Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Судебная власть является одним из видов государственной власти и призвана осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие в РФ строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Конституционное закрепление правосудия как отдельной, самостоятельной и независимой государственной власти осуществлено в Конституции РФ в гл. 7 "Судебная власть".
Объектом исследования общественные отношения в сфере исследования судов общей юрисдикции.
Предметом исследования являются нормы права, в сфере исследования судов общей юрисдикции в РФ.
Целью курсовой работы является общая характеристика системы, полномочий и особенностей формирования судов общей юрисдикции.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1.расмотреть судебную систему РФ;
2.исследовать влияние поправок в Конституцию РФ на положение органов судебной власти в системе государственных органов;
3.рассмотреть порядок формирования судов общей юрисдикции;
4.проанализировать полномочия судов общей юрисдикции;
5.раскрыть правовое положение судов общей юрисдикции.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования Конституция РФ; иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, такие как: Гриненко А.В., Нудненко Л.А., Скорев В.А., Чашин А.Н. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем исследования судов общей юрисдикции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании системы судов общей юрисдикции в РФ.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1.Правовые основы системы судов общей юрисдикции в РФ
1.1.Судебная система РФ
Статья 118 Конституции РФ закрепляет исключительное право судов осуществлять правосудие и не допускает передачи этой функции каким-либо несудебным органам государства, в частности прокуратуре. Согласно ст. 1 ФКЗ "О судебной системе РФ", судебная власть в РФ осуществляется исключительно судами в лице судей, присяжных и арбитражных заседателей, осуществляющих правосудие в порядке, установленном законом. Никакие другие юридические или физические лица не вправе осуществлять правосудие. Исключительное право судов на осуществление правосудия основано на том, что их деятельность протекает в рамках особого правового порядка, создающего преимущества при рассмотрении и разрешении дел, которыми не может обладать никакая другая форма государственной деятельности. Такой порядок содержит наибольшую гарантию законного и справедливого решения по делу .
Принцип осуществления правосудия только судом не ограничивается рассмотрением дела в первой инстанции, а характеризует все стадии судебного разбирательства. На каждой стадии правосудие должно осуществляться таким образом, чтобы оно соответствовало характеру и назначению вопросов, подлежащих разрешению на данной стадии. Этот принцип определяет правовую систему, в которой отмена или изменение судебных решений допускается только вышестоящими судами и только при осуществлении правосудия. Решения любого суда не могут быть отменены или изменены никаким государственным органом, в том числе и высшим государственным органом.
В соответствии с ч.2 ст.118 Конституции РФ судопроизводство подразделяется на конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное. Конституционное судопроизводство регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", гражданское судопроизводство определяется Гражданским процессуальным кодексом РФ, уголовное - Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Арбитражный процессуальный кодекс РФ устанавливает процессуальную форму и порядок рассмотрения арбитражными судами подведомственных им дел. Административное судопроизводство регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях и Кодексом административного судопроизводства РФ.
Дополнение ч.2 ст.118, ст.126 и ч.3 ст.128 Конституции РФ указанием на арбитражный процесс как на отдельный вид судопроизводства, в частности наряду с гражданским и административным, возникло в связи с существованием в судебной системе РФ арбитражных судов, которые по своей правовой природе несут ответственность за принятие решений по гражданским и решения по делам, являющимся административными, принимаются и проверяются в особом процессуальном порядке, в том числе Верховным Судом РФ .
Судебная система РФ состоит из Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей субъектов РФ. Данный перечень судов является исчерпывающим. Система судов общей юрисдикции установлена Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ".
Правосудие в РФ может осуществляться только судами, созданными в соответствии с законом. Создание специальных судов не допускается. Существовавшая ранее практика создания таких судов несовместима с законностью. Чрезвычайные суды создавались вне конституционной судебной системы и игнорировали демократические принципы организации судопроизводства. Их деятельность не имеет ничего общего с судебной властью. В то же время Федеральный закон "О судебной системе РФ" не исключает возможности создания судов специальной юрисдикции (специализированных судов). Специализированные суды характеризуются рассмотрением дел с уникальной спецификой или наличием особенностей в их организации (например, суды по интеллектуальной собственности).
Систему судов общей юрисдикции в РФ составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ (ст.1 ФКЗ от 07.02.2011 № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ").
К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
-кассационные суды общей юрисдикции;
-апелляционные суды общей юрисдикции;
-верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
-районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);
-военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
-специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.
К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся мировые судьи.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 4 июля 2020 г. № 144
2. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 14.07.2022) "О Верховном Суде РФ" // Собрание законодательства РФ, 10.02.2014, № 6, ст. 550.
3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) "О судах общей юрисдикции в РФ"// Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 898,
4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, № 11, ст. 1416
Судебная практика
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 4, апрель, 2016,
6. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023) // СПС Консультант плюс
7. Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2020 № 88а-6607/2020, 88а-6789/2020 // СПС Консультант плюс
Научная и учебная литература
8. Антропов, Н. А. Особенности передачи дел из арбитражного судав суд общей юрисдикции / Н. А. Антропов // Арбитражный и гражданский процесс. – 2023. – № 11. – С. 24-26.
9. Борисова, Е. А. Новые суды общей юрисдикции - старые вопросы осуществления правосудия по гражданским делам / Е. А. Борисова // Закон. – 2019. – № 8. – С. 101-110.
10. Гиматдинов, Р. Г. Особенности подачи кассационной жалобы в кассационный суд общей юрисдикции / Р. Г. Гиматдинов // Научный аспект. – 2023. – Т. 7, № 10. – С. 845-851.
11. Корсаков Д.Н. О поправках в Конституцию РФ, регулирующих статус и полномочия органов судебной власти // Российская юстиция. 2020. № 7. С. 55 - 58.
12. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
13. Мусин, Д. И. Порядок обращения в суд общей юрисдикции / Д. И. Мусин // Вестник науки. – 2019. – Т. 1, № 12(21). – С. 159-165.
14. Нудненко Л.А. Конституционное право России : учебник для вузов / Л. А. Нудненко. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 527 с.
15. Папулова, З. А. Новые кассационные суды общей юрисдикции и принцип доступности правосудия / З. А. Папулова // e-FORUM. – 2019. – № 4(9). – С. 5.
16. Скорев В.А. Судебная система РФ : учебное пособие для вузов / В. А. Скорев. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 101 с.
17. Фатхутдинова, И. И. Суды общей юрисдикции как субъекты конституционного контроля / И. И. Фатхутдинова, Ф. Х. Галиев // Modern Science. – 2019. – № 11-1. – С. 133-135.
18. Чашин А.Н. Конституционное право РФ : учебное пособие для вузов / А. Н. Чашин. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 262 с.