Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Семья всегда, во все времена представляла собой сложное социальное явление. Семья связана общим бытом и взаимной ответственностью. В развитии любого общества роль семьи играет очень важную роль, является обязательным компонентом любого социума и выполняет различные социальные функции.
К числу основных направлений развития государственной социальной политики относится поддержание благополучия семьи и детства. Категория благополучия объединяет материальные и интеллектуально-эмоциональные ресурсы семьи для обеспечения достойного уровня и качества жизни каждого её члена. Именно благополучная семья является базовым элементом эффективного функционирования и воспроизводства социума. При этом в обществе существует немало семей, которым для нормального существования требуется помощь со стороны государства. Многодетные семьи также к ним относятся. Очевидно, что такие семьи нуждаются в социальной поддержке со стороны государства.
Семья – это источник прироста населения, поскольку именно через семью продолжается продолжение человеческого рода. Именно в семьях воспитывается новое поколение и закладываются основы для формирования зрелой личности. Через семью передают нравственные представления и ценности социального общества. Всегда очень важно говорить о культуре внутрисемейных отношений, поскольку, это была и остаётся одна из составных частей общей культуры всего общества.
По тем признакам, насколько сегодня обеспечена многодетная семья и насколько она благополучна, судят в целом о благополучии общества. Качество жизни и экономический прогресс также можно оценивать по степени благополучия семей. В обществе возникают ситуации, когда многодетные семьи и дети в семьях нуждаются в поддержке государства. Многодетные семьи часто попадают в сложные жизненные ситуации и причин этому не мало. Чаще всего это семьи, где достаточно, где недостаточно финансовых средств. У таких семей часто возникают похожие проблемы – финансовые, медицинские, проблемы с трудоустройством и др. Не исключено, что это может повлечь за собой внутрисемейные конфликты.
В современных условиях семья, имеющая трех и более детей, относится к многодетным семьям. Проблемой исследования многодетной семьи является вопросы экономического плана и бюджета семьи. При этом также существуют не менее важные вопросы, которые относятся к проблеме развития детей в многодетной семье.
Многодетность может быть фактором риска психического здоровья детей, поскольку между ними может возникать различного рода соперничество. В многодетной семье могут возникать негативные отношения друг к другу, последствия которых могут отрицательно влиять на личность каждого из детей. В силу своей загруженности, разные родители по-разному эти проблему решают.
Актуальность исследования заключается в том, что экономический кризис, растущая материальная и социальная поляризация общества и др., обострили положение многодетных семей. Постепенный распад нормативной системы многодетного родительства привело сегодня к широкому распространению норм малодетности. В современных условиях семья, имеющая трех детей, уже относится к многодетным семьям.
Степень разработанности проблемы. Степень научной разработанности такого рода проблемы была определена учеными-исследователями А.Я. Варга, В.Н. Котырло, В.Г. Нечаева и др. Они отмечали, что основной причиной негативных отношений детей между собой является неправильная позиция родителей к ним. Эта позиция определяет тип воспитания в семье.
Цель – представить содержательную характеристику возрастных внутрисемейных конфликтов в многодетной семье.
Объект: внутрисемейные конфликты в многодетных семьях в возрастном аспекте
Предмет исследования: формы и способы организации взаимодействия членов семьи в многодетных семьях, с целью выявления межличностных возрастных конфликтов.
Гипотеза исследования. Процесс взаимодействия членов семьи в многодетных семьях будет продуктивным, если будут выявлены причины межличностных возрастных конфликтов и будут найдены пути их преодоления. Это произойдёт при повсеместном взаимодействии многодетной семьи с социальной службой муниципалитета.
Задачи:
1. Уточнить понятие «внутрисемейные возрастные конфликты в многодетных семьях.
2. Определить причины внутрисемейных возрастных конфликтов в многодетных семьях.
3. Охарактеризовать направления социальной помощи и поддержки многодетным семьям с целью устранения конфликтов и предложить рекомендации семьям, воспитывающим 3 и более 3 детей.
Практическая значимость исследования. Заключается в оптимизации семейного воспитания путем выработки рекомендаций для родителей и педагогов в условиях многодетной семьи.
Эмпирическая база исследования. Дети 8 семей. 4 многодетные семьи и 4 семьи, имеющие одного ребёнка. Дети являются учениками СОШ.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования возрастных внутрисемейных конфликтов в многодетных семьях
1.1. Дефиниция понятия возрастные внутрисемейные конфликты
в многодетных семьях
Прежде чем рассматривать природу межличностные возрастные конфликты в многодетных семьях, важно также рассмотреть тип воспитания в семье и провести теоретический анализ психологических особенностей детей из многодетной семьи. В этом вопросе поможет изучение и использование прогрессивного опыта педагогики и психологии в условиях многодетной семьи. Любая семья является индивидуальной социальной средой и непосредственно влияет на каждого члена семьи. Несомненно, существует связь между стилем воспитания в многодетной семье и формирующимися личностными качествами каждого ребёнка.
Супружеские отношения являются одним из главных факторов, влияющих на психологический микроклимат в семье. Они обусловливают стиль воспитания и характер системы отношений «родители – ребенок». Это в свою очередь определяет особенности системы отношений в многодетной семье «ребенок – ребенок». Для этого важно понимать, как именно проводят своё время дети в многодетной семье, как они учатся, как играют и др. На рисунке 1 показано, как обстоит положение дел у многодетных семей в России.
Сегодня важно отметить, что многодетные семьи находятся под защитой социальных служб различных направлений. Сотрудники социальной службы, при реализации социальной работы с многодетными семьями разрабатывают и создают необходимые условия, которые способствуют восстановлению и улучшению способности нуждающихся в этом людей к социальному функционированию. Основным направлением деятельности при социальной защите такого рода являются социальные гарантии. Под ними понимают обязательства государства по отношению к определённым категориям
общества, имеющим различного рода проблемы [10]. Эти проблемы могут быть самого разнообразного характера, медицинские, финансовые и др. Любые проблемы подобного рода решают с помощью государственной поддержки многодетных семей.
Рис.1. Положение многодетных семей в России.
Под социальной работой понимают особый вид деятельности, целью которой является удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов различных групп общества. Формы государственной поддержки при этом, могут быть следующими:
- денежные выплаты семье на детей;
- трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие
льготы родителям и детям;
- социальное обслуживание семьи;
-оказание консультативной помощи и др.
С течением времени количество нуждающихся многодетных семей растёт и можно говорить о положительной динамике подобного роста. Характеристикой семьи является её структура. Под структурой семьи понимают систему отношений и степени родства. В структуре семьи учитываются количество членов семьи, их родственные связи и характер взаимоотношений. Главной функцией семьи является первичная социализация детей, их формирование и развитие. В жизнедеятельности семьи сегодня выделяют функции семьи по удовлетворению определённых потребностей всех её членов. К таким функциям относят:
-первичный социальный контроль;
-обеспечение выполнения социальных норм поведения всеми членами семьи;
-удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве и др.
Важно рассмотреть Понятие и типология многодетных семей. Многодетной семьёй принято считать семью с тремя и более несовершеннолетними детьми. Речь также идёт о детях усыновлённых, удочерённых, о пасынках, падчерицах и др. Все дети считаются таковыми в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы [2]. Количество детей в семьях представлено на рисунке 2.
Рис.2. Количество детей в российских семьях (по состоянию на 2022 год).
Все многодетные семьи, как правило, распределены на 3 категории [6]:
1. Семьи, многодетность в которых запланирована.
2. Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери, или отца.
3. Неблагополучные многодетные семьи, которые образовались в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психических проблем, или асоциального образа жизни.
Первый вариант многодетной семье часто бывает связан с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи и др. такие семьи всегда испытывают множество трудностей. К их проблемам можно отнести малообеспеченность, отсутствие комфортного жилья, состояние здоровья, загруженность родителей и др. Тем не менее, у родителей такой многодетной семьи всегда присутствует мотивация к воспитанию собственных детей.
Второй вариант многодетной семьи возникает в результате второго и последующих браков матери, или отца. В семьях рождаются новые дети и такие семьи могут считаться благополучными, но дети от первых браков часто могут себя ощущать одиноко и испытывать чувство ненужности в семье.
Наиболее проблемными многодетными семьями считаются неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне асоциального образа жизни. Практика показывает, что дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи и реабилитации. Они практически все страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу бывает особенно трудно устроить.
В настоящее время российское семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи. Но не каждый способен усыновить от 3 до 7 детей разного возраста. При этом дети всегда демонстрируют определённую степень социальной дезадаптации. Именно в таких семьях наиболее часто возникают всевозможные трения и конфликты. Все многодетные семьи относятся к категории семей, актуально нуждающихся в социальной защите и поддержке в силу объективно сложившейся трудной жизненной ситуации. Типы и динамика семейных конфликтов представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Типы и динамика семейных конфликтов [24].
Возникшие трудные жизненные ситуации всегда препятствуют дальнейшему функционированию и развитию семьи. Можно говорить о том, что именно этим обусловлен широкий спектр проблем данной категории семей. В целом, к ним можно отнести:
1. Финансовые проблемы.
2. Материально-бытовые проблемы.
3. Проблема трудоустройства членов семьи.
4. Жилищные проблемы.
5. Психолого-педагогические проблемы.
Многодетные семьи являются наименее обеспеченными. У них всегда низкий среднемесячный доход на одного члена семьи. В структуре их доходов пособия на детей невелики. При этом, доля затрат на продовольственные товары всегда выше, что влечёт за собой проблемы в полноценном питании детей. Проблема трудоустройства родителей часто усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены многодетным семьям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астахова, Ю.Г. Социология семьи [Текст] / Ю.Г. Астахова. Липецк: Издательство ЛГТУ, 2012. - 64 с.
2. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы [Текст] / Н.Ф. Басов. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.
3. Боровицкая, Ю.В. Семьеведение: современные технологии социальной работы с семьей [Текст] / Ю.В. Боровицкая, Е.Н. Васильева, М.В. Постнова. – Волгоград: Изд–во ВолГМУ, 2011. – 110 с.
4. Безрукова, О.Н. Одинокие матери: проблемы жизни в мегаполисе [Текст] / О.Н. Безрукова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. - 2007. - No 4.- C. 72–82.
5. Блохина, М.В. Проблемы внебрачной рождаемости [Текст] / М.В. Блохина //Социология. 2006. - No3/4. - С. 133–134.
6. Булкин, Ю.А. Институт семьи в социологическом исследовании проблем стратификации современного общества: автореферат дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 [Текст] / Ю.А. Булкин. – Краснодар, 2015. – 31 с.
7. Варызгина, А.А. Превентивные стратегии избегания бедности, избираемые семьями с несовершеннолетними детьми [Текст] / А.А. Варызгина. - Нижний Новгород: Знания, 2015. - 123 с.
8. Гусева, Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России [Текст] / Т.С. Гусева // теоретические и практические проблемы: авторереф. доктора юрид. наук. - М., 2012. - 32 с.
9. Гуслова, М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей, семьи [Текст] / М.Н. Гуслова // учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272 с.
10. Данилова, С.С. Социологический анализ проблем многодетных матерей в малом городе (На примере Ивановской области) [Текст] / С.С. Данилова // Женщина в российском обществе. - 2009. - No 1. - С. 49–57.
11. Дудкин, А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми [Текст] / А.С. Дудкин. – Пенза: ПГПУ, 2017. – 39 с.
12. Захаров, С.В. Феномен материнства в России [Текст] / С.В. Захаров // Социальные реальности и социальные перспективы.2013. - No4. - С.114-120.
13. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работ по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст] / Т.С. Зубкова // Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2006. - С.79-82.
14. Зыкова, Н.Н. Развитие государственной поддержки семьи, материнства и детства в современных условиях: социологический анализ: монография [Текст] / Н.Н. Зыкова. – М.: Спецкнига, 2012. – 155 с.
15. Калабихина, И.Е. Российская многодетная семья: перспективы и реалии [Текст] / И.Е. Калабихина // Теоретический и практический аспект экономического развития. - М.: ТЕИС, 2018. - С.172-176.
16. Караева, А.К. Социальная поддержка [Текст] / А.К. Караева. Пенза: Российская Академия Естествознания, 2014. - 144 с.
17. Каримова, З.Х. Жизненные ценности одиноких матерей [Текст] / З.Х. Каримова // Социологические исследования, 2007. -No6. - С. 131–134.
18. Киров, П. Какую семью можно признать малоимущей. Помощь малоимущим семьям [Текст] / П. Киров. Москва: Колос, 2014. - 161 с.
19. Кожина, А.Л. Социально-психологическая помощь семье [Текст] / А.Л. Кожина //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2018. - No 8. - С. 55-63.
20. Кокоренко, В.Л. Социальная работа с детьми и подростками [Текст] / В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. – М.: Академия, 2014. –253 с.
21. Кантемирова, Г.А. Социализирующий потенциал многодетной семьи [Текст] / Г.А. Кантемирова. – Владикавказ: Изд–во СОГУ им. К. Л. Хетагурова, 2017. - 163 с.
22. Костенко, М.А. Помогая неполной отцовской семье [Текст] / М.А. Костенко // Отечественный журнал социальной работы. - М., 2007. - No1. - С. 50-54.
23. Левая, Н.А. Институт неполной (материнской) семьи [Текст] / Н.А. евая // исследование потенциала социальной неустойчивости; отв. ред. В.В. Ковалев. – Ростов–на–Дону: Фонд науки и образования, 2016. – 170 с.
24. Левашкина, Т.В. Социально психолого-педагогическое сопровождение семей группы риска [Текст] / Т.В. Левашкина, Н.А. Левая // Работник социальной службы. — 2010. — No3. — С. 39-62.
25. Любимова, А.Д. Российская многодетная семья: основные современные дискурсы [Текст] / А.Д. Любимова, Н.А. Левая // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2012. - Т. 4. - No1. - C. 240–245.
26. Мартынова, Т.Н. Семья как объект и субъект социальной работы [Текст] / Т.Н. Мартынова, Н.А. Левая // Методическое пособие к курсу «Семьеведение». Кемерово: Изд-во Кузбассвузиздат. - 2018. - 321 с.
27. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56831-2015 «Социальное обслуживание населения. Услуги по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.10.2015 N 2164 – ст.)
28. Нафикова, Г.З. Институализация неполной семьи в трансформирующемся обществе: на примере Республики Башкортостан: автореферат дис. канд. социол. наук: 22.00.04 [Текст] / Г.З. Нафикова. – Уфа, 2018. –18 с.
29. Некрасова, О.В. Развитие адаптивных отношений матери и подростка в семье после развода: монография [Текст] / О.В. Некрасов, Н.А. Коваль. – М.: Компания Спутник+, 2017. – 96 с.
30. Николаева, Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация пед. и социальной помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов [Текст] / Я.Г. Николаева. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 159 с.