Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ЛАМБДАЦИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого - педагогическая характеристика ламбдацизма
Ламбдацизм – это недостатки произношения звуков [л] и [л'], является фонетическим нарушением. Ламбдацизм относится к мономорфным нарушениям.
Звук л - по наличию преграды – согласный. По работе небной занавески - ротовой. По способу образования - смычно-проходной. По месту образования - язычно-альвиолярный. По степени участия голоса - сонорный. Положение органов в норме: Губы нейтральные, расстояние между верхними и нижними резцами 2-4 мм, кончик языка приподнят и прижат к основанию верхних резцов, середина языка опущена, задняя часть приподнята, боковые края опущены, язык седловидной формы [7].
Струя воздуха проходит по бокам. Голосовые связки смыкаются и вибрируют, а мягкое нёбо приподнимается, образуя нёбно-глоточное уплотнение. Мягкое нёбо образует нёбно-глоточное уплотнение. Артикуляция мягкого нёба отличается от артикуляции твёрдого нёба тем, что губы при артикуляции слегка отводятся в сторону. Передняя центральная часть спинки языка поднимается к твердому нёбу и немного продвигается вперед, а задняя часть спинки языка значительно продвигается вперед и вниз вместе с корнем языка.
Типичные формы ламбдацизма [12].
Существует несколько форм ламбдацизма.
Звуки [л] и [л'] отсутствуют; произношение ребенка, в котором отсутствует звук [л], звучит следующим образом: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но всё мышке быо мао».
Межзубное произношение. Акустически правильные звуки слышны, но артикуляция изменчива, а кончик языка находится между резцами.
Заднеязычный носовой звук - носовой назальный [л]. Произношение значительно отличается от правильного, как по артикуляции, так и на слух. Язык касается заднего нёба, а струя воздуха частично или полностью проходит через нос, как в [н]. Слышны два нечетких звука: [нг]. Речь ребенка звучит следующим образом: « Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга. Мышка енга сыр и санго, но всё мышке бынго манго».
Губно-губное (двугубное) произношение. Акустически оно напоминает звук [у], встречающийся в некоторых диалектах, и звук [в], характерный для структуры английской речи. В этом случае звук произносится губами, кончик языка опущен и лежит на дне рта.
Произношение губных зубов похоже на звук [в]. Нижняя губа находится близко к верхним зубам, а кончик языка - на дне рта.
Боковое одностороннее произношение звука [л]: воздух проходит только через одну сторону языка.
Мягкое произношение, между твердым и мягким произношением. В этом случае звук [л] произносится с более приподнятой средней частью на спинке языка.
Параламбдацизмы. Параламбдацизм заменяющий краткие гласные [ы], фрикативные [г] (примеры из южнорусских диалектов), мягкие и полумягкие звуки [л], и [j], встречается чаще всего. Кроме того, [л], заменяется звуками [у], [в], [д], [н], [з], [р], [ль] [2].
Замена звука [л] звуком [ы].
При этом типе неправильного произношения задняя часть языка поднимается, а кончик языка опускается. Ребенок не осознает, что звуки поменялись местами, поэтому взрослые часто думают, что звук [л] пропущен. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа. Мышка еыа сыр и саыо, но всё мышке быыо маыо»
Замена звука [л] звуком [г].
В этом случае кончик языка не поднимается к верхнечелюстным резцам, а отводится от нижнечелюстных резцов и опускается, а задняя часть языка не только поднимается, но и упирается в мягкое нёбо. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага. Мышка eгa сыр и саго, но всё мышке быго маго» [7].
Замена звука [л] звуком [у].
При этом расстройстве кончик языка остается опущенным, а не поднятым за верхнечелюстными резцами, а середина спины выгибается дугой вверх, а не вниз. Ребенок говорит: «Мышка весеё жия, на пуху в угью спая. Мышка ея сыр и саё, но всё мышке быё мае».
В звукообразовании активно участвуют губы, а не язык. Это связано с тем, что, когда звук произносится путем вытягивания вперед, как в [y], слушатель сразу переходит к следующему звуку и не успевает заметить, как он произносится. Однако если вы побудите ребенка вытянуть звук [л], ему будет легче заметить движение губ.
Если прижать пальцем губы ребенка в уголке рта, легко заметить, что он вообще не может произнести звук [л]. При такой замене речь ребенка звучит так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа. Мышка еуа сыр и сауо, но всё мышке быуо мауо». Этот дефект, если его не исправить, часто остается на всю жизнь.
Замена звука [л] звуком [в] [12].
При такой замене язык не участвует в артикуляции, а нижняя губа перемещается к верхнечелюстным резцам. Дети и взрослые часто считают, что это не дизартрия, а просто нечеткое произношение звука [л]. «Мышка весево жива, на пуху в угву спава. Мышка ева сыр и саво, но всё мышке быво маво».
1.2 Характеристика звукопроизносительной стороны у детей дошкольного возраста
Физическое, умственное и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и умение правильно говорить. Речь ребенка формируется на примере его родных и близких: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Существует глубоко ошибочное мнение, что произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без особого влияния и помощи взрослых. На самом деле невмешательство в процесс речеобразования детей почти всегда приводит к задержке развития. Недостатки речи, заложенные в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Речь детей раннего возраста в период ее формирования всегда характеризуется недостатками звукопроизношения. В первую очередь это связано с недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Вторая причина – недостаточная сформированность фонематического слуха, то есть способности воспринимать и различать все звуки речи (фонемы). [9]
При правильном воспитании все возрастные нарушения звукопроизношения исчезают у детей к 4-5 годам. Если процесс установления правильного произношения затягивается, родителям следует показать ребенка логопеду. Неправильное звукопроизношение — одна из наиболее частых логопедических патологий; дефекты звукопроизношения встречаются практически при всех нарушениях речи. По данным Э. Ф. Рау, дефекты звукопроизношения наблюдаются у 15—25% дошкольников.
У детей дошкольного возраста без речевых патологий неправильное произношение чаще всего является единственным дефектом всей речи ребенка: понимание речи, словарь и грамматический строй в норме. Такие случаи измененного звукопроизношения обычно называют дислалией. Термин «дислалия» относится к расстройству речи. Этот термин был введен в 30-х годах 19 века Шультессом [6].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апенова Т. С. Современные подходы к коррекции ламбдацизма у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием старшего дошкольного возраста //Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации. – 2020. – С. 145-150.
2. Белякова, Л. И. Логопедия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. — М.: ВЛАДОС, 2018. — 287 с.
3. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». — 2017. — №3. — С.53-107.
4. Борисова Е. В. Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией //Постулат. – 2020. – №. 5
5. Волкова, Л. С. Нарушение голоса и произносительной стороны речи [Текст]: II часть Ринолалия. Дизартрия / Л. С. Волкова. — М.: Просвещение, 2018. — 364 с.
6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. — М.: Детство-Пресс, 2017. — 36 с.
7. Казимирская И. А. Коррекция нарушения звукопроизносительной стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии //Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2020. – №. 2-3. – С. 28-30.
8. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис- пресс, 2015. — 224 с.
9. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Красанд, 2015. – 216с.
10. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2016. — 680 с.
11. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Лопатина. — СПб.: «Союз», 2015. — 369 с.
12. Меженцева Г. Н., Рыхликова Е. А. звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дислалией //ББК 74+ 88 М 63. – 2022.
13. Миронюк В. В., Болдырева В. Э. Что такое ламбдацизм у детей и способы его устранения //Проблемы общественных наук в России и за рубежом: история и современность. – 2022. – С. 249-253.
14. Татаринцева, Е. А. Современные игровые технологии в процессе развития речи дошкольников / Е. А. Татаринцева, В. Д. Власенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 335-337.
15. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2016. — 223 с.
16. Хацкевич Е. А. Логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи. – 2016., с.257