Фрагмент для ознакомления
2
Формирование потребности и способности к самостоятельному обучению, непрерывному образованию и самовоспитанию у школьников является важной стратегической задачей современной российской школы. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования определяет основные цели образования, одна из которых направлена на формирование личности учащегося, творческих способностей, интереса к учебе, стремления и умения учиться. Невозможно решить эту проблему, не вызвав у обучающихся постоянного любопытства и желания узнавать что-то новое. От этого зависит будущая успешность школьников не только в школьные годы, но и в дальнейшем профессиональном образовании.
В настоящее время проблема интереса как важного стимула формирования личности привлекает внимание как исследователей, так и педагогов-практиков, занимающихся поиском эффективных методов и мероприятий развивающего обучения.
Познавательный интерес - интегральное качество человека, имеющее сложную структуру, включающую отдельные психические процессы (психические, эмоциональные, регулятивные) и объективно-субъективную связь человека с миром, выражающуюся в отношениях. Ребенок понимает, что его интересует основной процесс деятельности, потому что сильнейшим мотивом обучения является познавательный интерес, который активно связан с системой ценностных ориентаций, целей, результатов труда, отражает все компоненты личности.
Актуальность исследования определяется и выбором эффективных методов и форм развития познавательного интереса обучающихся.
Внеурочная деятельность русскому языку – важное звено учебно-воспитательной работы в школе. Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности учителей русской словесности. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся, подготавливает их к самостоятельной научно-исследовательской работе.
Проблема развития интереса к изучаемому языку у младших школьников сегодня является одной из актуальных и сложнейших педагогических проблем. Не менее важным является поиск путей и средств развития интереса у младших школьников к предмету «Русский язык». Часто среди любимых учебных предметов обучающихся младших классов можно услышать физическую культуру, окружающий мир, но не лингвистические уроки.
Таким образом, актуальность темы нашего исследования объясняется с нескольких сторон:
- социальной – требования к конкретизации результатов обучения выпускников начальной школы предопределяют усложнение процесса обучения, расширение содержания и методов оценки знаний. В результате чего уровень знаний обучающихся в пределах одного класса значительно варьирует;
- педагогической – в настоящее время заметно не только снижение уровня знаний обучающихся, но и пониженной мотивация к обучению. Такая ситуация порождает необходимость ориентация на знания учащихся, их склонности к учению, личностных возможностях;
- методической – процесс обучения должен быть организован так, чтобы максимально реализовать возможности каждого. Поэтому целесообразно осуществлять работу во внеурочное время.
Проблема исследования: каковы возможности внеурочной деятельности в развитии интереса к русскому языку у младших школьников?
Цель исследования: изучение возможностей внеурочной деятельности по русскому языку для развития интереса обучающихся к изучению предмета.
Объект исследования: процесс развития интереса к русскому языку у младших школьников.
Предмет исследования: возможности внеурочной деятельности по русскому языку как средства развития интереса обучающихся к изучению предмета.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что внеурочная деятельность может являться средством развития интереса к урокам русского языка у младших школьников, если в ней будут использованы различные методы и формы организации деятельности обучающихся.
В соответствии с проблемой, целью и предметом были сформированы следующие задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия «интересы» младших школьников;
2) рассмотреть методику внеклассных мероприятий по русскому языку в младших классах
3) выявить особенности использования проблема исследования младших школьников как средства развития интереса обучающихся к изучению русского языка.
Теоретико-методологическая база исследования. В процессе написания работы были проанализированы труды педагогов и психологов в области:
- сущности и особенностях формирования и развития познавательного интереса у детей (А.Г. Волостникова, Т.В. Костаева, Г.И. Щукина);
- использовании внеурочной деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста (М.А. Бекиш, Л.К. Максимов, Г.И. Щукина).
Методы, использованные для написания работы:
- теоретические методы - анализ, синтез монографический, изучение литературы графический;
- эмпирические - наблюдение, беседы, тесты, изучение документов, экспериментальная работа (эмпирическая работа), указание методов математической обработки данных исследования.
Научная новизна результатов данного исследования определяется тем, что в работе были апробированы результаты диагностики познавательного интереса у обучающихся начальной школы.
Теоретическая значимость результатов работы определяется систематизацией научных исследований в области развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка во внеурочной деятельности.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанные внеурочные занятия по русскому языку могут быть использованы учителями начальной школы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы развития интереса обучающихся младших классов к изучению русского языка во внеурочной деятельности
1.1Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Психологические особенности обучающихся должны учитываться на каждом периоде образовательного процесса. Чтобы понять особенности мотивов младших школьников, необходимо соотнести их с особенностями периода развития школьника в целом. Учитель начальных классов в своей работе всегда учитывает возрастные особенности детей, но при этом сталкивается с трудностью определения непрерывности переходного периода, например, при определении того, какие возрастные особенности из при переходе из детского сада в начальную школу [12].
Поступив в начальную школу, ребенок никогда не переставал интересоваться игрой. Но теперь его ведущей деятельностью стала учебная. Очевидно, что замена игр динамичным типом обучения не может создать положительные условия для адаптации ребенка к школе. В этом случае можно сказать, что если игры не соответствуют деятельности в жизни младшего школьника, это приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к обучению в школе. Практикующие учителя это прекрасно понимают и практически всегда используют на своих уроках игровые технологии или их элементы. Игра как ведущая деятельность не переживает окончания ребенка и сохраняет свою актуальность не только в первом классе, но и во втором классе и далее.
Начальное образование является основой всего общего образования. В начальной школе существует множество благоприятных условий для целенаправленного формирования личности ребенка, развития интеллектуальных способностей и, как следствие, общего успешного проектирования образовательной среды.
Учение – основная деятельность школьников, в ходе которой решаются основные задачи, поставленные перед школой. Понятно, что эффективное обучение напрямую связано с вовлеченностью учащихся в процесс. В.В. Краевский, А.А. Вербицкий, В.К. Дьяченко пытался найти наиболее эффективные методы обучения, позволяющие активизировать и развивать познавательный интерес учащихся к содержанию обучения [19].
Как уже было отмечено, ФГОС НОО сегодня помимо знаний, умений и навыков, то есть, предметных учебных знаний, регламентирует также формирование у школьников метапредметных образовательных результатов. Они представлены в ФГОС и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), регулятивными, познавательными и коммуникативными. Можно говорить о том, что формирование универсальных учебных действий это один из современных приоритетов начального образования и проектирование развивающей образовательной среды заключается также в успешном формировании у младшего школьника всего комплекса УУД [23].
Действующие стандарты начального образования ориентированы, в первую очередь, на образовательный контент. Образование основывается на объеме знаний, умений и навыков, которые должен приобрести ученик. Ученые и преподаватели определили, что должен знать ученик по тому или иному предмету. Не все дети успешно адаптируются к новой среде при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.
Причины адаптации и дезадаптации могут быть разными, социальными или биологическими. Под школьной дезадаптацией понимают стратегии профилактики и преодоления трудностей для младших школьников, которые не могут своевременно адаптироваться к образовательной деятельности. Исследователи отмечают, что если этот процесс не предотвратить в начальной школе, он может продолжаться до самого ученика. В этом случае ребенка не понимают не только педагоги, но и его родители [11].
Психологи считают, что увеличивается количество детей, которым не удается адаптироваться к условиям школьной жизни. Они приходят в школу из дошкольной образовательной организации, где их ведущей деятельностью являлась игровая деятельность. В школе же детям приходится резко переключаться на учебную деятельность. Содержание всех образовательных областей в основной образовательной программе строго регламентировано, и педагог обязан обучить ребёнка всем тем дисциплинам, которые заложены в образовательной программе. Дети далеко не всегда понимают и принимают те требования, которые к ним предъявляют и это приводит к углублению причин возникновения дезадаптации у подрастающего поколения. Это может выражаться в ухудшении взаимоотношений с учителями и родителями. ребёнок не желает идти в школу. Ему сложно и некомфортно в этой новой для него среде.
Дезадаптация ребёнка в школе практически всегда влечёт за собой неуспеваемость, конфликтность, агрессивность и поведенческие нарушения. Чем старше становится ребёнок, тем более усиливается асоциальность всех этих действий. Если педагогам не удаётся адаптировать ребёнка к системной учебной деятельности в условиях младшей школы, ему угрожает опасность быть хронически неуспевающим учеником. Сами асоциальные действия ребёнка будут являться проявлением сложного социального и психологического явления - дезадаптации. Дезадаптация может проявляться у ребенка разнообразно. Это зависит от его возраста, симптомов проявления и многих иных факторов [12].
При этом основные аспекты школьной дезадаптации следующие:
-слабая успеваемость в обучении либо полное ее отсутствие;
-нарушение эмоционально-личностного отношения к обучению;
-нарушения в поведении [24].
Психологи считают, что в большинстве случаев дезадаптация осложняется отклонениями в психическом развитии субъекта. При этом многие дети средних способностей и без психических отклонений в развитии могут также быть дезадаптированными, начиная с начальной школы. Специалисты считают, что это происходит от того, что дети не успевают осваивать программный учебный материал, поскольку программы дисциплин очень насыщенные и иногда на освоение предметов у детей не хватает личного ресурса, а у педагогов нет возможности дольше задерживаться на той, или иной учебной теме. В данном случае речь пойдёт о процессах коррекции, которые необходимо обеспечить педагогу по отношению к каждому ребёнку. Но также часто звучат предложения о том, что для того, чтобы младшие школьники могли быть хорошо адаптированы к школе, необходимо правильно организовывать их внеурочную деятельность. Причём это должны быть творчески ориентированные виды деятельности, которые позволили бы разгрузить ребёнка интеллектуально. Всё это возможно лишь в том случае, если у ребёнка не наблюдается никаких иных отклонений [20].
Предотвращать все эти явления призвана система образования. Процесс, который будет способствовать реализации способностей детей в учебно-воспитательном процессе, и будет являться адаптацией в ходе процесса их максимальной социализации и развития интереса к учению.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
2. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 2012. – 192 с.
3. Барташникова, И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. – Лабиринт, 2018. – 45 с.
4. Бекиш, М.А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности / М.А. Бекиш// Начальная школа. – 2021. – № 11. – 56 с.
5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 2019. – 190 с.
6. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.В. Крившенко. – М.: Юрайт, 2015.
7. Волков, И.П. Педагогические технологии / И.П. Волков. – М.: Просвещение, 2010. – 381 с.
8. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. – М., 2018. – 75 с.
9. Выготский, Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2020. – 127с.
10. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. – М.: 2018. – 345 с.
11. Деркач, А.А. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком / А.А. Деркач, С.Ф. Щербак. – М., 2011.
12. Дусавицкий, А.К. Формула интереса / А.К. Дусавицкий. – М.: Педагогика, 2018.
13. Занъко, С.Ф. Игра и ученье. / С.Ф. Занько. – М.: Просвещение, 2016. – 226 с.
14. Иванова, Н.В Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. – 2014. – №2.
15. Колоскова, О.П. Возможности дидактической игры в процессе интеллектуально-познавательной внеурочной деятельности / О.П. Колоскова// Начальная школа. – 2018.– №8.– 116 с.
16. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 2012.
17. Костаева, Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся / Т.В. Костарева. – М.: КАРО,2018.–118 с.
18. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: учеб.пособие / Г.Ю. Ксензова – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 213 c.
19. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – СПБ, 2018.– С.55.
20. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций:учебное пособие / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2010. – 528 с.
21. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: ИТРК, 2014. – 288 с.
22. Максимов, Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника / Л.К. Максимов // Мотивация учения. – Волгоград, 2018.
23. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
24. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2019.
25. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2018.
26. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 2017. – 269 с.