Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В российском обществе обострились социальные проблемы населения, и особенно уязвимы семьи, чьи дети были госпитализированы по состоянию здоровья. Тревожность таких детей, как правило, возрастает. Это, прежде всего, создает психологические барьеры как для родителей, так и для детей, что крайне негативно сказывается на их общении с медицинским персоналом и на эффективности лечения во время госпитализации.
Психологические факторы имеют огромное значение в сохранении здоровья детей и лечении детских болезней. Профессор В.И. Молчанов, посвятивший свою жизнь лечению детских болезней, утверждает, чтобы просветительская деятельность в больницах рассматривалась как форма неспецифической терапии, как средство, позволяющее сделать некоторые медикаментозные методы лечения более успешными. Больные дети испытывают депрессию не только из-за физической боли, но и из-за разлуки с домом и близкими, незнакомой и пугающей обстановки, отсутствия любимых игрушек и привычных занятий.
Дети подвергаются множеству неприятных манипуляций, таких как забор крови, инъекции, лекарственные препараты и различные диагностические исследования. Уже одно это может негативно сказаться на поведении и здоровье ребенка. Поэтому необходимо обеспечить максимально комфортную адаптацию детей к больнице во время их пребывания в ней. Это зависит от медсестер педиатрического отделения. Медсестры, увлеченные своей работой, могут многое сделать в этой области, чтобы помочь детям как можно быстрее восстановиться. Вышесказанное обуславливает актуальность данной темы.
Цель: изучить влияние медицинской сестры на психологическое состояние детей в лечебном процессе.
Задачи:
1.Рассмотреть психологические и эмоциональные особенности детей дошкольного возраста;
2.Изучить реакцию детей на поход и адаптацию к медицинскому учреждению;
3.Проанализировать особенности общения и работы медицинской сестры с детьми дошкольного возраста;
4. Ознакомиться с особенностями общения медицинской сестры с родителями ребенка;
5.Провести анкетирование родителей.
Объект: психологическое состояние детей в лечебном процессе.
Предмет: роль медсестры в адаптации детей в лечебном учреждении.
Гипотеза: Мы предполагаем, что от отношения медицинских сестер к детям зависит психологическое состояние последних в условиях стационара.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МЕД.СЕСТРЫ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ В ЛЕЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Психологические и эмоциональные особенности детей дошкольного возраста
Роль и значение эмоций в жизни человека настолько велики, что возникает вопрос о том, какая связь существует между эмоциями и основными потребностями человека: по мнению К. Изарда, эмоции удивления, страха и отвращения служат потребности организма в самосохранении (для защиты себя во время медицинских процедур). Эмоции гнева, презрения, стыда и печали, напротив, связаны со стремлением к взаимодействию (желание принадлежать к группе, занимать в ней определенное положение). Интерес и удовольствие, напротив, связаны со стремлением к признанию, любопытством и исследовательским поведением. Это иллюстрирует важность эмоций в жизни детей.
Проблема эмоционального состояния детей дошкольного возраста вызывает все больший интерес у медиков и психологов. Это связано с тем, что нравственные, эстетические и интеллектуальные эмоции, характерные для взрослых, не даются детям в готовом виде с рождения. Без специального обучения и воспитания дети дошкольного возраста не могут самостоятельно выражать свои чувства и эмоциональные переживания.
Эмоциональная сфера – основная область психологии детей дошкольного возраста. Она играет решающую роль в развитии личности ребенка, регуляции высших психических функций и общего поведения. Характерной особенностью формирования эмоциональной сферы является то, что эта задача решается на протяжении всего пребывания ребенка в стационаре. Совместная деятельность с медицинским персоналом и сверстниками (занятия, игры, медицинские мероприятия) постоянно влияет на эмоциональную сферу ребенка.
Общение с детьми должно быть построено таким образом, чтобы они могли понять и выяснить для себя, как им следует реагировать и действовать в различных ситуациях. Моделирование взрослого - один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание эмоциональным проявлениям медицинского работника само по себе является психологической коррекцией. При этом медицинский работник должен уметь видеть себя со стороны и демонстрировать эмоциональную культуру. Он является образцом для подражания для ребенка. Гармония личности и интеллектуально-эмоциональное единство возможны только тогда, когда эмоциональная сфера ребенка действительно сформирована. [13]
В последние годы все большее число детей страдают от психологических расстройств, таких как эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессия и тревожность, которые затрудняют их общение с родителями и окружающим медицинским персоналом. Ограниченные телевизором и компьютером, дети реже общаются со взрослыми и сверстниками. Современным детям сложнее реагировать на эмоции окружающих.
Психологическая коррекция, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень целесообразна и важна, так как эмоциональная сфера является основной областью психики ребенка дошкольного возраста и играет решающую роль в развитии его личности. Психологическое развитие детей имеет свои особенности. По мнению И.В. Дубровиной, основой психического здоровья является поддержание совершенного психического состояния на всех этапах развития. Таким образом, психологическое состояние детей и взрослых может отличаться в зависимости от совокупности отдельных новообразований, которые еще не развились у детей, но должны существовать у взрослых. [5]
Выделяю следующие уровни психологического состояния дошкольников:
Высший уровень психологического состояния – «креативный», к которому относятся дети, эмоционально устойчивые, адаптированные к больничной среде, позитивно и творчески относящиеся к стрессовым ситуациям (т.е. ко всем медицинским процедурам и действиям медицинского персонала), накопившие силы для преодоления различных ситуаций. Такие дети не нуждаются в психологической помощи и спокойно контактируют с медицинским персоналом.
К среднему уровню – «адаптивный», относятся дети, которые в значительной степени адаптированы к больничной среде, но с небольшим повышением тревожности. Эти дети могут быть отнесены к группе риска, поскольку они не обладают достаточным запасом сильных сторон психического здоровья для участия в групповой работе, поэтому медицинскому персоналу необходимо разработать индивидуальный подход к таким детям.
Низший уровень – это дезадаптивный, или ассимилятивно-аккомодативный. К ним относятся дети с дисбалансом между ассимилятивными и адаптивными процессами, а также дети, использующие ассимиляцию или адаптацию для разрешения внутренних конфликтов. Ассимиляционный тип поведения характеризуется, прежде всего, стремлением ребенка приспособиться к внешней среде в ущерб своим желаниям. Их неконструктивная позиция выражается в жестком и полном подчинении желаниям медицинского персонала.
Одним из важнейших условий формирования психологического состояния ребенка является наличие определенного напряжения, которое мотивирует его к действиям по выполнению определенной программы лечения. Таким образом, абсолютная эмоциональная безопасность и полное эмоциональное благополучие ребенка не способствуют формированию психического здоровья, а, напротив, могут привести к формированию неактивной и немотивированной личности. Кроме того, пассивный ребенок, не способный проявить необходимую мотивацию в практических действиях по решению поставленных задач, уже считается психологически неразвитым. Что касается необходимости напряжения, то следует помнить, что оно не может быть постоянным и должно чередоваться с состоянием релаксации. [1]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы педиатрии. Сборник тезисов XIX съезда педиатров России с международным участием. Москва, 2022.
2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – М.: Юрайт, 2020. – 196 с.
3. Анфиногенова, О. Б. Педиатрические аспекты сестринского ухода: учебно-методическое пособие для клинических практических занятий обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего образования – программе бакалавриата по специальности «Сестринское дело» / О.Б. Анфиногенова, З.Ф. Нейжмак, А.О. Шебалина; Кемеровский государственный медицинский университет. - Кемерово: 2019. - 76 с.
4. Баксанский О.Е. Этика взаимоотношений педиатрического сестринского персонала и пациентов / О.Е. Баксанский // Педиатрическая фармакология. – 2020; 12 (3). С.608.
5. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 425 с.
6. Детские болезни. Полный справочник / К. М. Капустин [и др.]. - Детские болезни. Полный справочник; 2020-08-31. - Саратов: Научная книга, 2019. - 431 с.
7. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 2. – М.: Юрайт, 2020. – 241 с.
8. Красюков А.В. Участие медицинских сестер в профилактике нарушений психического здоровья // Международный студенческий научный вестник. – 2023. – № 1.
9. Калмыкова А.С., Основы сестринского дела: учебник / Под ред. А. С. Калмыковой – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 256 с.
10. Кильдиярова, Р.Р. Поликлиническая и неотложная педиатрия: учебник / Кильдиярова Р.Р., Макарова В. И. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 496 с.
11. Мухина С.А., Теоретические основы сестринского дела: учебник / Мухина С.А., Тарновская И.И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 368 с.
12. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» - 2-е изд., - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 512 с.
13. Мухина С.А., Тарновская И.И. Основы сестринского дела: учебник – 2-е изд., – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020 – 368 с.
14. Никитина Т.П., Ионова Т.И. Актуальные аспекты исследования качества жизни в педиатрии // Педиатрический вестник Южного Урала. 2022. № 1. С. 4-18.
15. Никитин Ю.П., Руководство для средних медицинских работников / Под ред. Ю.П. Никитина, В.М. Чернышева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 992 с.
16. Рудаева, Е. Г. Сестринское дело в педиатрии. Патология детей раннего и старшего возраста: учебно-методическое пособие для обучающихся по основным образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата по специальности «Сестринское дело» / Е. Г. Рудаева, О. В. Шмакова, З. Ф. Нейжмак; Кемеровская государственная медицинская академия, Кафедра детских болезней. - Кемерово: [б. и.], 2021. - 57 с.
17. Сестринское дело в педиатрии: учеб.-метод. пособие для обучающихся по специальности 34.03.01 Сестринское дело / Р.А. Файзуллина, Е.А. Самороднова, М.А. Казакова.; под общ. ред. профессора Р.А. Файзуллиной. – Казань: КГМУ, 2019. – 80 с.
18. Спирина, Е.Г. Сестринский уход в педиатрии: Учебное пособие для СПО / Е. Г. Спирина. - Саратов: Профобразование, 2018. - 86 с.
19. Тульчинская В.Д. Сестринский уход в педиатрии: учеб. пособие/ В.Д. Тульчинская. – Ростов-на-Дону: Феникс 2020. – 598 с.
20. Учебно-методическое пособие по разделу «Первая помощь и основы ухода за детьми» и учебной практики «Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля». – М., 2019. – 145 с.
21. Шмакова, О. В. Педиатрия: вопросы физиологии и патологии: учебно-методическое пособие для клинических практических занятий обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего образования − программе специалитета по специальности «Медико-профилактическое дело»/ О. В. Шмакова, Е. Г. Рудаева; Кемеровский государственный медицинский университет. - Кемерово: 2019. - 126 с.