Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из важнейших сфер жизни современного человека является экономика. Экономическая жизнь является базисной сферой жизнедеятельности общества, связующим звеном между трудовым, нравственным, политическим, правовым, экологическим и другими компонентами системы воспитания.
Современные дети с самого начала своей жизни оказывается в финансовой среде, в которой встречаются экономические слова и определения. Множество различных профессий, продажа и покупка товаров в магазинах и в интернете, реклама на телевидении, разговоры родителей о семейном бюджете и многое другое формируют у детей первые представления об основах экономики и финансов.
Экономическое воспитание детей начинается с дошкольного возраста. Различные методики, технологии, образовательные программы предлагают различные способы формирования у дошкольников экономических представлений (Е.Н. Азлецкая, Е.В. Артемова, Л.Н. Галкина, Н.С. Гладкова, Н.А. Кузнецова, Л.В. Стахович, А.Д. Шатова, Р.И. Яфизова и др.).
В научной литературе подчеркивается, что необходимо с дошкольного возраста развивать элементарные экономические представления, создать условия для воспитания таких качеств, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность, деловитость, развивать формировать разумные потребности и соизмерять их с реальными возможностями, убеждение в том, что труд является средством удовлетворения потребностей.
В педагогической науке предлагаются различные методы и средства формирования экономических представлений у старших дошкольников (игра, проектная деятельность, беседа и другие). Однако при всем многообразии исследуемых аспектов проблемы малоизученными остаются вопросы, касающиеся определения педагогических условий формирования экономических представлений у старших дошкольников.
В связи с этим изучение состояния проблемы формирования экономических представлений у старших дошкольников требует теоретического обоснования педагогических условий, при которых данный процесс будет эффективны.
Проблема исследования: какие педагогические условия будут способствовать формированию экономических представлений у старших дошкольников?
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования экономических представлений у старших дошкольников».
Объект исследования: процесс формирования экономических представлений у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования экономических представлений у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия формирования экономических представлений у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования экономических представлений у старших дошкольников в научной литературе.
2. Провести анализ образовательных программ по формированию экономических представлений у старших дошкольников.
3. Дать характеристику условий формирования экономических представлений у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс формирования экономических представлений у старших дошкольников будет эффективным, если созданы следующие педагогические условия:
а) организация работы с детьми посредством различных видов деятельности;
б) создание разнообразной развивающей предметно-пространственной среды в группе;
в) взаимодействие педагогов и родителей по вопросам формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, классификация).
Этапы исследования: подготовительный этап (определение темы исследования, методологического аппарата исследования), аналитический этап (изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования), обобщающий этап (подведение итогов, оформление результатов исследования).
Теоретико-методологической основной исследования являются работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста Е.Н. Азлецкой, Е.В. Артемовой, Л.Н. Галкиной, Н.С. Гладковой, Н.А. Кузнецовой, Л.В. Стахович, А.Д. Шатовой, Р.И. Яфизовой и др.
Структура исследования: работа введение, одну главу из трех параграфов, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Проблема формирования экономических представлений у старших дошкольников в научной литературе
Термин «представление» пришел из психологии и означает чувственное отражение в сознании предмета или явления. Представления – это наглядный образ, который возникает в процессе восприятия чего-либо, отражения и запоминания окружающей действительности (А.А. Рогалева) [17], форма отражения явлений и предметов окружающего мира, при этом представление не сводится к знаниям, а включает в себя эмоциональное отношение к сформированному образу (Н.С. Гладкова) [6].
В процессе обучения и воспитания у детей дошкольного возраста формируются представления о разных сферах жизнедеятельности, в том числе об экономике. Понятие «экономика» возникло в 5 веке до нашей эры. Его появление связывают с книгой Ксенофонта «Ойкономия». Такое название труд получил от двух других греческих понятий: oikos (дом, хозяйство) и nomos (закон, правило), т. е. экономика – это «искусство ведения домашнего хозяйства» [2].
Впервые идеи формирования у детей представлений об экономике высказал в своей программе материнской школы Ян Амос Коменский. Педагог предлагал знакомить детей с основами «экономического познания», включающими знания по управлению домашним хозяйством, с назначением различных предметов, вещей, с элементарным трудом. Значительную роль Я.А. Коменский отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга» [1].
Вопросы экономического воспитания детей раскрывались в трудах отечественных педагогов и мыслителей (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.). Так, например, А.С. Макаренко считал, что воспитанников необходимо учить распоряжаться деньгами, «управлять ими», формировать у детей разумные потребности [3]. В дошкольной педагогике вопросы экономического воспитания детей изложены в работах Е.Н. Азлецкой, Е.В. Артемовой, Л.Н. Галкиной, Н.С. Гладковой, Н.А. Кузнецовой, Л.В. Стахович, А.Д. Шатовой, Р.И. Яфизовой и др.
Е.Н. Азлецкая, Т.Ю. Олейникова рассматривают вопросы формирования экономических представлений у дошкольников через развитие социально-экономического мышления. Авторы под экономическими представлениями понимают знания о цене и стоимости товаров и услуг, о денежных знаках, об экономии и бережливости, о роли труда в жизни человека, оплате труда [1].
Л.Н. Галкина под экономическими представлениями понимает совокупность 1) знаний о домашнем хозяйстве, труде, товарах, их стоимости, о деньгах, 2) умений бережно относиться к вещам, добросовестно выполнять свои обязанности, 3) качеств (трудолюбие, бережливость, помощь членам семьи, сверстникам, взрослым и другие). Формирование экономических представлений происходит в процессе экономического образования – систематической работы по ознакомлению детей с экономическими понятиями, формированию практических умений и навыков, ценностного отношения к труду, разумных потребностей [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азлецкая, Е. Н. Формирование социально-экономического мышления у детей старшего дошкольного возраста: программно-методическое пособие [Текст] / Е. Н. Азлецкая, Т. Ю. Олейникова. – Краснодар : Новация, 2022. – 63 с.
2. Андрюкова, Д. А. Формирование у детей дошкольного возраста финансово-экономических представлений [Текст] / Д. А. Андрюкова, Л. И. Пономарева // Социально-педагогическое образование: актуальные проблемы и перспективы развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. редактор О. В. Вакуленко, редколлегия : О. В. Вакуленко, Ю. Н. Рюмина. – Шадринск, 2021. – С. 6–11.
3. Аниканова, Ж. С. Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ж. С. Аниканова, К. И. Левшина, О. Г. Гахова, В. А. Пашнева // Инновационное развитие: ключевые проблемы и направления их решения : сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2023. – С. 161–162.
4. Байкова, М. В. Формирование элементарных экономических представлений у дошкольников через дидактические игры [Текст] / М. В. Байкова // Технологии образования. – 2020. – № 2 (8). – С. 64–66.
5. Галкина, Л. Н. Экономика для детей [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. – 170 с.
6. Гладкова, Н. С. Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством дидактических игр [Текст] / Н. С. Гладкова // Актуальные исследования. – 2023. – № 51 (181). Ч. IV. – С. 34–37.
7. Кинеева, М. Финансовая грамота : рабочая программа с методическими рекомендациями [Текст] : пособие для педагогов ДОО / М. Кинеева, В. Кузина. – М. : Просвещение-Союз, 2023. – 63 с.
8. Конончук, А. И. Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации в экономическом воспитании дошкольников [Текст] / А. И. Конончук, Н. А. Концевич // Январские педагогические чтения. – 2021. – № 7 (19). – С. 125–129.
9. Кошелькова, И. В. Формирование представлений об экономике у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр, дидактических игр [Текст] / И. В. Кошелькова // Актуальные вопросы современной науки и образования : сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. – Пенза, 2021. – С. 166–168.
10. Красноперова, И. В. Современные подходы к формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. В. Красноперова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2023. – № 1 (57). – С. 14–20.
11. Кудрявцева, Е. А. Экономическое воспитание старших дошкольников в дошкольной образовательной организации [Текст] / Е. А. Кудрявцева // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2023. – № 3. – С. 13–18.
12. Кузнецова, Н. А. Картотека дидактических игр. Программа финансового воспитания «Дети и денежные отношения» [Текст] : пособие для педагогов / Н. А. Кузнецова. – Екатеринбург : Ажур, 2020. – 38 с.
13. Мельнова, В. В. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / В. В. Мельнова, Е. Ю. Ячикова, Н. И. Левшина. – Магнитогорск : Издательство Магнитогорского государственного технического университета, 2022. – 59 с.
14. Мустафаева, Н. И. Финансовое воспитание : как говорить с ребёнком о деньгах и научить его правильно ими распоряжаться [Текст] / Н. И. Мустафаева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2023. – 173 с.
15. Плисенко, Н. В. Проектная деятельность в формировании первичных финансово-экономических представлений дошкольников [Текст] / Н. В. Плисенко, Е. А. Чернявская // Научный поиск: личность, образование, культура. – 2022. – № 3 (45). – С. 31–34.
16. Пономарева, Л. И. Взаимодействие ДОО и семьи в формировании финансово-экономических представлений дошкольников [Текст] / Л. И. Пономарева, И. В. Красноперова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 76-4. – С. 269–272.
17. Рогалева, А. А. Формирование финансово-экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. А. Рогалева // Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы : материалы XIV Всероссийской молодёжной научно-практической конференции. – Чита, 2022. – С. 193–197.
18. Семенкова, Е. В. Педагогическая диагностика основ финансовой культуры дошкольников [Текст] : пособие для работы с детьми 5-7 лет / Е. В. Семенкова, Л. В. Стахович. – М. : Вита-Пресс, 2023. – 60 с.
19. Сотникова, Л. В. Формирование элементарных экономических представлений старших дошкольников в условиях кружка «Занимательная экономика» в ДОУ [Текст] / Л. В. Сотникова, Л. М. Машковцева // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. № 5 (32). – С. 985–989.
20. Стахович, Л. В. Программа Азы финансовой культуры для дошкольников [Текст] : пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. – М. : ВИТА Пресс, 2019. – 31 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
22. Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников [Текст] : сборник конспектов / Е. В. Артемова. – Омск : БОУ ДПО «ИРООО», 2020. – 59 с.
23. Ханова, Т. Г. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте [Текст] / Т. Г. Ханова, Н. М. Прокофьева // Государственный советник. – 2018. – № 1 (21). – С. 25–31.
24. Ханова, Т. Г. Экономическое воспитание дошкольников в процессе игровой деятельности [Текст] / Т. Г. Ханова, Т. Н. Еракова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-4. – С. 250–253.
25. Шатова, А. Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы / А. Д. Шатова //Дошкольное воспитание. – 2018. – № 2. – С. 22–26.
26. Яфизова, Р. И. Экономическая социализация старших дошкольников: формирование представлений у детей о ценности денег [Текст] / Р. И. Яфизова, Л. К. Ничипоренко // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2019. – Т. 14. № 2. – С. 90–100.