Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время в образовании возникла потребность качественно нового обращения к исследованию народного искусства и народных традиций. В своем историческом и культурном развитии человечество всегда опиралось на опыт прошлых поколений. В современном мире утрата веры в идеалы привела к дефициту духовности и чувства национального самосознания. Поэтому сегодня так необходимо приобщение подрастающего поколения к пониманию ценностей национальной культуры.
При этом и педагоги, и психологи сходятся во мнении о том, что начинать приобщать подрастающее поколение необходимо уже с раннего возраста. Так как первые годы жизни ребенка – это важный этап его воспитания. Именно в этот период происходит всестороннее развитие, и начинают развиваться те чувства, черты характера, которые в дальнейшем связывают ребенка со своим народом. Поэтому воспитание в этом возрасте и заключается в том, чтобы подготовить почву для развития личности, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками.
Отсюда, сегодня все больше внимания в процессе воспитания подрастающего поколения уделяется народному творчеству, изделиям традиционных народных промыслов, декоративно-прикладному искусству, к которым относится и народная игрушка.
Народная игрушка – это одна из ранних форм художественного творчества народа, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры народа.
Так, А.М. Берко, Л.А. Боровцова, И.В. Гилева, Т.А. Макарова, и др. утверждают в своих исследованиях, что игрушка связана с ребенком, в процессе восприятия народной игрушки происходит формирование его умственных, физических и нравственных качеств, так как все образы народной игрушки решены творчески. Н.И. Кузан говорит о том, что творчество как фантазия, остроумие, смелость, изобретательность проявляется в области народной культуры с особенной полнотой и многосторонностью. В связи с этим игрушка становится могучим средством, с помощью которого ребенок эмоционально осмысливает окружающий мир, развивает свои способности, формирует свое мышление.
Поэтому в настоящее время исследователями большое внимание уделяется вопросам роли народной игрушки в процессе всестороннего развития ребенка.
Анализ литературы по данной теме позволяет говорить о том, что включение в современную систему обучения и воспитания детей раннего возраста элементов декоративно-прикладного искусства, в частности изучения народной игрушки, необходимо для всестороннего развития. Но при этом приходится констатировать, что сегодня существует небольшое количество работ, затрагивающих вопросы практической деятельности педагога по ознакомлению детей раннего возраста с народной игрушкой, разработанной в соответствии с требованиями современной системы образования.
Цель исследования: выявить влияние народной игрушки на всестороннее развитие детей раннего возраста и описать технологии знакомства детей с народной игрушкой в образовательном процессе ДОУ.
Объект исследования: всесторонне развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования: технологии знакомства детей раннего возраста с народной игрушкой.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности всестороннего развития детей раннего возраста.
2. Рассмотреть современные исследования проблемы влияния народной игрушки на всестороннее развитие детей.
3. Изучить народную игрушку как средство всестороннего развития детей раннего возраста.
4. Определить разновидности народной игрушки.
5. Проанализировать технологии знакомства детей раннего возраста с народной игрушкой.
6. Определить организацию предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении при ознакомлении детей с народной игрушкой.
Методологической основой исследования выступили труды Е. Медкова, М.В. Межиевой, Т.В. Нудженко, Т.С. Паниной, М.В. Попова, Т.С. Комарова, В.Г. Рысько, и др. В своих работах они раскрывают проблемы развития детского творчества, особенности всестороннего развития детей раннего возраста. Значительный вклад в разработку теории и методики преподавания декоративно-прикладного искусства внесли работы Л.А. Боровцовой, Л.Ю. Демочко, Р.Г. Казаковой, О.В. Парфеновой, Е.А. Стребелевой, А.П. Усовой, и др. В своих работах авторы раскрывают общие, традиционные методы и приемы по ознакомлению детей дошкольников с народной культурой, изделиями декоративно-прикладного искусства.
Методы исследования: содержательный анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов по избранной проблеме; наблюдение; сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
1.1 Особенности всестороннего развития детей раннего возраста
Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребенок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой [24, с. 55].
Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения [24, с. 80].
На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности [17, с. 90].
Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим [4, с. 56].
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:
- развитие предметной деятельности;
- развитие общения с взрослыми;
- развитие речи;
- развитие игры;
- приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;
- развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности [4, с. 78].
Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.
На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности [25, с 11].
Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.
На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.
Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга [23, с. 98].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексо, В.А. Роль народной игрушки в сенсорном воспитании детей раннего возраста [Текст] //European Social Science Journal. - 2021. - № 7. – 167 с.
2. Анисимова, Н.Н. Приобщение детей раннего возраста к народной культуре [Текст] //Детский сад: теория и практика. – 2013. - № 9. – 188 с.
3. Ахтян, А.Г. Особенности воспитательно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей раннего возраста на основе ознакомления с народной культурой [Текст] //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – 91 с.
4. Баранов, С.П. Педагогика [Текст]: учебное пособие для пед. колледжей – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2023. – 368 с.
5. Берко, А.М., Космина, О.Н. Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста [Текст] //Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – 146 с.
6. Блинова, Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: рассказы о народной игрушке [Текст]. – М.: Детская литература, 2018. – 189 с.
7. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства [Текст]. – М.: Искусство, 2015. – 168 с.
8. Богоявленская, Д.Б. О предмете и методе исследования художественно-эстетического восприятия детей раннего возраста [Текст] //Психологический журнал. – 2011. – 58 с.
9. Боровцова, Л.А. Устное народное творчество как средство развития артикуляционной моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития [Текст] //Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – 154 с.
10. Гилева, И.В. Народная игрушка как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста [Текст] //Дошкольное образование – развивающее и развивающееся. – 2014. – 455 с.
11. Грибовская, А.А. Детям о народном искусстве [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2007. – 344 с.
12. Демочко, Л.Ю. Использование нетрадиционной техники декупажа в художественной деятельности детей при ознакомлении с народной игрушкой [Текст] //Дошкольная педагогика. – 2020. – 453 с.
13. Деньшин, А.И. Русская народная игрушка [Текст]. – М.: Просвещение, 1993. – 109 с.
14. Жданова, Н.С. Многофункциональность игрушки – как фактор активного использования ее в процессе обучения и развития [Текст] //Дошкольное воспитание. – 2021. – 122 с.
15. Каравашкина, М.Е. Народная игрушка как копилка народной памяти [Текст] //Приволжский научный журнал. – 2013. – 271 с.
16. Кузан, Н.И. Народная игрушка как средство воспитания у детей позитивного отношения к трудовым традициям [Текст] //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – 191 с.
17. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций – 4-е изд. – М.: Юрайт-Издат, 2023. – 607 с.
18. Макарова, Т.А. Роль народных игр и игрушек в нравственно-духовном воспитании детей раннего возраста народа САХА [Текст] //Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – 422 с.
19. Нудженко, Т.В. Возможности народной игрушки в развитии ребенка раннего возраста [Текст] //Народное творчество. – 2013. – 111 с.
20. Нысвятыпаско, А.С. Значимость народной игрушки в развитии и образовании детей [Текст] //Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2014. - №21. – 89 с.
21. Олесина, Е. Народное творчество в нашей жизни [Текст] //Искусство. – 2006. - № 13. – 18 с.
22. Погодина, С. Роль изобразительного творчества в становлении ребенка как личности [Текст] //Дошкольное воспитание. – 2019. - № 9. – 134 с.
23. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей раннего возраста [Текст]: сборник научных трудов /под ред. Т.С. Комарова. – М.: Дашков и К., 2008. – 156 с.
24. Рысько, В.Г. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций. – М.: Омега–Л, 2012. – 336 с.
25. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет: Ранняя диагностика умственного развития [Текст]. – М.: Компания Петит, 2019. – 187 с.
26. Ушакова, Н.В. Влияние народной игрушки на уверенность в себе ребенка раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] //Сборник конференций НИЦ. Социосфера. – 2013. - № 9. – С.46 – 50.
27. Широкова, Е.И. История игрушки (историко-педагогический анализ) [Текст]. – СПб.: Речь, 2018. – 167 с.
28. Шулика, М.В. Значение народной игрушки в жизни детей младшего дошкольного возраста [Текст] //Вестник томского государственного университета. – 2013. – 112 с.
29. Щербакова, А.А., Барышева, Т.А. Игровые технологии в эстетическом воспитании детей раннего возраста [Текст]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 263 с.