Фрагмент для ознакомления
2
«Физическая культура» является обязательный учебным предметом в любом образовательном учреждении. Сам предмет «Физическая культура» является базой в физическом воспитании школьников.
Организация физического воспитания школьников подчеркивается в Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, и определяется на основе основных образовательных погоды в объёме государственных стандартов и дополнительных образовательных программ, установленных образовательным учреждением самостоятельно [17].
Содержание физического воспитания определяется формами, методами и средствами.
По формой занятий по физическому воспитанию понимаются способы организации учебно-воспитательного процесса, при которых каждый этап характеризует определённый тип взаимодействия учителя с обучающимися и необходимые условия обучения [20].
Формы занятий по физическому воспитанию достаточно вариативны. Они изменяются в зависимости от задачи физического воспитания, возраста, пола обучающихся. Но главным условием физического воспитания является то, что занятия должны носить разнообразный характер.
В методике физического воспитания выделяют следующие формы физических упражнений урочные и внеурочные.
Среди данных форм занятий по физическому воспитанию основное внимание в образовательном учреждении уделяется урочным формам, т.е. урокам.
Урочные формы представляют собой занятия, проводимые под руководством учителям с постоянным составом обучающихся [20].
От других форм занятий по физическому воспитанию у уроков есть ряд преимуществ:
- массовость организации обучения;
- систематическая занятость обучающихся физическими упражнениями;
- регламентируется основными программами физического воспитания на основе длительного обучения;
- проводится с учетом возраста и особенностей школьников;
- проводится под руководством педагогов физической культуры;
- оказывает систематическое влияние на здоровье и физическое развитие обучающихся [20].
В школе проводится 2 занятия по физкультуре в неделю. Продолжительность занятия 45 минут. Каждое третье занятие проводится на открытом воздухе.
Структура уроков физической культуры общепринята: урок состоит из вводной, основной и заключительной частей. Разделение уроков связано с физиологическими и психолого-педагогическими закономерностями [20].
В каждый возрастной период развития школьников при выборе методов обучения учитываются особенности этого возрастного этапа. Под методом понимается способы взаимодействия учителя и обучающихся. Младшие школьники, несмотря на переход к ведущей учебной деятельности, еще испытывают большое желание к игре. Именно поэтому игра выступает мощным педагогическим методов физического воспитания младших школьников.
Особенности игровой деятельности в разрезе физического воспитания:
- спонтанность и постоянное изменение движений;
- регламентированность;
- коллективное участие;
- развитие физических качеств;
- опора на психофизиологические функции: внимание, сенсомоторное восприятие, переключаемость внимания.
Для каждого занятия необходимо продумать способы осуществления игры и ее организацию в условиях местности и размещения физкультурного оборудования. Это позволит более эффективно использовать время, отведенное на занятия физической культурой, и повысить двигательную активность детей. При проведении занятий по физической культуре рекомендуется использовать общепринятые методы организации детей - фронтальную, потоковую, групповую и индивидуальную.
На уроках физкультуры на школьников действуют различные раздражители из внешней среды, при этом школьники не готовятся к восприятию этих раздражителей. В основе такой перцептивной деятельности лежит ориентировочный безусловный рефлекс. Подобная направленность сознания характеризует непроизвольное внимание [1]. На уроках физической культуры необходимо учитывать как положительные, так и отрицательные стороны непроизвольного внимания. Сильное воздействие внезапных раздражителей может вызвать у учащихся охранительное торможение. Учителя физкультуры должны учитывать эту особенность непроизвольного внимания и снижать воздействие этих раздражителей. Прежде всего - это правильное расположение занимающихся в зале, по отделениям, правильная постановка задач урока.
Сознательная направленность школьника на выполняемую двигательную деятельность характеризует произвольное внимание. Для организации произвольного внимания необходима четкая постановка задач урока, контроль учителя за выполнением поставленных задач [2], использование учителем различных приемов, например, акцентирование голосом и другими звуковыми сигналами выполнение отдельных технически сложных элементов двигательного действия. Это слуховые ориентиры («хоп»), музыкальное сопровождение, которое, к сожалению, не во всех школах находит применение, применение отметок - ориентиров: отметки разбега при прыжках в длину и в высоту, при опорном прыжке - отметка постановки рук на коня и т. д.
Для формирования устойчивого внимания необходимо давать короткие задания, которые бы осуществляли направленность сознания на восприятие пространственных параметров движения, таких как величина бегового шага, размах в движении руками, выполнение движения с различным направлением (бег по прямой, по виражу, противоходом, змейкой), работа над точностью упражнения.
Развивать внимание учащихся на уроках физической культуры целесообразно с помощью игровой деятельности, поскольку игра способствует развитию не только всех физических качеств, но и психических, и, в частности, внимания, так как подвижные и спортивные игры параллельно с физическим развитием решают задачи и познавательного характера, осуществляют межпредметные связи. Концентрация внимания учащихся во время подвижных и спортивных игр также способствует активизации их внимания на уроках по другим предметам и лучшему усвоению школьной программы.
Подвижная игра, ее содержание, структура, особенности использования и влияние на детский организм была подробно изучена такими исследователями как П.Б. Волкова, Л.И. Пензулаева, Е.А. Тимофеев и многие другие.
Рассмотрим определение понятия «подвижная игра»:
- условно самостоятельная деятельность детей, нацеленная на отдых, развитии, познании (П.Б. Волкова);
- средство расширения знаний о представлений об окружающем мире, развития психических и физических качеств (В.А. Лепешкин).
Итак, представим рабочее определение понятию «подвижная игра» - это сознательная и активная деятельность младших школьников, которая руководствуется правилами и определяет характер, темп и направление двигательных задач.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. 2000. №2. С.47-53.
2. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243-244. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 18.12.2023).
3. Афанасьев В.Ф. Особенности изменения произвольного внимания младших школьников в условиях учебной деятельности // Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. - Вологоград, - 2008 - 236 с.
4. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – Московский психолого-социальный институт, 2006. – 632 с.
5. Бобокулова Г. Ш. Основные положения определения развития внимания // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1020-1022. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29001/ (дата обращения: 18.12.2023).
6. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме: «Формирование умственных действий и понятий»: [Доклад, представленный на соиск. уч. степени д-ра психол. наук] / Моск. государств. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: 1965. 51 с.
7. Гиппенрейтер Ю.Б., Романович В. Я. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. – 2001. – № 4. – С. 67-72.
8. Гомезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
9. Захарова И. Н. Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость и переключаемость у младших школьников // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 272-275. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54570/ (дата обращения: 18.12.2023). https://moluch.ru/archive/235/54570/ (дата обращения: 18.12.2023).
10. Зобкова Елена Валерьевна, Полякова Наталья Николаевна ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ // E-Scio. 2020. №10 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vnimaniya-na-urokah-fizkultury-u-shkolnikov (дата обращения: 22.02.2024).
11. Маpютина Г.М., Мешкова Т.А., Гавpиш Н.В. О связи свойств внимания и успеваемости учащихся вторых классов. // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1988. 78 с.
12. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
13. Мусина З. С. Развитие внимания у детей и пути его воспитания // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - №23. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vnimaniya-u-detey-i-puti-ego-vospitaniya (дата обращения: 18.12.2023).
14. Немов Р.С. Общая психология: краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
15. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское агентство, 1996. 374 с.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
17. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб, 2004 - 248с.
18. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Спб.: Питер, 2001. – 224 с.
19. Сидорина Е.В., Катушенко О. А., Фалина С. А. Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60-4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 18.12.2023).
20. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 030900-Дошк. педагогика и психология, 031100-Педагогика и методика дошк. образования / Э. Я. Степаненкова. - 2-е изд., испр. - Москва :Academia, 2006 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 364 с.
21. Страхов И.В. Воспитание внимания школьников. – М.: Просвещение, 2000. – 128 с.
22. Сухих А.В. Психология познавательных процессов: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 240 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2016. – 45 с.