Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоко нравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России. Данные положения отражены и в образовательных стандартах, в законе об образовании.
Декоративное народное искусство является частью национальной культуры, в котором проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности.
Декоративное искусство близко и понятно детям, оно соответствует их мировосприятию, а высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства делают его незаменимым средством в формировании изобразительных умений и навыков у детей. Специфика занятий декоративным рисованием способствует развитию у детей творческой фантазии, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.
Младший школьный возраст - наиболее активный период развития творческих качеств и приобретения опыта, осуществления творческой деятельности. В требованиях ФГОС НОО подчёркивается важность и необходимость создания условий для раскрытия творческого потенциала ребёнка, развитии его творческих способностей, формирования умений и навыков, необходимых для его самореализации.
На уроках изобразительного искусства и в системе дополнительного образования учащимся предоставляется возможность стать истинным субъектом творчества. Важная роль в решении проблемы развития изобразительного творчества младших школьников отводится ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством, ярким примером которого является декоративная роспись – к примеру, хохломская и городецкая.
Проблема развития изобразительного творчества младших школьников в процессе ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства нашла свое отражение в научно-педагогических и научно-методических трудах многих отечественных ученых (В.А. Барадулина, А.А. Грибовской, Ю.В. Максимова, Г.Н. Пантелеева).
Цель: на основе изученной научной и методической литературы разработать методическое пособие для обучения декоративной росписи на занятиях в подготовительных группах в художественной школе.
1. Дать определение «декоративной росписи».
2. Определить методы декоративных росписей (городецкая роспись и хохлома).
3. Разработать методическое пособие для обучения декоративной росписи на занятиях в подготовительных группах в художественной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Декоративная роспись: гжель и хохлома
Изобразительное искусство – одно из самых древних сфер деятельности людей, непременно развивающееся и, тесно вплетающееся в быт каждого человека. Из научных материалов разных дисциплин известно, что человек во многом отличается от животного по многим факторам, например: членораздельная речь, развитый интеллект, прямохождение, умение создавать орудия труда, отличный от многих животных скелет и возможность абстрактно мыслить, что помогает совершенствовать различные способности человеческого организма.
Человеческому развитию присуще и развитие различных сфер деятельности, для улучшения качества существования на земле. Например, изобразительное искусство, берущее свое начало еще с первобытных времен, когда люди еще жили в пещерах. Так, на стенах пещер, путем изображения разными материалами, появлялись сюжеты из жизни древних людей – петроглифы, а на костях, которые когда-то принадлежали животным, вырезались пиктограммы.
Как известно, целью изобразительного искусства, является – приобщение к духовной культуре, как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, которые способствуют творческому и нравственному саморазвитию человека, а также сохраняет целостность его внутреннего мироустройства.
Разумеется, современное искусство во многом отличается от искусства каменного века, ведь оно развивалось, крепко взаимодействуя с человеком. Со временем совершенствовала моторика, умственные способности людей, соответственно изобразительное искусство получало новые технологии, материалы для исполнения, методы выполнения и различные направления. Так, человек научился работать на разных поверхностях, используя для этого новые изобретения.
Декоративная роспись - орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно прикладного искусства.
Городецкая роспись – русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, возникший в середине XIX века в Нижегородской губернии.
Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в районе города под названием Городец. Деревянные прялки жители окрестных деревень украшали резьбой. Сначала узор создавался с использованием вставок из других пород дерева, затем был тонирован резной орнамент, и даже позже роспись полностью заменила резьбу.
Городецкие прялки отличались от обычных тем, что их вытачивали не из цельного куска дерева, а из двух частей – гребешка и дна. Дно представляло собой широкую доску: оно сужалось с одного конца, и в этом месте делалось отверстие для ножки конька. Красили только дно: когда прялку не использовали, ее вешали на стену в качестве украшения. Вскоре яркими рисунками стали украшаться не только прялки, но и сани, сундуки, мебель, игрушки, ящики, деревянные панно и многие другие предметы. Изначально для росписи использовались яичные краски, на смену им пришли масляные, темперные и гуашевые краски .
Да и сама Городецкая картина со всеми сюжетными сценами имеет необыкновенное, сказочное, мифическое начало. Знаменитая купавка, которую еще называют «розовой» или «яблочной», украшает композиции повсюду. Это не простой цветок и не похож на розу. Свое название он получил от Купавы, по Даля – от Купалы. Языческий праздник на Руси – день Ивана Купалы отмечался в самую короткую ночь: считалось, что все живое на Земле, и особенно растения, в эту ночь вступили в полную силу. В каждом селе издавна отмечается праздник.
Жгли костры, гадали судьбу на венках, собирали травы у нечистых духов. В лесах искали цветок папоротника, который цветет только ночью в году, и тот, кто его найдет, получит удачу, счастье, богатство и успех во всех делах. Никто не знал, как он выглядел, каждый наделял его своим цветом – желтым, синим, красным, даже черным, но все знали, что он самый красивый .
Городецкая роспись выполнена на деревянной основе, предварительно загрунтованной желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступили к прорисовке деталей.
Сюжеты Городецкой росписи – это, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепитие, охота, свидание влюбленных и многое другое.
Развивается стиль городецкой росписи. Цветы, листья, лошади, птицы, характерные фигуры людей с линиями глаз, носа, бровей, губ – все это создает лицо картины, делает ее узнаваемой. А разнообразие сюжетных сюжетов от любимых изображений города до деревни дает богатые возможности для создания новых композиций.
Цветы были любимым мотивом городских мастеров. Часто можно было увидеть изображения животных, в частности лошадей и птиц. Но некоторые мастера прибегали к более экзотическим изображениям, например, рисовали львов. Такие рисунки обычно были парными: животные на изделиях смотрели друг на друга, как на гербах.
Расцвет ремесла пришелся на 90-е годы 19 века, а уже в начале 20 века интерес к ремеслу начал угасать. Однако в 1935 году художник Иван Овешков открыл в селе Косково общественную мастерскую, где начал профессионально обучать молодых мастеров городецкой росписи .
Через два года работы его учеников экспонировались на выставке народного творчества в Третьяковской галерее. А после войны в селе Курцево под руководством художника Аристарха Коновалова открылась артель «Стахановец», которая через несколько лет превратилась в фабрику. Эта фабрика работает до сих пор: здесь мастера-живописцы производят декоративные панно, расписные игрушки, детскую мебель, деревянную посуду и другие предметы.
У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие техники для создания нужного цвета. Городецкие мастера умели создавать баланс красочных пятен на поверхности предмета, добиваясь единства цвета и завершенности росписи. Время добавления Городецкой росписи – около 50 лет. Сложился стиль этой росписи, родился городецкий орнамент, в котором решающими стали крупные цветные формы и пятна, разреженные и лаконичные .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алферов, Л.Г. Технологии росписи: Дерево. Металл. Керамика. Ткани / Л.Г. Алферов – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000. – 336 с.
2. Арбат, Ю.А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат, М.: Издательство «Изобразительное искусство», 1970. – 160 с.
3. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: Учеб.-метод.пособие: Для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2006
4. Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры / Р.А. Бардина – М.: Высшая Школа, 1998. – 318 с.
5. Величенко, Н. «Роспись: техники, приемы, изделия» (Энциклопедия) «АСТ-ПРЕСС» / Техники. Приёмы. Изделия.pdf. Название: Роспись. Техника. Приемы. Изделия. Автор: Наина Величко. Издательство: АСТпресс, 1999. – 174 с.
6. Вишневская, В.М. Хохлома. Л., «Искусство», 1969. – 71 с.
7. Гиббс, Н. Работы по дереву. Практический курс / Н. Гиббс. – Москва: АСТ, 2009. – 981 с.
8. Голубева, О. Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. – М.: Искусство, 2004. – 119 с.
9. Грибовская, А.А. Учебно-наглядное пособие для детей «Детям о народном искусстве», Москва: «Просвещение», 2002. – 64 с.
10. Дроздов, С.А. О формировании профессиональных компетенций заочников бакалавров на занятиях по композиции // Вопросы педагогики. – М., 2021. – № 5-1. – С. 82-89.
11. Дроздов, С.А. Поэтапность как чувственно-логическая основа методического принципа выполнения учебного академического рисунка в вузе // Успехи гуманитарных наук. – Белгород, 2021. – № 8. – С. 58-66.
12. Дроздов, С.А. Проблема и анализ методики последовательного изображения рисунка натюрморта из гипсовых геометрических тел (теория, практика) // Вестник педагогических наук. – Белгород, 2021. – № 6. – С. 194-202.
13. Дроздов, С.А. Роль специальных упражнений по композиции в развитии творческих способностей студентов заочников 1-х и 2-х курсов художественно-графических факультетов педвузов // Наука и школа. – М., 2013. – № 1. – С. 119-124.
14. Жегалова, С.К. Сокровища русского народного искусства: резьба и роспись по дереву / С.К. Жегалова, С.Г. Жижина, Ю.С. Черняховская, – М.: Дрофа, 2012. – 135 с.
15. Мезенцева Ю.И. Духовно-нравственное воспитание в современном обществе. М.: ИИУ МГОУ, 2013.
16. Народное искусство и детское творчество, Грибовская А.А. Издательство: Просвещение, 2006
17. Попова, С.А. Народные художественные промыслы. – М.: лег. и пищ. промышленности, 1984. – 191с.
18. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву: технология нар. худож. промыслов: учебное пособие для студентов вузов /М.С. Соколова – М. ВЛАДОС, 2001. – 303 с.
19. Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе / А.С. Хворостов. – М.: Просвещение, 1988. – 174 с.
20. Цыркун, И. И. Педагогика современной школы: Основы педагогики: Дидактика: учеб.-метод. пособие, 2019