Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Новый образовательный стандарт предусматривает развитие универсальной коммуникативной образовательной деятельности. А это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение выражать свою точку зрения на события и действия, и умение формулировать свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение играть различные роли внутри группы, а также умение сотрудничать в парах.
Известно, что многие дети испытывают значительные трудности с последовательным выражением своих мыслей и чувств. Письменные и устные высказывания школьников часто характеризуются бедностью мысли и языка, имеют композиционные дефекты и изобилуют многочисленными ошибками и неточностями речи.
Существует ряд условий, без которых невозможна речевая деятельность, а значит, и успешное развитие речи учащихся. Первое условие — потребность детей говорить, второе — то, что нужно сказать, т. е. наличие содержания; третье – создать хорошую разговорную среду.
Психологическая природа речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрыты в работах Л. С. Выготского[3], А. А. Леонтьева[14], С. Л. Рубинштейна[23] и др. Вопросы методики развития речи учащихся представлены в работах К.Д. Учинского, Л.Н. Толстой, Е.И. Никитин, Н.Ф. Бунакова, Е.И. Тихеева, К.Б. Бархина, М.А. Рыбникова и др.
Объект исследования- особенности развития речи
Предмет исследования – методы развития речи на уроках русского языка
Цель исследования- раскрыть методы развития речи на уроках русского языка
Задачи исследования:
- раскрыть особенности развития речи как методическое понятие
- рассмотреть систему работы по развитию речи на уроках русского языка
- изучить эффективные приемы и способы развития речи учащихся на уроках русского языка
- провести анализ программного материала начальной школы по русскому языку с точки зрения развития речи учащихся
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ КАК ОСОБАЯ ОБЛАСТЬ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Развитие речи как методическое понятие
Понятие «речь» междисциплинарно: оно встречается в лингвистической, психологической (психолингвистической) и методологической литературе. Лингвисты склонны писать о речи с точки зрения ее сравнения с языком.
Для них язык — это «система материальных единиц, служащих для общения людей и отражающихся в коллективном сознании, абстрагируясь от конкретных мыслей, чувств, желаний, а речь — это последовательность языковых знаков, построенная по его законам. и из его материала и в соответствии с требованиями выраженного конкретного содержания (мыслей, чувств, настроений, волевых состояний, желаний и т. д.)...
«Язык есть «средство общения в возможности (силе)», слово – «то же самое средство в действии (достижении)». Это различие между языком и речью важно для техники.
На этом основании методисты различают изучение языковой системы и изучение функционирования языка; изучение системы языковых понятий и изучение функционирования, применения, использования языковых средств «для взаимодействия с другими членами коллектива», для передачи сложного содержания, включающего помимо самой информации обращение (вызов , обращение) к слушателю, побуждая его к действию (соответственно, ответному действию).
По сути, на этой основе намечен функциональный, стилистический и содержательный план работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка.
Психологи и психолингвисты рассматривают речь как процесс порождения и восприятия высказывания, как специфически человеческий вид деятельности, обеспечивающий общение.
По мнению А. А. Леонтьева, сам речевой процесс представляет собой процесс перехода от «речевого намерения» к его воплощению в значениях того или иного языка и затем к его осуществлению во внешней - устной речи или письменной. Речь как психологический процесс является предметом психологии.
Естественно, психологов интересуют такие проблемы, как внутренняя и внешняя речь, их взаимодействие, речевые механизмы, особенности устной и письменной формы процесса общения, свойства речи личности, речь как способ существования сознания, как способ существования сознания. форма мышления, форма обобщения и т. д.
Методисту чрезвычайно важно знать, что на самом деле представляет собой речь как вид деятельности, важно знать, как происходит процесс порождения и восприятия высказывания. Интенсивно развивающаяся в последнее время психология речевого общения особенно важна для методики развития речи, которая интересуется, как именно в психологическом смысле «происходит процесс установления и поддержания целенаправленного контакта… между людьми», как именно происходит процесс решения «коммуникативной задачи», какие именно причины (мотивы) определяют высказывание, каковы его функции, какие психологические факторы «приводят к тому, что данный человек говорит именно то, что он говорит, и именно так, как он это говорит.
Тему речевого развития иногда неуместно расширяют и включают в нее формирование навыков правописания в этом направлении методики.
Очевидно, в данном случае понятие «развитие речи» переносится в лингвистическую трактовку вопроса «культурная речь», встречающуюся в некоторых учебниках по культуре речи, предназначенных для речевых работников печати, радио, телевидения, ораторов, преподаватели и пропагандисты.
Именно в этих работах дается понятие «культурный дискурс», который таким образом характеризуется как богатый, выразительный, точный, правильный и т. д. дискурс. «Культурная речь в устной форме должна отвечать существующим ныне нормам ортопии, в письменной — нормам орфографии и пунктуации».
Несомненно, одним из признаков культурной речи является ее соответствие нормам русского литературного языка. И в связи с этим, конечно, чрезвычайно важно обучение орфографии и пунктуации в школе.
Однако работа по развитию орфографических навыков имеет свои задачи, свое содержание и свои средства.
Освоение навыков правописания и овладение умением выражать мысли - это по существу разные процессы и поэтому требуют от учителя разных усилий по организации деятельности учащихся. "В школе, когда "говорят о развитии речи, - писал В. А. Добромыслов", - о развитии орфографических навыков обычно не говорят". [4]
Развитие речи и развитие навыков правописания считаются взаимосвязанными, но тем не менее разными сторонами языковой работы.
Речевое развитие на уроках русского языка – это вся работа, проводимая лингвистом конкретно и в связи с изучением школьной программы (грамматики, словообразования, орфографии и т. д.) по овладению учащимися языковыми нормами (произношенными, лексическими, морфологическими). , синтаксический), а также умение выражать свои мысли устно и письменно, используя необходимые языковые средства в зависимости от цели, содержания речи и условий общения.
1.2. Система работы по развитию речи на уроках русского языка
Речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, формирования мыслей, понимания окружающего мира, планирования своих действий и т. д.
Оно специфично, связано с объектами действительности, может быть оценено с точки зрения истины, оно интенционально и направлено на конкретную цель, оно ситуативно детерминировано, динамично, развивается во времени и пространстве, оно субъективно и индивидуально.
Виды: внешний и внутренний; Внешнее делится на устное и письменное, монологическое и диалоговое, а также по стилям и жанрам.
Устная и письменная речь – это вид речи. Свойства урана: скорость его образования, отсутствие подготовки; отсюда сравнительно простой синтаксис, редкое употребление придаточных предложений, изолированных и вводных конструкций, частое употребление эллиптических конструкций; ситуационная
Важную роль играют невербальные средства общения: интонация, паузы, логические акценты, жесты, мимика, недомолвки, указания на окружающие предметы и т. д.
Речь старшеклассников при поступлении в учебное заведение переходит в волевую сферу, перестает быть ситуативной (за исключением повседневной жизни), ученик строит ответ на вопрос, строит предложения, выбирает слово, строит монолог, пишет эссе и т. д.
Понятие о нормах и культуре речи постепенно входит в жизнь школьника, происходит стилистическая дифференциация речи и с 12-13 лет начинается формирование индивидуального стиля; если дошкольник использовал только два вида речи — говорение и аудирование, то школьник овладевает еще двумя — чтением и письмом, они становятся для него такими же привычными, как и первые два; речь становится инструментом познавательной и учебной деятельности, а также средством социальной деятельности (преимущественно с четвертого класса) и средством профессионального самоопределения в старшей школе;
Учащийся как бы отделяет свою речь от своей личности, изучает ее главное средство - язык, усваивает его законы, и в то же время мышление ученика обогащается.
В школьный период происходит увеличение лексического богатства: в IV классе - около 7-12 тыс. слов, в VIII классе - 15-45 тыс., в X классе - 25-60 тыс. Размеры предложений: в IV год обучения – в среднем 7 слов, в классе Х – 25 – 60 000. VI – 9, VIII – 10, X – 11 – 12 слов. Процент сложных предложений составляет соответственно 22 – 32 – 36 – 41.
Общие тенденции: во-первых, тенденция к количественному увеличению запаса языковых средств – слов, сочетаний и т. д., увеличение размера и сложности синтаксических конструкции; во-вторых, рост разнообразия и дифференциации используемых языковых средств. Эти две тенденции направлены на обогащение дискурса. [1]
Однако имеются и отрицательные тенденции в речевом развитии учащихся: в старших классах обогащение словарного запаса протекает быстрее, чем его активизация; Речь студентов часто становится безэмоциональной, слишком книжной и сложной, а иногда снижается разнообразие использования уже усвоенных языковых средств.
Речевое развитие учащихся – это процесс овладения речью: средствами языка (фонетика, лексика, грамматика, культура речи, стили) и механизмами речи – ее восприятием и выражением мыслей. Процесс Р. встречается в дошкольном и школьном возрасте и у взрослых.
Методика развития речи учащихся – раздел методики русского языка. Изучает методы и приемы обогащения и активизации словарного запаса учащихся, формирования грамматического строя речи учащихся (морфологические средства, словосочетания, предложения), связной речи - монолога и диалога, повествования, описания и рассуждения, стилей речи.
Творческая деятельность учащихся по русскому языку представляет собой сочетание тех видов работы, в которых проявляется их наибольшая самостоятельность; упражнения, в которых учащиеся создают новый текст, составляют устные и письменные рассказы, очерки, очерки, юмористические статьи, отчеты, отчеты о результатах наблюдений и исследований.
Творческие работы учащихся отражают личность, чувства, взгляды и жизненную позицию учащегося. Творческая работа – мощный воспитательный инструмент
Логические упражнения – это вид языковых упражнений, обычно включаемый в систему развития речи в первые годы обучения. Они получили широкое развитие в учебниках XIX века. – Е. О. Гугель, К. Д. Ушинский, Н. А. Корф. [2
Это операции группировки, выделения частей целого, подчинения конкретных понятий родовым, классификации, сравнения, описания, определения понятий, построения суждений и умозаключений, противопоставления и других аналитических и синтетических операций.
Ролевая игра – это методический прием обучения речи с использованием коммуникативных методов. На родном языке – при овладении речевым этикетом, при развитии полемических навыков и диалога в целом, при изучении иностранного языка – в различных ситуациях.
Состоит из создания ситуаций, в которых каждый участник получает вымышленное имя, социальную роль – турист, гид, медсестра, журналист и т. д.
Ведущий, то есть преподаватель (профессор), направляет ход беседы. Р. и. создает мотивацию, близкую к естественной, вызывает интерес и повышает эмоциональный уровень учебной работы учащихся.
Работа по развитию речи является важнейшим компонентом формирования коммуникативных умений учащихся, приобретение которых составляет основную практическую цель обучения русскому языку: речь используется всеми носителями языка во всех сферах человеческой деятельности.
Целенаправленная работа по речевому развитию учащихся направлена на развитие коммуникативных навыков и умений: умения правильно выражать мысль устно и письменно (в соответствии с нормами русского литературного языка), четко, точно и выразительно. в соответствии с ситуацией общения и целью высказывания, а также умением понимать чужой текст, осуществлять обработку информации и вести диалог.[3]
Работа по речевому развитию строится на следующих принципах.
Во-первых, в работе по развитию речи особое значение приобретают такие общедидактические принципы, как системность, связь теории и практики, взаимозависимость разделов, доступность, индивидуальный подход к учащимся, сила и наглядность.
Работа по развитию речи проводится последовательно в каждом классе средней школы, причем основным аспектом этой работы является практический аспект, связанный с разными видами речевой деятельности, восприятием, представлением, преобразованием, обработкой информации и производством текста. Данная работа проводится на материале, доступном каждой возрастной группе.