Фрагмент для ознакомления
2
I. Пояснительная записка
1.1. Квалификационные характеристики проекта
Введение
Семья традиционно является основным институтом воспитания. То, что ребенок приобретает в детстве в семье, он сохраняет на протяжении всей дальнейшей жизни. Значение семьи как института воспитания обусловлено тем, что ребенок находится в ней значительную часть своей жизни, а по продолжительности его воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с ней. с семьей. В нем закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в ДОУ он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни является основной обязанностью родителей. Семья влияет на ребенка, знакомит его с окружающей жизнью.
По мнению известного педагога Сухомлинского В. А., отношения отца и матери – это основная модель поведения, которая станет путеводной звездой в жизни человека. Когда в семье появляется маленький человечек, родители должны понять свою главную задачу по отношению к нему. Речь идет не только о необходимости накормить и одеть малыша, но и дать ему достойный старт в будущей долгой жизни. Полноценное воспитание дошкольника невозможно без одновременного участия семьи и дошкольного учреждения. Поэтому их взаимодействие просто необходимо. Главное, чтобы методы обучения не противоречили друг другу.
Воспитание и обучение человека возможно на протяжении всей его жизни, но не в той интенсивности, которая присутствует в дошкольном возрасте. В семье ребенок получает первые навыки общения, учится любить, уважать, сочувствовать, радоваться. Именно семья способствует развитию и поддержанию эмоционального и социального уровня ребенка. Здесь формируется нравственный опыт маленького человека.
Общение в семье способствует формированию мировоззрения ребенка, позволяет ему выработать собственные нормы, взгляды, представления.
Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители: улыбка матери новорожденному ребенку; уход за ним; ответы на вопросы маленького ребенка; совместное чтение книг; просмотр образовательных телепередач; даже обычное общение учит ребенка. Эти простые занятия учат детей жизни в семье и большом мире за ее пределами. Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда отношения с родителями оказываются травмирующими и спустя годы вспоминаются взрослым как своего рода печальный опыт. Многое зависит от стиля семейного воспитания. Стили семейного воспитания? Психологи и педагоги выделяют три стиля воспитания в семье: демократический, диктаторский и попустительский.
Основной ориентир при постановке целей и задач при создании семейного клуба являются целями государственной политики в сфере образования. Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей своих функций, повышение качества жизни семьи и обеспечение прав членов семьи в процесс его социального развития.
Нормативной базой разработки проекта являются следующие нормативные документы:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации».
Гарантирует предоставление образования как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но и осуществляемой как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и социально принятые правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
2. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года.
Меры, предусмотренные Концепцией, определены применительно к социально значимым функциям семьи - рождению, воспитанию, содержанию и социализации детей, участию в экономической деятельности государства, сохранению физического, психологического и эмоционального здоровья. ее членов, а также духовное развитие членов семьи и всего общества, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей.
3. Стратегия развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года.
Стратегия, основанная на Конституции Российской Федерации, учитывает нормы Конвенции ООН о правах ребенка, международно-правовые нормы об основных правах родителей, призвана определить комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны с учетом особенностей и потребностей современных детей, социальных и психологических реалий их развития. Стратегия утверждает примат семьи в вопросах воспитания, ориентирована на качественно новый социальный статус социальных институтов образования, обновление образовательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, предусматривающее культурно-исторический системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков.
Идея проекта: развитие партнерских отношений с семьей; обмен опыта семейного воспитания.
Объект проектирования – семейный клуб.
Предмет проектирования – семейный клуб дошкольной образовательной организации.
Цель проекта: -создание организационно-педагогических условий профилактики и преодоления типичных трудностей семейного воспитания посредством неформального образования родителей в условиях семейного клуба.
Задачи проекта:
-способствовать повышению педагогической компетентности родителей, их активной педагогической позиции посредством неформального обучения в семейном клубе.
-способствовать обмену опытом путем изучения и распространения положительного опыта успешного воспитания детей в семьях и обсуждения проблем, возникающих в процессе воспитания детей.
-создать условия для организации и проведения семейного досуга и совместного творчества;
- оказывать психолого-педагогическую помощь детям и семьям для обеспечения адекватных внутрисемейных отношений на всех этапах жизни, в том числе семьям, находящимся в социально опасном положении;
- посредством работы клуба способствовать улучшению социального климата в семьях «группы риска» и семьях, находящихся в социально опасном положении.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный
Прикладная ценность проекта: Взаимодействие родителей и педагогов в ходе реализации проекта для формирования у воспитанников интереса к семейным традициям и обычаям.
1.2. Особенности построения взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста
Большинство ДОУ стремятся создать диалог между родителями, учениками и преподавателями и стимулировать участие родителей в жизни ДОУ.
В реальности же возникают определенные трудности совместной работы с родителями: пассивность и недоверие родителей, социальная закрытость семей, низкая мотивация специалистов к сотрудничеству.
Именно поэтому стоит обратить внимание на некоторые традиции и подходы к вовлечению семьи в образовательный процесс.
Традиционное взаимодействие семьи и ДОУ включает в себя родительские собрания, встречи с воспитателями, родительские комитеты, консультации по вопросам обучения детей и регулярную связь между школьным персоналом и родителями.
Родительские собрания проводятся в начале каждого учебного года, на них обычно рассказывается об особенностях учебного процесса, правилах ДОУ, важных событиях и планах на год.
Встречи с воспитателями проводятся для обсуждения проблем и успехов ребенка в учебе, а также для получения рекомендаций по повышению успеваемости.
Родительские комитеты создаются для участия родителей в организации мероприятий и поддержке деятельности ДОУ.
Кроме этого, в традиционном взаимодействии семьи и ДОУ важным элементом является регулярная связь между школьным персоналом и родителями. Это может происходить через заметки в дневнике ребенка, электронную почту, звонки или личные встречи.
Родительские собрания, совещания и конференции. Эти мероприятия являются стандартным инструментом для взаимодействия между школой и родителями. На них родителям сообщаются новости о жизни ДОУ и обновлениях, проводятся обсуждения лучших практик в обучении, рассматриваются проблемы, вызывающие тревогу, и обмен опытом.
Волонтерство родителей в ДОУ. Родителям стоит проявить свое участие, своеволие и преданность, организовывать прогулки с детьми, проводить детские мероприятия, организовывать культурно-образовательные мероприятия, принимать участие в команде школьных спортивных соревнований и поездок в экскурсии или в учреждения и органы, где может понадобиться помощь. Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагает вовлечение в него всех участников образовательного процесса.
Родители привлекаются в качестве волонтеров в организацию мероприятий для обучающихся…………
Следующей формой взаимодействия можно отметить дистанционное взаимодействие родителей. Родители принимают участие в онлайн-курсах и мероприятиях, посвященных обучению и воспитанию детей. Например, проведение дистанционных родительских собраний.
Это позволяет занятому родителю изучать новые методы обучения, общаться с другими родителями и получать дистанционную поддержку со стороны учителей.
Также эффективной мерой по /для вовлечения родителей в продуктивную деятельность является создание родительских ассоциаций. Родительские ассоциации являются отличным способом для родителей, учителей и администрации ДОУ, чтобы работать вместе по продвижению образовательного процесса и улучшению школьной жизни. В лучшем варианте они могут стать площадкой для обмена идеями и опытом, организации мероприятий, связанных с обучением и воспитанием детей. Основной задачей Родительской ассоциации является предоставление возможности родителям играть роль в обеспечении наилучшего возможного образования свои детям и это достигается через программу действий Ассоциации.
Родительские группы и мероприятия. ДОУ могут организовывать групповые занятия и мероприятия для родителей, чтобы обсудить лучшие практики в воспитании детей, профессиональные достижения ребенка и его учебный успех.
В организации взаимодействия семьи и ДОУ целесообразно использование различных технологий, инновационных практик, ИКТ-технологий, для улучшения коммуникации и сотрудничества между родителями и воспитателями в образовательном процессе: таких как постоянный контакт учителя и родителя; осуществление контроля успеваемости обучающегося родителем; отслеживание достижений ребенка и класса родителями; направление родителей в работе со своими детьми; организация совместной работы родителя со своим ребенком.
Инновационные практики взаимодействия семьи и ДОУ включают в себя использование новых технологий, методов и подходов для улучшения коммуникации и сотрудничества между родителями и воспитателями в образовательном процессе:
Педагог-психолог также в своей деятельности может использовать ИКТ средства, к таким видам деятельности относится работа с родителями: просвещение; консультирование; диагностика; психопрофилактика.
Социальные сети и мессенджеры. Учителя могут создавать группы в социальных сетях или использовать мессенджеры, чтобы регулярно общаться с родителями и давать им обратную связь о том, как их дети справляются с учебой.
Интерактивные родительские собрания и конференции. Такие мероприятия позволяют учителям и родителям общаться в режиме реального времени и обсуждать наиболее актуальные вопросы.
ФОРМА «РЕПЕТИЦИИ ПОВЕДЕНИЯ»: Родителям показывают модель неэффективного и оптимального поведения в любой ситуации межличностного общения, затем это поведение моделируется с помощью ролевой игры в группе и апробируется новое поведение посредством домашнего задания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бочкарева А. В. Индивидуализированное обучение как фактор формирования саморазвития интеллектуальной сферы подростков: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2000. 168 с.
2. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - С. 13.
3. Воронина, М.Н., Ложкина, Е.В. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни посредством применения эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи // Актуальные проблемы дошкольного образования: материалы Международной научно-практической конференции: в 3 ч. / Отв. редактор О.В. Тюкинеева. – Иркутск: Вост.-Сиб. Академия образования, 2013. – Ч. II. – 148с.
4. Взаимодействие детского сада с семьей в физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников / Т.В. Гулидова, Н.А. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 73с.
5. Евсюткина П. А. Роль модальностей восприятия в сенсорно-перцептивной организации учащегося // Молодой ученый. 2017. № 38. С. 28-35. URL: https://moluch.ru/archive/172/45689/ (дата обращения: 19.09.2018).
6. Иващенко Г. А., Шкуратова А. П. Организация нетрадиционных форм проведения занятий в соответствии с индивидуальными особенностями студентов как способ повышения творческих способностей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 14-17.
7. Каган, В.Е. Внутренняя картина здоровья – термин или концепция? // Вопросы психологии. – 1992. - №5. – 129 – 130
8. Майер, А.А., Давыдова, О.И., Воронина, Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
9. Николаева, Е.И., Федорчук, В.И., Захарина, Ю.В. Здоровьесбережение и здоровьформирование в условиях детского сада: метод. пособие. – СПб: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 240с.
10. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. - Волгоград: Учитель, 2015. - С. 7.
11. Социальное партнерство в образовании. - иРЬ: http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/sotsialnoe-partnerstvo-v-obrazovanii.html.
12. Социальное партнерство детского сада с родителями: сб. материалов / сост. Т. В. Цветкова. - М.: Сфера, 2013. - 127 с.
13. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: практ. пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.
14. Титова С. С. К обзору диагностических методик определения модальностей восприятия // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 50-53. URL: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/208/11227/