрасте основой для общения детей является совместная деятельность. Что касается подростков, для них привлекательность любого рода деятельности, любого занятия и общность интересов определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Эти занятия далеко не всегда бывают полезными и безобидными, в результате чего у подростков часто возникают проблемы самого различного характера.
Также возникают различные межличностные проблемы, связанные с общением с взрослыми, что тоже является одной из сложных проблем, как в педагогике, так и в психологии. Чтобы общение подростков, как со сверстниками, так и с взрослыми были продуктивными и гармоничными, важно формировать у детей в подростковом возрасте все необходимые им для жизни ценности. На каждом этапе жизненного пути у индивида формируются определенные отношения в социуме. Основой таких отношений являются общезначимые ценности. В понятие «ценности» вкладывают очень многое.
Цель работы: изучить и обосновать особенности общения в подростковом возрасте.
Объект исследования: процесс общения в подростковом возрасте.
Предмет исследования: формы и способы общения в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Провести анализ понятия общение в подростковом возрасте.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей подросткового возраста.
3. Описать педагогические условия процесса общения с детьми подросткового возраста.
4. Предложить методические рекомендации по общению с детьми подросткового возраста.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы процесса общения в подростковом возрасте
1.1. Анализ понятия общение в подростковом возрасте
Ценностные ориентации человека выступают основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы. Можно говорить о том, что процесс формирования ценностных ориентаций субъекта является неотъемлемой частью развития всей личности. Общение можно отнести к социальным ценностям субъекта. Процесс общения с социумом особенно важен для детей подросткового возраста, поскольку именно в этом возрасте происходит становление личности и её способность адаптироваться ко всем внешним факторам.
Психологи относят подростковый возраст к критическому периоду психического развития. В этом возрасте устанавливается определённый круг интересов, который с течением времени приобретает устойчивость. Этот круг интересов и является психологической базой ценностных ориентаций подростка. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее. У подростков наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики и др. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы в данный период развития личности, будет определяться общее направление деятельности подростка.
Проблему ценностных ориентаций рассматривали М.В. Богусловский, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, В.А. Сластёнин и др. Об актуальности данной проблемы особенностей ценностных представлений в подростковом возрасте свидетельствуют результаты многочисленных исследований. Наиболее важная сторона жизни подростков – это отношения с окружающими. В подростковом возрасте у детей присутствуют две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений. В первом случае – это отношения со сверстниками, во втором, с взрослыми.
Изучением данной проблемы занимались А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др. Дружба подростков – явление достаточно сложное. При общении со сверстниками, ведущей составляющей в этот период становится интимно-личностное общение. Практически каждый подросток стремится иметь хорошего и верного друга, но при этом достаточно часто меняет своих друзей.
Подростки стремятся к общению с теми сверстниками, которым близки их собственные переживания и установки. Чтобы именно так случилось, друзья должны иметь похожие на их проблемы и похожие взгляды на жизнь. Подростки тянутся к тем, кто может их выслушать и понять. Это должен быть друг, который может посочувствовать при необходимости, или дать подходящий совет. Достаточно часто подростки дружат группами. В данный возрастной период их сильно тянет друг к другу, поскольку именно друзья понимают их лучше всего [4].
Тем не менее, психологическое состояние подростка может быть самым различным даже в своей близкой подростковой среде. Часто случается так, что подросток чувствует себя одиноким даже в компании близких друзей. Это случается от того, что разные дети имеют разные установки и ценности. Далеко не все подростки общаются в группах своих сверстников. Иногда подросток оказывается изолированным от сверстников. Чаще всего это относится к неуверенным в себе детям, или наоборот, к детям агрессивным и заносчивым. Они, как правило, требуют к себе особого внимания и равнодушны к делам группы.
Подросток может общаться с несколькими группами одновременно. Это могут быть одноклассники в школе, или группа детей, посещающих один и тот же спортивный комплекс. При общении друг с другом у подростков могут возникать различного рода проблемы. Причин для этого может быть достаточно много. При этом, наиболее часто конфликты возникают из-за того, что кто-то нарушил моральный кодекс товарищества, который везде и всегда одинаков. Это выражается в стиле поведения по отношению к своим сверстникам. Такие отношения подразумевают оказание помощи друг другу, взаимоподдержку и эмоциональный комфорт в общении. Если эти правила кем-либо не соблюдаются, они могут быть от группы отлучены. Различия у подростков в представлениях и ценностях могут быть достаточно велики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. - 2012. - No 1. - С. 96–105.
2. Голянская, О.А. Психологические факторы развития ценностных ориентаций личности [Текст]: дисс...канд.психол.наук / О.А. Голянская. – Новосибирск, 20014. – 163 с.
3. Григорьева, С. Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике [Текст] / С.Н. Григорьева // Молодой ученый. - 2016. - No6.2. - С. 37-41.
4. Дивисенко, К. С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) [Текст] / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2018. – No8. – С. 118 – 122.
5. Ерофеева, И. А. Жизненные ценности современных подростков [Текст] / И.А. Ерофеева // Новаинфо. – 2016. – Т.1 - No 49. – С. 475 – 482.
6. Жильцова, Ю. В. Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи [Текст] / Ю.В. Жильцова, И.Р. Сорокина // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 41-43.
7. Завражнов, В.В. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте / В.В. Завражнов, Е.Д. Железнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43338/ (дата обращения: 02.02.2024).
8. Зайцева, А.П. Особенности мотивационной сферы подростков / А.П. Зайцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33787/ (дата обращения: 02.02.2024).
9. Зимина, М.А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников / М.А. Зимина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1354-1357. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29551/ (дата обращения: 02.02.2024).
10. Казаринова - Волшебная, Е. К. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи [Текст] / Е. К. Казаринова - Волшебная, И. Г. Комиссарова, В. Н. Турченко // Социологический журнал. - 2012. - No6. - С. 123-124.
11. Калинина, Т. В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) / Т. В. Калинина, С. В. Костин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 430-433. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35033/ (дата обращения: 02.02.2024).
12. Киреев, М.Н. Ценность как психолого-педагогическая категория [Текст] / М.Н. Киреев, А.Ю. Галиченко, Е.Н. Коренева // Наука. Искусство. Культура. - 2015. - Вып. 4(8). – С. 130 – 137.
13. Крапивка, И. А. Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте [Текст] / И.А. Крапивка // Общество: политика, экономика, право. – 2010. - No 1. - С.42 – 46.
14. Копкова, Д. К. Формирование ценностных ориентиров и установок у подростка / Д. К. Копкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 484-485. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21544/ (дата обращения: 02.02.2024).
15. Кузнецова, Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков [Текст] / Е.Г. Кузнецова // Вестник ОГУ. - 2012. - No2 (138). - С. 109 – 114.
16. Левина, А.А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект [Текст] / А.А. Левина // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - No 10. – С. 132 – 136.
17. Лодыгина, И.А. Особенности формирования семейных ценностей у современной молодежи [Текст] / И.А. Лодыгина, Е.В. Быстрова, Т.И. Митичева // Современная педагогика. - 2016. - No 2 (39). - С. 124 -126.
18. Низовских, Н.А. Психосемантическое исследование ценностно -мотивационных ориентаций личности [Текст] / Н.А. Низовских // Психологический журнал. – 2005. - No 3. – С. 25-37.
19. Панкова, Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников [Текст] / Т.А. Панкова // Социол. исслед. - 2012. - No 5. - С. 111–114.
20. Правила успешного тренинга с подростками [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://summercamp.ru (дата обращения: 02.02.2024).
21. Сивцова, А.А. Программа тренинга по ценностно-смысловому и личностному самоопределению старших подростков [Текст] / А.А. Сивцова. – Кочки: МКДОУ Кочковский д/с «Солнышко». - 2017. - 36 с.
22. Степанов, П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе [Текст] / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. – М.: Академия: АПКИПРО. - 2013. – 82 c.
23. Тренинговые занятия с воспитанниками на формирование эмоционально-волевой сферы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/656606019/ (дата обращения: 02.02.2024).
24. Файзуллина, М.И. Формирование у подростков ценностных ориентаций [Текст] / М.И. Файзуллина, А.Р. Нуриева // Научный альманах. – 2015. - No 10 – 2 (12). – С. 452 – 455.
25. Ярина, Е.В. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» [Текст] / Е.В. Ярина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – С. 160 – 162.