Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В отечественной дошкольной педагогике оказалась неоспоримо важной проблема сохранения и поддержания здоровья и жизни детей. Эта проблема получила практическое отражение как в методической литературе, некоторых программных документах, так и в богатом опыте дошкольного воспитания. Вопросы, связанные с безопасностью деятельности в жизни, активно изучались в трудах многих отечественных ученых, таких как М. В. Ломоносов, А. А. Сочинский и другие.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования акцентирует внимание на том, что в настоящих условиях обеспечение безопасности детей является одной из самых важных задач. В этом нормативном документе подчеркивается, что главная цель для взрослых состоит в том, чтобы научить детей дошкольного возраста сознательным действиям в различных обстоятельствах, воспитывать их самостоятельность и ответственность, чтобы они всегда могли адекватно реагировать на опасности в своей жизни. Важно, чтобы они не пробовали решать проблемы методом проб и ошибок, а умели быстро находить решение с минимальным воздействием на свое здоровье [23].
Дошкольный период является ключевым этапом в развитии личностного опыта ребенка. Это время, когда он начинает осознавать, что значит быть безопасным. В то же время, старший дошкольный возраст отличается высокой активностью движений и увеличением физической мощности ребенка. Вместе с повышенным интересом к окружающему миру и желанием быть самостоятельным, это часто приводит к опасным ситуациям. Поэтому, необходимо уделять особое внимание обучению старших дошкольников правилам безопасного поведения.
Большинство детей дошкольного возраста не обладают необходимыми знаниями о том, что нужно делать в различных экстремальных ситуациях. Для ребенка любое событие, выходящее за рамки его привычной повседневности, может показаться чрезвычайным. Это может быть первая самостоятельная прогулка в соседнем дворе или редкие походы в лес с взрослыми.
Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста является многоаспектным процессом, зависящим от множества факторов. В особенности, важное значение приобретает адекватность воспитания, соответствующая окружающей среде, а также влияние социального окружения, качественный подход педагогов и образовательной среды, а также другие факторы, которые оказывают свое влияние на это формирование.
В настоящее время, существует обширное изучение безопасности в различных сферах, таких как быт, дороги и улицы. Однако, безопасность в природной среде остается слабо исследованной областью. Изучение этого вопроса обычно фокусируется на таких факторах, как пожары, землетрясения и другие стихийные бедствия, которые мало зависят от действий человека в таких ситуациях.
Накопленные знания и практические навыки, касающиеся безопасности в различных сферах жизни, играют неоценимую роль в становлении личности и способствуют успешному выживанию как отдельного человека, так и всей человеческой цивилизации.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе».
Объект – процесс воспитания основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе.
Цель – теоретически обосновать воспитание безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе.
Задачи:
1. Уточнить сущность понятия «безопасное поведение в природе» и его основные характеристики.
2. Уточнить возрастные особенности воспитания основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить наиболее эффективные пути и средства воспитания основ безопасного поведения у школьников в природе.
4. Обобщить результаты исследования.
Методы:
1. Теоретические: анализ и систематизации психолого-педагогической литературы.
В работе опирались на труды следующих ученых: Беседина А. Ф. «Учите детей любить природу», Егоренко Л. И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», Коломеец, Н. В. «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет», Леонтьев, А.Н. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста», Пономарева Л.И. «Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников», Сваталова Т.А. «Формирование экологических представлений у детей раннего возраста».
ГЛАВА 1. Теоретический аспект воспитания основ безопасного поведения у дошкольников
1.1. Сущность категории «безопасное поведение»
В педагогике подразумевается, что безопасность - это состояние, когда жизненно важные интересы личности, общества, организации или предприятия защищены от возможных и реальных угроз, или отсутствуют такие угрозы [19].
В психологии безопасность означает, что человек или его окружение создают такую обстановку, в которой он чувствует себя комфортно и свободно выражает свои мысли и желания [25].
Безопасность является неотъемлемой потребностью как для индивида, так и для общества в целом. Она отражает эффективное функционирование общества, государства и цивилизации. Три основные функции системы социальной безопасности, выделенные А.А. Есиповой и Э.М. Ребко, включают:
1. Экологическая функция. Она направлена на гарантирование сохранения и эффективного использования инвестиций в человеческий капитал, а также на поддержку и развитие социума.
2. Психологическая функция. Одной из целей этой функции является преодоление тревог и неопределенностей, возникающих в реальном процессе развития. Она направлена на предотвращение возникновения и усиления психологического дискомфорта у граждан, а также на поддержку их психического благополучия.
3. Аксиологическая функция. Она направлена на сохранение и обеспечение разнообразия возможностей и ценностей, которые являются основой для выживания общества. Эта функция подразумевает поддержку и защиту социальных ценностей, а также создание условий для достижения максимального потенциала каждого члена общества [6].
Формирование безопасного поведения частично зависит от тренировки. Кроме того, важным аспектом такого обучения является правильное построение ценностей (через воспитание принципов здорового образа жизни) и мотивов (формируемых эффективно в поведенческом тренинге взаимодействия).
В рамках такого понимания, М.В. Погодаева [13] утверждает, что безопасное поведение может быть основано на нескольких уровнях:
• Физиологический уровень охватывает различные аспекты, такие как функционирование организма, эмоциональное состояние и особенности нервной системы. Включает в себя такие аспекты, как сила, устойчивость, гибкость и скорость реакции у индивида;
• Социальные установки (смысловые, целевые, операциональные), которые выражаются через стереотипы, автоматизмы и диспозиции человека;
• Целенаправленное поведение, требующее развития волевого компонента деятельности.
Безопасное поведение - это поведение, которое обеспечивает безопасность личности и не наносит вред окружающим людям. Кроме того, безопасное поведение включает ответственное отношение к своей жизни.
В. В. Сапронов утверждает, что гарантия безопасности для индивида, общества и на международном уровне представляет собой решение целого ряда проблем, связанных с безопасностью, и требует соответствующих действий как отдельных людей, так и общества в целом. Неразумение и пренебрежение роли личности в качестве активного участника деятельности приводит к ситуации, при которой общество обречено сталкиваться с опасными последствиями своих же действий.
Взгляд на безопасность человека с философско-мирозренческой позиции обусловливается социальной философией, занимающейся изучением фундаментальных законов развития личности, социума, сообществ, а также взаимодействия природы и человека, принимая во внимание, что человеческое существо является как действующей стороной, так и объектом влияния. В современном контексте неотложной задачей стоит создание всеобъемлющей теории взаимосвязей природы и общества, задача которой — раскрыть универсальные и фундаментальные принципы их взаимоотношений, учитывающих как непосредственные, так и долгосрочные последствия, основанные на принципах совместного развития природы и общества. Анализируя это взаимодействие в исторической перспективе, выявляется тенденция к усилению влияния общества на природные процессы, где общество выступает в качестве ключевого фактора в структуре биосферы и ноосферы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асаева Е.Е. Воспитание и развитие дошкольников. – Астана: Нур-Пресс, 2016. – 225 с.
2. Беседина А. Ф. Учите детей любить природу // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). СПб. : Свое издательство, 2017 С. 25
3. Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003
4. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2013 – 1136 с.
5. Гарнышева, Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. ФГОС [Текст] / Т.П. Гарнышева. – Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017 – 128 с.
6. Голицина, Н.С. ОБЖ для старших дошкольников [Текст] / Н.С. Голицина, С.В. Люзина, Е.Е. Бухарова. – М.: АСТ, 2014 – 188 с.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2017 – 208 с.
8. Дергунская, В.А. «Образовательная область «Безопасность»: методический комплект программы «Детство» / В.А. Дергунская, Т.Г. Гусарова, В.А. Новицкая, Л.С. Римашевская. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2012 – 184 с.
9. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л. И. Егоренко. – М.: Просвещение, 2009. – 126 с.
10. Есипова, А.А. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности / А.А. Есипова, Э.М. Ребко // Молодой ученый. – 2014 – № 18.1. – С. 36-38.
11. Ефимова, Ю.В. Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Ю.В. Ефимова // Молодой ученый. – 2015 – №6.4. – С. 19-22.
12. Жуматаева Л.Ж. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста // Открытая школа. – 2014. – №2. – С. 87-89.
13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М.: Директ-Медиа, 2008 – 128 с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 522 с.
15. Коломеец, Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: Азбука безопасности, конспекты занятий, игры [Текст] / Н.В. Коломеец. – Вогоград: Учитель, 2011 – 168с.
16. Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика / Е. Е. Кравцова. – Москва : Проспект, 2017. – Библиогр..: с. 320. – 1000 экз. – ISBN 978-5-392-24060- 9. – Текст : непосредственный.
17. Курбанов, М.Т. Эффективность игровых методов обучения при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» / М.Т. Курбанов, Т.И. Атамуратова, Л.М. Дустов // Вопросы науки и образования. – 2017 – № 5 – С. 95-97.
18. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца; Предисл. О. М. Дьяченко. – Москва. : Изд-во Междунар. образоват. И психол. Колледжа, 2019. – Библиогр..: с.144. – 800 экз. – ISBN 5-88919-001-6. – Текст : непосредственный.
19. Ломов Б.Ф. Практическая регуляция деятельности: избранные труды / Б.Ф. Ломов. – М.: МПСУ, 2011 – 145 с.
20. Люблинская А.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2016. – 458 с.
21. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений, 15-е издание / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2015 – 656 с.
22. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – Москва. : Апрель пресс : ЭКСМО-Пресс, 2019. – Библиогр..: с.352. – 600 экз. – ISBN 5-04- 003884-4. – Текст : непосредственный.10. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – Москва. : Просвещение, 2018.
23. Омарова О.Г. Проявление личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста в игре // Вестник КАСУ. – 2016. – №№. – С. 57-63.
24. Палагина Н.С., Морозова А.А., Щеголева Т.В. Психолого педагогическая характеристика детей дошкольного возраста // Образование и право. 2023. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 05.02.2024).
25. Погодаева, М.В. Проектирование модели обучения дошкольников в области безопасности / М.В. Погодаева // Magister Dixit. – 2013 – № 2 – С. 141-147.
26. Погодаева, М.В. Результаты внедрения программы «Моя безопасность в большом мире» в дошкольном образовательном учреждении / М.В. Погодаева // Вестник ТГПУ. – 2015 – № 8 – С. 161-163.
27. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника: ближние и дальние горизонты / Н.Н. Поддъяков. – М.: Обруч, 2013 – 192 с.
28. Пономарева Л.И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников: диссер. канд. пед. наук / Л.И. Пономарева. – Екатеринбург, 1998 – 231 с.
29. Рыжова Н.А. Методика проведения занятий познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста: конспекты занятий / Н.А. Рыжова. – СПб.: Детство-пресс, 2017 – 192 с.
30. Сваталова Т.А. Формирование экологических представлений у детей раннего возраста: учебно-методическое пособие для слушателей курсов проф. подготовки и повышения квалификации работников образования / Т.А. Сваталова. – Челябинск: Цицеро, 2014 – 76 с.
31. Ситинова,С.Р. Историография безопасности жизнедеятельности у дошкольников / С.Р. Ситинова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015 – С. 28-32.
32. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Смирнова Е. О., – Москва : Ин-т практ. Психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2018. – Библиогр..: с.251. – 600 экз. – ISBN 5-89112-042-9. – Текст : непосредственный.
33. Старцева, О.Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения / О.Ю. Старцева. – Москва : ТЦ Сфера, 2014 – 64 с.
34. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М.: МОДЭК, 2004 — 640 с.
35. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – Москва. : Издательский центр «Академия», 2017. – Библиогр..: с. 215. – 1300 экз.– ISBN 5-7695-0149-9. – Текст : непосредственный.
36. Усова А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 2005 – 176 с.
37. ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №, 01155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
38. Шинкарева Л.В. Педагогика и психология. – СПб.: Питер, 2016. – 521 с.
39. Шипунова В.А. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов / В.А Шипунова. – Москва: Цветной мир, 2013. – 96 с.
40. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности / Т.А. Шорыгина. – Москва : ТЦ Сфера, 2010 – 64с.
41. Шорыгина А.Т. Осторожные сказки. Безопасность для малышей / А.Т. Шорыгина. – Москва: Книголюб, 2015. – 156 с.
42. Югова, М.Р. Формирование правил безопасного поведения у дошкольников / М.Р. Югова, Е.В. Лихаузова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014 – С. 125-127.
43. Якобсон, С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. – Москва : Дрофа, 2017. – Библиогр..: с.176. – 300 экз. – ISBN 5-358-00427-0. – Текст : непосредственный