Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся.Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. В этом качестве самоконтроль оказывается включенным во все формы психических явлений, присущих человеку (процессы, состояния, свойства). Многообразие механизмов самоконтроля подчиняется иерархическому принципу организации, в соответствии с которым они представлены на различных уровнях функционирования психики: от протекания отдельных познавательных процессов до выбора мотивов поведения.
Изучением проблемы формирования учебной деятельности и, в частности, действия самоконтроля занимались Д.Б. Эльконин. В.В. Давыдов, П.Я Гальперин, АК. Маркова, ВС. Гончаров, ТВ. Габай, Н.Ф. Талызина, В.В. Репкин, А.Б. Воронцов, Н.И. Кувшинов, и другие. В их работах рассмотрена сущность понятия «учебная деятельность» и её структура, понятие «самоконтроль», а также особенности формирования действия самоконтроля у учащихся начальных классов.
Цель исследования - теоретически обосновать роль самоконтроля младших школьников на уроках русского языка.
Проблемный вопрос: как происходит формирование самоконтроля на уроках русского языка.
Объект исследования - процесс обучения русскому языку в начальной школе. Предмет исследования - самоконтроль учащихся на уроках русского языка.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, научно- методическую, специальную литературу по проблеме формирования навыков самоконтроля у младших школьников.
2.Изучить требования, предъявляемые к знаниям учащихся по русскому языку.
3.Выявить основные виды самоконтроля в начальной школе, показать методы и приемы, используемые при самоконтроле.
4.Обобщить результаты теоретического исследования, сформулировать выводы.
Гипотеза исследования: если младшие школьники будут применять разных виды самоконтроля, то усвоение ими знаний в процессе изучения русскому языку, будет более успешным.
В ходе выполнения работы были применены следующие методы: изучение, анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме курсовой работы;
Теоретическая значимость работы состоит в расширении знаний о способах формирования самоконтроля на уроках русского языка у детей младшего школьного возраста
Структура курсовой работы: введение, научный аппарат работы, две главы и выводы по каждой главе, заключение, список литературы и приложение.
Глава 1. Теоретические основы формирования самоконтроля на уроках русского языка в начальных классах
1.1. Место урока русского языка в системе обучения младших школьников
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности- именно на них лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их становления определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно владеть речевой деятельностью, организовывать её, использовать адекватные способы работы с информацией и т.д.
Методика преподавания русского языка относится к синтетическим наукам - это ясно уже из её названия: понятия «русский язык», «преподавание» и особенно «методика» сама по себе является научным понятием других наук- лингвистики, педагогике и психологии. [2,с234]
Современные ученые - методисты связывают цели методики преподавания русского языка с организацией деятельности двух субъектов педагогического процесса: учителя (его деятельность называется обучением) и ученика (его деятельность называется учением). Поэтому важно принципиальным основанием современной методики как науки является деятельностный подход. Другими словами, педагогический процесс учения- обучения рассматривается в первую очередь как деятельность. Деятельностный подход, в отличии от многих других психолого- педагогических теорий, имеет вполне конкретное практическое воплощение- систему развивающего обучения Д. Б. Эльконина- В. В. Давыдова (подражателей концептуальных идей Л.С. Выготского).
Ключевой позицией модернизируемой школы является понимание смысла и сущности развития. В отличии от взглядов традиционной школы под развитием понимается появление в учащемся не количественных изменений (мало/много знаний, мало/ много умений), а появление в личности обучаемогокачественных изменений, или, выражаясь языком психологов, психически новообразований в сознании обучаемого-способностей. В рамках данной концепции сформулированы условия, при которых обучение становится развивающим.
. Согласно теоретическим положениям школы Л. С. Выготского, обучение продвигается вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным обучение. Крылатой фразой представителей данного направления школы является «обучение забегает вперед развития»« Л. С. Выготский в ходе экспериментального обучения выявил необходимость определения потенциала ученика, его возможностей с точки зрения психофизиологических особенностей индивида и назвал это «зоной ближайшего развития». [1,с.8-11]
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антонова Е.С. Боброва С.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах/ Теоретические основы методической науки/ Издательский центр «Академия»- 2013. с. 8-11
2. Баранов С.П. Педагогика. /С.Л.Баранов - М.: Педагогика, 2015. – 234с
3. Биба, А.Г. Формирование рефлексии в процессе обучения русскому языку //Начальная школа до и после.- 2005. - с.15-18.
4. Варова Т.В.Самоконтроль в работе над грамотностью. Вестник.- 2003.-№11. с.35.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский, - 2003. – 645 с.
6. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности. – М., 2000..-342 с.
7. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. -М.: Просвещение.1012-306с.
8. Коржуев, А.В., Попков, В.А., Рязанова, Е.Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования /А.В. Коржуев В.А. Попков, Е.Л.Рязанова//Педагогика.- 2002.- №1.- С.19-22.
9. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М., 2010. с.654.
10. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования учебных навыков //Нач. шк.-2013.-№ 2.с.67.
11. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/ М.Р. Львов. – М.: академия, 2002. – 306с.
12. Матвеева, Н.М. Формы экспресс –самоконтроля на уроках русского языка Н.М. Матвеева//Русский язык в школе.- 2002.- №6.-С.37-40.
13. Мор Г.А. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся // Начальная школа. - №10. - 2015. - с.18-21.
14. Мор Г.А. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся. //Начальная школа - №4. - 2014. - с. 33.
15. Онищук В. А. Урок в современной школе. - М., 2010. - 523 с.
16. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников//Нач.шк.-2004.-№1.с.241.
17. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. / Е.С.Рабунский. – М.: Педагогика, 2008. – 180с.
18. Распопина О.И. Задания для оценки своих возможностей по русскому языку для учащихся, учителей и родителей//Нач. шк. 2010. - 75 с.
19. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка / .Сидоренков В.А.. – М.: «Просвещение», 2010. – 271с.
20. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.Русский язык в начальных классах. - М., 2005. с.89.
21. Соловейчик М.С.. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения/под ред. М.: Просвещение, 2005.- 342 с.
22. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников-М.: Просвещение, 2009. с.521.
23. Телегина Э.Д., Гагай В.В. Виды учебных действий и их самоконтроль в развитии творческого мышления младших школьников //Вопросы психологии. – 2011. - №1. с.67.
24. Фролов В.В. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. М.: Педагогика, 2008. с.45.
25. Фролова Л.А. Организация самоконтроля на уроке русского языка в 4 классе /Л.А.Фролова //Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ – 2006 - №9 – С.33-36